На эмблеме главной силы сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации до сих пор присутствует танк, который после своего создания не мог похвастать ни выдающимися боевыми успехами, ни конструкцией. Но символом танковых войск стал именно советский тяжелый ИС-3. Из-за необычной передней части конструкторы прозвали детище «щукой». Описание и технические характеристики танка ИС-3 помогут понять, что представляет собой бронированная машина.
История создания
Изучив конструкцию современных танков нацистской Германии, главнокомандующие Советской армии дали приказ создать современный боевой аппарат, который бы достойно давал отпор фашистским «Тиграм». Такое задание было дано двум конструкторским бюро в Челябинске и Кировске. Они должны были повысить защищенность, не лишая боевых машин жестких рамок массы и габаритов. Старые модели было проблематично перевозить, и они не отличались достаточно хорошей маневренностью.
История создания конструкции танка ИС-3 принадлежит главному конструктору челябинского сотового завода М. Ф. Баржи. В августе 1944 года оружейник наслаждался долгожданным отпуском. Пробыв два дня «в состоянии ничего неделания», Михаил Федорович решил привести себя в порядок и пошел бриться. В ванной комнате он невольно бросил взгляд на обычную мыльницу. И тут ему в голову пришла интересная мысль о том, чтобы сделать башню танка такой же формы. На этом его отпуск закончился, так как главный конструктор немедленно приступил к работе.
В итоге инновационная башня была создана М. Ф. Баржи, а основание танка Ж. Я. Котиным. После создания и проведенных испытаний машину показали Йосифу Сталину, который увидев бронированного «левиафана», подписал указ о принятии его на вооружение Советской армии.
Особенности конструкции
Несущая основа ИС-3 была отличной от предшественника ИС-2 тем, как были расположены листы брони. В конфигурации модернизированного танка уже не было литых элементов. А известный многим военным экспертам «нос щуки» выглядел в виде лобовой части из двух листов, которые располагались под двойным углом в виде конуса. Они имели толщину 1 м 10 мм. Нижняя часть бортов «носа» имела толщину в 0, 9 м, верхняя была выполнена в виде Back rake в 60 градусов.
Ниши над гусеницами благодаря отклоненным бортам, прикрывались снаружи кусками из брони. Фактически выполняли роль элементов пассивной защиты для предотвращения или уменьшения разрушительного действия. Бронированные плиты на корме имели толщину 0,6 м, башня – 1 м 6 см. Внутри машины тоже произошли изменения, на месте оставили только боевой пост механика водителя. Но вместо смотровой щели конструкторы оснастили кабину ИС-3 обычным сдвигающимся люком и перископом для проведения работы в условиях боевых действий.
Технические характеристики
Усовершенствованная модель получила более мощную броню и уникальную башню в виде «мыльницы». Также конструкторы модернизировали четырехступенчатую коробку передач. В итоге танк ИС-3 мог похвастать следующими параметрами:
Характеристики | Значения |
Масса полностью укомплектованной машины | 45 т 800 кг |
Экипаж | 4 человека |
Длина | 6 м 90 см |
Ширина | 3м 15 см |
Толщина бронещита, установленного вокруг ствола орудия | 250 мм |
Двигатель | Советский V-образный 12-цилиндровый четырехтактный быстроходный дизельный мощностью 520 лошадиных сил |
Средняя скорость | 40 км/ч |
Расстояние, которое танк может пройти без дозаправки | 340 км |
Вооружение | Пушка 122 мм, пулеметы 12, 7 мм и 7, 62 мм, оборонительные гранаты |
Применение танка
«Первый выход в свет» ИС-3 состоялся в сентябре 1945 года. Он прокатился по главной площади Берлина во время торжественного парада, посвященного окончанию Великой Отечественной войны. Бронированная машина произвела сильное впечатление на представителей армий других стран. Советские военачальники полагали, что именно «Щуки» будут самыми основными боевыми единицами в танковых войсках, но так не получилось.
Принять участие в боевых действиях ИС-3 пришлось только один раз в 1956 году во время подавления бунта Венгерской революции. Советские танки успешно положили конец восстанию, к которому примкнула верхушка местной коммунистической партии. А вот другим машинам «повезло меньше», так как их в основном использовали в качестве мишеней на полигонах.
Например, есть отчет об испытаниях авиационной ракеты С-25. Неуправляемое орудие оставило от танка только дно и куски листовой брони. Европейским странам танк особо не понравился, а вот в Китай СССР поставил два полка машин. Из всех стран только Египет активно покупал и использовал «Щук». Несмотря на прекращение производства боевых единиц в 1946 году, машины верой и правдой служили в рядах Советской армии на Дальнем Востоке и в Забайкалье до конца 80-х годов двадцатого века.