Во второй половине 1990-х годов в рамках совместного германо-шведского проекта специалистами канадской компании «Optech Inc.» была разработана лазерная локационная система «Hawk Eye» (в переводе с английского — «Соколиный глаз» или «Глаз сокола»), предназначенная для решения задач ПЛО и ПМО в прибрежных и мелководных районах. Испытания опытного образца системы были проведены совместно ВМС Германии и Швеции в водах Балтийского моря в сентябре 1999 г.
При этом немецкие и шведские моряки решали во время испытаний разные задачи, что свидетельствовало о разном подходе к практическому применению лазерной локационной системы:
— шведские моряки испытывали систему «Hawk Eye» для решения различных экспериментальных задач и для решения задач по военному применению системы в варианте авиационного, вертолетного, базирования;
— немецкие же специалисты проводили испытания системы в варианте корабельного базирования для изучения ее возможностей по решению военных задач, а также ее применения для решения задач навигации и в океанографических исследованиях (картографирование морского дна, измерение уровня загрязнения воды и пр.).
Результаты испытаний оказались достаточно многообещающими. В частности, была доказана способность «Hawk Eye» с достаточно высокой эффективностью обнаруживать якорные мины, правда надежность и точность обнаружения их зависела от условий в районе работы (волнение, прозрачность воды и пр.). С другой стороны, поиск и обнаружение с помощью системы «Hawk Eye» донных мин были существенно менее эффективны. В первую очередь — ввиду возникновения множества помех, вызывавшихся многократными отражениями импульсов от морского дна и неспособностью подсистемы анализа и обработки данных осуществить точную селекцию сигналов, отраженных от самой мины и от участка дна, на котором она находилась. Шведские специалисты во время испытаний модификации авиационного базирования опытным путем установили, что в условиях Балтики лазерный сканер может «пробивать» толщу воды до глубины порядка 12-15 м, позволяя уверенно обнаруживать на глубине 10 м донный объект объемом 1 кубический метр с вероятностью 95%.
Впрочем, по результатам испытаний выяснилось — система «Hawk Eye» не способна с высокой эффективностью осуществлять классификацию обнаруженных мин и миноподобных объектов, хотя принимавшие участие в испытаниях специалисты считали возможным устранить данный недостаток путем внедрения более совершенных алгоритмов обработки данных, применения более коротких рабочих импульсов и более производительных ЭВМ. Все указанное не оставляло особых шансов на активное применение системы «Hawk Eye» в интересах военных. В конечном итоге она в модифицированном варианте была принята на вооружение Королевских ВМС Швеции в количестве двух комплектов и в настоящее время используется специалистами Гидрографического управления для решения «мирных задач» и для «обнаружения различных целей».
Основным компонентом шведской системы «Hawk Eye» является приемо-передающий блок, в состав которого входит импульсный твердотельный лазер на иттрий-алюминиевом гранате с неодимом, имеющий, в отличие от аналогичной системы, разработанной для ВМС США, две рабочих частоты — 532 нм («зеленый» диапазон) и 1064 нм (инфракрасный диапазон). Длительность импульса — 7 не, частота — 200 Гц. Инфракрасный луч отражается от поверхности воды, что позволяет определить факт нахождения под носителем именно водной, а не земной поверхности, и расстояние до нее, а зеленый луч проникает в толщу воды и отражается от искомого предмета (мина, препятствие и т.п.) и от морского дна. Глубина проникновения луча в толщу воды зависит от состояния моря и коэффициента затухания луча в воде.
Отраженный инфракрасный луч поступает на оптический приемник, включающий телескоп (оптическую трубу), светоделители, фильтры, диафрагмы и приемники, а отраженный зеленый луч — на фотоэлектронный умножитель и на лавинный фотодиод. Сектор обзора может изменяться в пределах от 15 до 50 миллирадиан. Глубину нахождения объекта можно определить по разнице во времени приема импульсов, отраженных от поверхности воды (ИК импульс) и от самого объекта («зеленый» импульс), естественно с применением соответствующих поправок итп.
Подводя итог, можно отметить, что лазерные локационные (поисковые) системы в обозримом будущем вполне могут стать одними из наиболее эффективных средств обнаружения морских мин, а также иных опасных для кораблей (судов) подводных объектов и элементов противодесантной обороны противника. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь высокой информативностью таких систем; отсутствием демаскирующих признаков, характерных для поисковых систем на основе ГАС или тралов; высокие производительность и мобильность таких систем, размещаемых на борту летательных аппаратов (вертолетов, а в перспективе — самолетов и БЛА), а также высокая точность выявления искомых объектов. Однако на данном историческом этапе более активному распространению лазерных локационных противоминных систем препятствует ряд недостатков, присущих таким системам, важнейшими из которых можно считать высокую зависимость эффективности их работы от прозрачности воды и погодных условий в районе поиска, а также достаточно существенное пока ограничение по глубине обнаружения искомых объектов.