В 90-х годах в Российскую армия стал поступать одноразовый реактивный пехотный огнемет РПО. Опыт войсковой эксплуатации и боевого применения в контртеррористических операциях показал его высокую эффективность для подавления огневых средств, размещенных в различных защитных укрытиях, городских зданиях, в горах, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений, автотранспортной и легкобронированной техники. Однако возникла проблема доставки огнеметчиков на боевую позицию, не подвергая их жизнь угрозе. С этой целью в конце 90-х в интересах войск РХБЗ началась разработка тяжелой боевой машины огнеметчиков БМО-Т (Объект 564), предназначенной для транспортировки личного состава огнеметного отделения и его вооружения в условиях огневого контакта с противником, а также для жизнеобеспечения экипажа и десанта при применении противником оружия массового поражения.
Вместе с тем, большое обитаемое отделение, мощная броневая конструкция, оснащенная динамической защитой, хорошие ходовые качества позволяют использовать БМО-Т (Объект 564) в качестве тяжелого высокозащищенного транспортного средства для пехоты. БМО-Т может использоваться в боевых порядках мотострелковых и танковых подразделений при их усилении огнеметными подразделениями войск РХБЗ, а также может выполнять автономно задачи по уничтожению отдельных группировок противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т (Объект 564) обеспечивает возможностью безопасной высадки десанта в условиях боевого противодействия, через десантные люки, расположенные в кормовой части бронерубки. При спешивании десант прикрыт как спереди, так и с бортов.
БМО-Т (Объект 564) была создана в Омском КБТМ на шасси танка Т-72 и принята на вооружение Российской армии в 2001 г. Корпус шасси Т-72 подвергся незначительной переделке. В районе отделения управления и отделения управления устанавливается броневая рубка, наподобие тех, что выполнялись на советских самоходно-артиллерийских установках времен Второй мировой войны. Броневая рубка БМО-Т (Объект 564) образует обитаемый отсек, в котором размещены рабочие места экипажа (командира и механика-водителя) и сиденья десанта из расчета на отделение огнеметчиков (7 чел.), боекомплект пусковых устройств и выстрелов реактивных пехотных огнеметов (РПО) в транспортно-пусковых контейнерах в количестве 30 шт.
Необходимый заброневой объем обитаемого отделения БМО-Т, достаточный для размещения 9 человек, достигнут благодаря выносу из корпуса шасси танка части штатного внутреннего оборудования, такого как топливные баки, фильтровентиляционная установка, пускорегулирующая аппаратура, аккумуляторные батареи, часть боекомплекта огнеметчиков и размещения его внутри спонсонов, расположенных по обоим бортам над гусеницами. Защищенность БМО-Т (Объект 564) выполнена на уровне основного танка, она обеспечивается прочным сварным бронекорпусом из листов катанной броневой стали. В лобовой части корпуса применяется комбинированная защита. Лобовая и бортовые проекции машины защищены встроенной динамической защитой «Контакт-5». Ходовая часть машины прикрыта противокумулятивными экранами со встроенной динамической защитой. Внутри обитаемого отделения БМО-Т установлен антинейтронный подбой, выполняющий также функцию антиосколочной защиты. В целом принятые на лобовой и бортовых проекциях меры обеспечивают защиту экипажа и систем машины от большинства современных противотанковых средств ближнего боя.
Для самообороны, прикрытия от воздушного противника, огневой поддержки огнеметного или мотострелкового отделения и борьбы с живой силой и легкобронированными наземными целями противника на БМО-Т установлена пулеметная установка с 12,7-мм пулеметом «КОРД» с коллиматорным прицелом К-10Т и боекомплектом 1000 патронов. По желанию заказчика может быть установлена пулеметная установка с 12,7-мм пулеметом «КОРД» закрытого типа с дистанционным управлением. Для постановки дымовых завес для маскировки машины или высадки и посадки огнеметчиков БМО-Т оборудована системой запуска дымовых гранат 902В «Туча», включающую 12 пусковых установок калибра 81 м. Боекомплект огнеметчиков или мотострелков укладывается в трех разнесенных стеллажах с быстросьемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй — слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями десантников.
Для посадки и высадки десанта в крыше броневой рубки и в кормовой ее части оборудованы четыре люка, закрывающиеся броневыми крышками. Крышки люков на крыше броневой рубки открываются в стороны бортов и позволяют огнеметчикам вести огонь из РПО не покидая машины. Для обеспечения удобства посадки и высадки экипажа и десанта машины в носовой части БМО-Т (Объект 564), на кормовом листе корпуса машины и на бортовых экранах имеются подножки, а на броневой рубке — поручни. Наблюдение за полем боя и окружающей обстановкой командир осуществляет через комбинированный (дневной-ночной) прибор наблюдения ТКН-3Б и четыре призменных перископических прибора наблюдения, установленных по периметру командирской башенки. Для наблюдения за полем боя десантниками в крыше броневой рубки машины установлены 4 призменных прибора наблюдения (два для наблюдения вперед, два — в стороны бортов) и еще два призменных прибора установлены в крышках кормовых десантных люков.
Для наблюдения за обстановкой у командира установлены следующие приборы наблюдения:
— Прибор наблюдения командира ТКН-3;
— Прибор наблюдения электрообогревный ТНПО-160;
— Осветитель ОУ-3ГК (или ОУ-3ГКМ) с инфракрасным светофильтром.
В состав приборов наблюдения механика-водителя входят:
— Прибор наблюдения механика-водителя электрообогревный ТНПО-168В;
— Прибор наблюдения ТНПА-65;
— Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б;
— Инфракрасная фара ФГ-125.
Для десанта в машине установлены: 2 прибора наблюдения ТНП-165А, 3 прибора наблюдения заднего вида ТНПТ-3, а также два прибора наблюдения ТНПА-65. Для связи используется радиостанция Р-174.
В качестве силовой установки на БМО-Т (Объект 564) используется многотопливный двигатель В-84-1 или В-84М. В машине установлено несколько топливных баков. Объём носовых баков составляет 347 литров, бортовых — 961 литр. Для удаления пыли из пылесборника используется двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением. В роли первой ступени выступает циклонный аппарат, в роли второй — кассеты. В качестве основной используется воздушная система пуска, дублирует её электрическая система. Кроме того, для облегчения впрыска используются системы подогрева впускного воздуха, а также форсуночный подогреватель охлаждающей жидкости и масла. Воздушная система силовой установки представляет собой двухцилиндровый поршневой компрессор АК-150СВ. Рабочее давление компрессора составляет 120-160 кгс/см. Силовая передача механическая с повышающим редуктором, бортовыми коробками передач и соосными передачами. Повышающий редуктор имеет привода на компрессор, стартер и вентилятор системы охлаждения. Коробки передач механические планетарного типа с гидравлическим включением фрикционов. Машина БМО-Т (Объект 564) имеет 7 передних и одну заднюю передачу.
В БМО-Т (Объект 564) используется гусеничный движитель. Ведущие колёса расположены сзади. Гусеничная лента металлическая с металлическими или резино-металлическими шарнирами. В одной гусеничной ленте имеется 97 звеньев. В качестве опорных используются двухдисковые катки с наружной амортизацией. С каждого борта имеется по 6 опорных катков. В роли поддерживающих применяются однобандажные катки с внутренней амортизацией. С каждого борта имеется по 3 поддерживающих катка. Подвеска применяется индивидуальная торсионная, на 1, 2 и 5 опорных катках имеются гидравлические лопастные амортизаторы.
Для защиты экипажа и десанта от средств массового поражения в БМО-Т (Объект 564) имеется коллективная система вентиляции и защиты, обеспечивающая надёжную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, химического оружия и бактериологического оружия. В случае возникновения пожара в БМО-Т (Объект 564) имеется автоматическая система пожаротушения трёхкратного действия. Для самоокапывания БМО-Т имеет встроенное оборудование для самоокапывания бульдозерного типа.
Высокие характеристики защищенности и подвижности БМО-Т (Объект 564) позволяют действовать приданым подразделениям огнеметчиков или мотострелкам в едином боевом порядке мотострелковых или танковых подразделений, а также обеспечивать транспортировку личного состава в условиях локальных конфликтов или миротворческих операций при угрозе обстрела стрелковым оружием или противотанковыми средствами.
Технические характеристи БМО-Т (Объект 564)
Боевая масса, т 43,9
Компоновочная схема — заднемоторная
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 7
Длина корпуса, мм 7220
Ширина, мм 3787
Высота, мм 2240
Тип брони — стальная
Пулемёты 1 х 12,7-мм Корд
Другое вооружение — 30 х РПО-А «Шмель»
Двигатель В-84-1, В-84М
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30-40 по грунтовой дороге
Запас хода по шоссе, км 712
Запас хода по пересечённой местности, км 427-657 по грунтовой дороге
Тип подвески — индивидуальная торсионная с амортизаторами 1, 2 и 5 катков
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,6-2,8
Преодолеваемый брод, м 1,2