Лазерная противоминная система авиационного базирования AN/AES-1 ALMDS (Airborne Laser Mine Detection System), разработанная специалистами подразделения «Integrated Systems» корпорации «Northrop Grumman» предназначена для поиска и обнаружения морских мин, противоминного обеспечения корабельных ударных групп (особенно авианосных и десантных) при форсировании проливных зон, узкостей и иных районов, потенциально опасных с точки зрения минной угрозы, а также для оперативного противоминного обеспечения морских десантных операций.
В апреле 2000 г. командование ВМС США выпало компании «Northrop Grumman» контракт стоимостью 39 млн. долл., согласно которому та должна была выполнить разработку системы и построить опытный образец. При этом заказчик потребовал обеспечить максимально больший обзор акватории за один проход на большой скорости, что непосредственным образом отразилось на конструктивных особенностях системы. После получения вышеуказанного контракта на разработку и испытание системы AN/AES-1 компания в соответствии с графиком выполнила необходимые работы и в апреле 2004 г приступила к испытаниям опытного образца на борту специально выделенного для этих целей вертолета MH-60S. Испытания проходили довольно успешно, а 16 июня 2005 г. официальный представитель ВМС США объявил о том, что компания «Northrop Grumman» завершила этап разработки и демонстрации возможностей системы и готова приступить к началу малосерийного ее производства. При этом представитель ВМС США сообщил, что командование американского флота намерено до 2011 финансового года включительно приобрести 57 комплектов системы AN/AES-1 (чего, однако, в конечном итоге не произошло).
13 сентября 2005 г компания «Northrop Grumman» получила контракт №61331-05-С-0049 стоимостью 124,5 млн. долл., который предстояло выполнить в два этапа:
— на первом этапе — в рамках малосерийного производства собрать и поставить флоту три комплекта AN/AES-1 (LRIP 1; стоимость работ — 45,5 млн. долл.);
— на втором этапе — поставить шесть контейнеров в рамках малосерийного производства, плюс передать заказчику первую серийную партию из шести контейнеров, два учебных комплекта и обеспечить необходимую логистическую поддержку Данный этап был оформлен в виде опциона, стоимость по нему была оценена примерно в 79 млн. долл., а конкретное оформление заказов надлежало оформлять уже в виде отдельных дополнительных контрактов.
Первая система AN/AES-1 была передана ВМС США в январе 2007 года во время торжественной церемонии, организованной на предприятии «Northrop Grumman» в Мельбурне, штат Флорида. До марта она прошла первый этап наземных испытаний, после — второй этап наземных испытаний в специализированном центре в Панама-Сити, а затем успешно прошла этап летных испытаний. 6 марта 2008 года компания в рамках контракта от 2005 г. получила дополнительный контракт стоимостью 24 млн. 912 тыс. 910 долл. на производство второй малосерийной партии из трех комплектов AN/AES-1 (LRIP 2), последний из которых был поставлен 11 марта 2010 г.
24 июня 2010 г. компания «Northrop Grumman» в рамках контракта от 2005 г. получила дополнительный контракт стоимостью 9,5 млн. долл. на послепродажное техобслуживание поставленных систем, включая их ремонт, модификацию и доработку под требования заказчика, а 29 сентября того же года компания получила контракт №61331-10-С-0023 стоимостью чуть более 45 млн. долл. (45.016.222 долл.) на поставку третьей малосерийной партии лазерной локационной системы авиационного базирования в количестве четырех комплектов, а также различные запчасти и предоставление технической поддержки. Однако 5 апреля 2012 г ВМС выдали компании новый контракт стоимостью 27 млн. 58 тыс. 492 долл., по которому количество комплектов в LRIP 3 было увеличено на три.
В настоящее время система AN/AES-1 ALMDS успешно прошла этап эксплуатационной оценки и испытаний (завершен в 2012 г) и принята на вооружение ВМС США в составе бортового вооружения вертолетов MH-60S и элемента модуля противоминной обороны ЛБК. При этом следует указать, что Командование военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) в перспективе намерено расширить область практического применения системы AN/ AES-1 как в отношении спектра решаемых задач (считается, что AN/AES-1 может с высокой эффективностью использоваться для решения задач ПЛО, в борьбе с различными надводными целями, а также в рамках обеспечения безопасности портов, возложенной на силы Береговой охраны США), так и в части, касающейся расширения списка носителей данной системы. В частности, планируется изучить возможность применения данной системы на самолетах БПА типов P-3C «Орион» и P-8A «Посейдон», плюс к тому в перспективе командование ВМС США не исключает возможности оснащения данными системами крупных БЛА, принятых и предстоящих к поступлению на вооружение ВМС США.
Кроме того, лазерную локационную систему AN/AES-1 планируется включить в состав так называемой «Авиационной системы быстрой нейтрализации мин» или RAMICS (от Rapid Airbornt Mine Clearance System), которая предназначается для борьбы с плавающими, якорными и донными минами, которые будут обнаруживаться различными поисковыми системами, включая лазерную локационную, и уничтожаться при помощи 30-мм автоматической пушки Mk.44 «Bushmaster». Разработка системы AN/AWS-2 RAMICS осуществляется для ВМС США компанией «Northrop Grumman». В заключение стоит отметить, что в начале февраля 2012 г компания «Northrop Grumman» получила первый контракт на системы AN/AES-1 от зарубежного заказчика — командование японских ВМС решило приобрести четыре комплекта системы AN/AES-1 для применения в рамках решения задач по защите береговой линии и обеспечения безопасности судоходства на море.
В качестве носителей японские адмиралы выбрали вертолеты МСН-101 (AW-101), выпускаемые совместно компаниями «Agusta Westland» и «Kawasaki» и стоящие сегодня на вооружении авиации японского флота (ВМС Японии планирует приобрести 11 вертолетов, первый поставлен в 2007 г, а передача последнего намечена на 2015 г.). Причем контракт предусматривает не просто поставку комплектов, а совместную работу вместе с японскими компаниями «Kawasaki Heavy Industries» и «Fujitsu Limited». Последние будут проводить интеграцию системы на борт МСН-101, которые в настоящее время уже оснащены противоминной поисковой системой AN/A0S-24A на базе ГАС бокового обзора. Система ALMDS, установленная на вертолете МСН-101, позволит японским ВМС обеспечить покрытие большой площади акватории со скоростью полета вертолета-носителя. Система ALMDS позволяет средствам противоминной обороны идти далеко впереди тех угроз, с которыми они борются.
Важной особенностью системы AN/AES-1 ALMDS является то, что с самого начала ее было решено включить в состав так называемого модуля противоминной обороны (mine-warfare mission module) литоральных боевых кораблей (ЛБК), в составе которого она должна была обеспечить эффективный поиск, обнаружение, классификацию и определение точных координат плавающих, дрейфующих и притопленных мин, а также якорных мин, находящихся на расстоянии до 15 м от поверхности воды. AN/AES-1 представляет собой лазерную локационную систему контейнерного типа, в которой отсутствуют сложные механизмы привода сканирующего блока, как это имеет место, например, на обычной РЯС. В качестве носителя данной системы выбран вертолет корабельного базирования MH-60S «Knight Hawk». Контейнер с системой AN/AES-1 подвешивается на пилоне с левого борта вертолета посредством стандартного бомбового держателя типа BRU-14 (Bomb Rack Unit). Направление лазерного луча — вниз-вперед по курсу полета носителя.
Собственно контейнер, в котором находится аппаратура рассматриваемой лазерной локационной системы, по данным компании-разработчика, имеет длину 2,72 м, диаметр 0,533 м и весит около 365 кг (по данным справочника Jane’s — 381 кг). В контейнере, начиная с передней его части, расположены: система жизнеобеспечения, центральный отсек с блоками электронной аппаратуры, система герметизации (наддува) контейнера, лазерный блок (вместе с лазерным передатчиком), приемники отраженных от препятствий лучей лазера, в роли которых выступают четыре фотокамеры, а также блок питания и контрольный блок. Управление работой AN/AES-1 осуществляется с приборной доски в кабине вертолета MH-60S, туда же на многофункциональные индикаторы выводятся данные — результаты сканирования водного пространства.
Лазерный блок разработчик, в свою очередь, построил на базе лазерного локатора, лидара, с импульсным твердотельным лазером на иттрий-алюминиевом гранате с неодимом с рабочей длиной волны 532 нм, длительностью импульса 9 не и рабочей частотой 100 Гц. Причем лидар для данной системы был разработан специалистами компании «Arete Associates» на базе запатентованной ею специальной технологии, получившей название STIL — от Streak Tube Imaging LIDAR, что можно перевести с английского примерно как «Лидар с электронно-оптическим устройством с временным разрешением». В данном случае в рабочем контуре используются импульсный лазерный излучатель и электронно-оптическое устройство (камера) с временным разрешением, что позволяет получать трехмерную (по трем координатам) картинку с высоким, не хуже 1,25 см, разрешением.
В противоминной системе данная технология позволила в автоматическом режиме с высокой эффективностью осуществлять обнаружение различных морских мин, а благодаря применению специального алгоритма — выполнять их классификацию. На конечное устройство выводится картинка, на которой отображаются форма и размеры мины (объекта), а также ее точное местоположение в воде (при наличии приемника КРНС — еще и точные географические координаты). Кроме того, система позволяет одновременно формировать точную карту морского дна в обследуемом районе акватории (естественно, в пределах досягаемости по глубине). Полная обработка получаемой с помощью системы информации осуществляется операторами, находящимися на борту корабля, к которому приписан вертолет-носитель.