Программа разработки тяжелобронированного БТР была начата в 1982 г Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые в большом количестве были захвачены израильтянами во время арабо-израильских войн и широко использовались в составе бронетанковых сил армии Израиля. Использование для строительства нового БТР базы трофейного танка было еще и экономически выгодно. В ходе различных военных конфликтов, в которых пришлось участвовать силам обороны Израиля, бои приходилось вести в урбанизированной местности с высокой насыщенностью поля боя противотанковыми средствами, стрелковым оружием калибра 12,7 и 14,5-мм, что приводило к потерям обычных БТР с противопульной броней. По замыслу израильских конструкторов БТР Achzarit предназначался для совместного использования с танками, а также для проведения спецопераций, это должна была быть и штурмовая машина и машина для транспортировки пехоты.
Шасси танка Т-54/55 было несколько модернизировано — трансмиссия и двигатель были заменены новым силовым блоком, созданным компанией NIMDA и состоящим из 8-цилиндрового двухтактного дизельного двигателя водяного охлаждения 8V-71TTA компании General Motors, развивающего мощность 650 л. с., совместно с гидромеханической трансмиссией Allison XTG-411-4. Жалюзи радиатора двигателя вывели на корму. В носовой части корпуса располагаются механик-водитель (слева), наводчик (по центру) и командир машины справа. В средней части корпуса бронетранспортера находится десантное отделение вместимостью 7 человек. По трое бойцов сидят вдоль бортов, еще одно место находится у моторной перегородки. В крыше десантного отделения имеется 6 (4 справа и 2 слева) призменных приборов наблюдения. Моторно-трансмиссионное отделение находится корме БТР.
Каждый член экипажа (командир, механик-водитель и наводчик) имеет свой люк. Крышка люка командира машины представляет собой сводчатый купол и может быть поднята наполовину, чтобы улучшить визуальный обзор местности. Позади трех люков для экипажа в крыше корпуса БТР расположены два люка для десантников: один находится в центре десантного отсека, второй расположен слева и сзади от него. Десантный выход оборудован в корме корпуса с правого борта, благодаря компактности новой силовой установке. Он представляет собой узкую откидывающуюся аппарель и поднимающуюся вверх над корпусом машины крышку со стенками конусного типа. Открывание выхода осуществляется с помощью гидропривода. Кормовое расположение МТО позволило усилить бронезащиту лобовой части машины. За счет применения мощного разнесенного бронирования боевая масса БТР Achzarit возрасла до 44 тонн, (масса танка Т-54/55 с башней составляет 36 тонн). За счет навешивания дополнительной защиты на борта ширина машины увеличилась на 370 мм. В сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР. Броневая защита корпуса дополнительно усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, установлен также комплект динамической защиты. Прочие внутренние системы также модернизированы.
Вооружение БТР Achzarit рассчитано на поражение только живой силы противника и небронированных целей. Основой комплекса вооружения машины является дистанционно управляемый боевой модуль OWS с 7,62-мм пулеметом FN M240. Стрельба из него возможна как дистанционно при закрытом люке стрелка, так и в ручном режиме при открытом люке. При дистанционном управлении пулеметом стрелок использует для наведения комбинированный оптический прицел с ночным каналом. Кроме того на штыревых турелях устанавливается еще три 7,62-мм пулемета M240. Также, как и на танках Merkava, на БТР Achzarit установлен миномет калибром 60 мм.
По замыслу израильского военного командования БТР Achzarit должен использоваться совместно с танками, которые ведут борьбу с бронетехникой противника, а тяжелый бронетранспортер решает задачу транспортировки без потерь пехоты через простреливаемые противником зоны и уничтожения танкоопасной и другой живой силы противника. БТР Achzarit производится Службой вооружений армии обороны Израиля, первые опытные образцы были изготовлены в 1987 году, серийное производство началось в 1988 году. Всего в Израиле в БТР Achzarit было переоборудовано около 500 захваченных танков Т-54 и Т-55.
Серийные образцы:
«Achzarit» Mk.2
«Achzarit» Mk.1 — установлен двигатель мощностью 650 л. с.
«Achzarit» Mk.2 — установлен двигатель мощностью 850 л. с.
на некоторые бронетранспортёры вместо 7,62-мм дистанционно управляемого пулемёта установлен 12,7-мм дистанционно управляемый пулемёт.
бронированная медико-санитарная машина на базе «Achzarit» — создана в 2005 году.
Командно-штабная машина
Технические характеристики БТР Achzarit
Боевая масса, т 44
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 7
Длина корпуса, мм 6450
Ширина, мм 3640
Высота, мм 2000
Тип брони — стальная гомогенная + реактивная
Лоб корпуса, мм/град. 200
Вооружение
— Боевой модуль OWS с 7,62-мм пулеметом FN M240
— Пулемёты 3 х 7,62-мм FN M240
Тип двигателя — дизельного двигателя водяного охлаждения General Motors 8V-71TTA
Гидромеханическая трансмиссия Allison XTG-411-4
Мощность двигателя, л. с. 850
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,85