Су-35, как и Су37, произошёл от Су-27, но оказался удачным и производится поныне, а его экспериментальный собрат существует лишь в одном экземпляре
Су-35С (C=серийный) – многоцелевой истребитель почти-пятого поколения (т.н. поколение 4++). До желанного 5-го не хватает малозаметности: ЭПР=0,7м2 (у F-22 показатель эффективной площади рассеивания = 0,1 м2, а во фронтальной проекции и вовсе 0,001 м2).
Отличие Су-35 от зарубежных аналогов – двигатель с вектором тяги, отклоняемым горизонтально и вертикально. Это значит, что Су-35 может рулить двигателем в любую сторону и быстро менять направление, а также:
«встать на хвост» («кобра Пугачёва»), чтобы резко сбросить скорость и обмануть ракету; сделать мёртвую петлю малого радиуса («чакра Фролова», радиус – длина самолёта), чтобы зайти в хвост противнику; горизонтально крутиться, как юла, почти не теряя скорости («блин», он же «сухой лист»), чтобы мигом собрать информацию на 360о вокруг.
Рулить двигателями гораздо быстрее, чем оперением. Су-35 отклоняет сопла и вверх-вниз, и по сторонам, поэтому в ближнем бою у него 100% преимущество
Реальная оценка боя СУ 35 против F 22
Реального боя, даже учебного, у F-22 «Раптор» против Су-35 никогда не было. Зато были 2 условных столкновения истребителей, лестные для нашего самолёта:
В июле 2008 Австралия выбирала, какие истребители купить у США. На американской базе на Гавайях смоделировали 20 воздушных боёв Су-35 против F-22 «Raptor» (а также других «эфок»: F/A-18 и F-35). В результате австралийцы отказались закупать «эфки»: авиапарк США победил только 1 раз. Детали не раскрываются, победу Су-35 объяснили сверхманёвренностью; В декабре 2017 F-22 «Раптор» и Су-35 встретились в Сирии. По данным российского Минобороны, F-22 мешал Су-25 планово уничтожать террористов, по американским данным, это наш самолёт нарушил их воздушное пространство (хотя откуда у них своё воздушное пространство в Сирии?). Су-35 пришёл на помощь соотечественнику, «Раптор» тут же покинул зону видимости.
«Cушки» будто специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защитил собрата Су-25 от F-22. А Су-27 однажды защитил самолёт Сергея Шойгу – опять-таки от «Раптора»!
Мнения экспертов «Business Insider» и «National Interest» сходятся по поводу 3 преимуществ Су-35 над их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):
сверхманёвренность; системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, иными словами – антирадарам и антиракетам) – блокировка GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет; боевая нагрузка (12 ракет «воздух-воздух» дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что придаёт дополнительную мощность).
Военный эксперт портала «Defense Industry Daily» Билл Свитман также отмечает сверхманёвренность. Ракеты «воздух-воздух» моделируют, где будет цель через 1-2 сек., а фигуры вроде «кобры» или «блина» не укладываются в алгоритмы. У Ф22 к тому же нет боковых датчиков (РЛС бокового обзора). Если цель резко уходит вбок (90о и больше), «Раптору» придётся тоже менять курс и «вести» ракету, иначе она потеряет целеуказание (до финального участка оно поступает от истребителя).
Сравнение характеристик СУ 35 и F 22
F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у F22 будут серьёзные проблемы.
Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:
F-22 | Су-35 | |
Характеристики 5-го поколения | ||
ЭПР | 0,001-0,1 м2 | 0,7-2 м2 |
Радиолокационная станция | AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:
Су-35 – 150 км Воздушных целей с ЭПР=1м2 – 225 км |
«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:
«Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м2) — 90 км Воздушных целей с ЭПР=3 м2 – 150-400 км |
Оптика в инфракрасном спектре | Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) | ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами |
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели | нет | IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно.
|
Предупреждение о пуске ракеты | да | да |
Сверхзвук без форсажа | Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) | Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха) |
Габариты и лётные характеристики | ||
Максимальная скорость на форсаже | 2,25 Маха (2410 км/ч) | 2,25 Маха (2410 км/ч) |
Боевой радиус | 760 км | 1600 км |
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) | 3220 км | 3600 км |
Максимальная высота | 20 км | 20 км |
Размер | 19х14х5 м | 22х15х6 м |
Масса | Пустого — 19,7 т
Взлётная – 38 т Топлива – 8,2 т |
Пустого – 19 т
Взлётная – 34,5 т Топлива – 11,5 т |
Вооружение | ||
Максимум ракет «воздух-воздух» | 6 внутри + 2 снаружи | 6 внутри + 8 снаружи |
Боевая нагрузка | 3,5 т | 8 т |
Оружие дальнего боя | AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км | Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км
K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность — 190 км Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность — 300 км |
Оружие ближнего боя | Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км | Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км |
Авиапушка | Барабанный 20-мм Вулкан М612А | 30-мм ГШ-30-1 |
Сколько и за сколько | ||
стоимость | 140 млн. долларов | 50 млн. долларов |
Количество на вооружении (на 2020 год) | 180+ | 50 |
Опыт использования | С 2005 | С 2014 |
Су-35 уязвим, когда не видит противника на радаре (или своими глазами). На своей территории с поддержкой ПВО он повелитель неба
F 35 против СУ 35
F-35 «Lightning II» (Молния) – невидимые истребители-бомбардировщики 5-го поколения в 3 вариантах:
наземные (CTOL) F-35A, идут на экспорт союзникам НАТО; с вертикальным взлётом и посадкой(STOVL) F-35B; палубные (CV) F-35C.
Lockheed Martin умеют потрясать воображение – они произвели истребитель-вертолёт с вертикальной посадкой и взлётом!
Модификации отличаются габаритами (палубный самый большой, но всё же меньше Су-35) и лётными характеристиками, однако назначение всех трёх – обстрелять землю после того, как воздух расчистят тяжёлые истребители (например «Рапторы» F-22). Ракеты воздух-воздух (до 180 км дальности) и 25-мм авиапушка у «Молнии Второй» есть (у F-35B и С – в отдельном подвесном контейнере), но это оружие не основное.
Ближнего боя в воздухе F-35 будет избегать всеми силами:
Сама концепция «невидимки» предполагает дальний бой (первый увидел – первый послал ракету); В задачи бомбардировщика не входит сражаться со сверхманёвренными истребителями.
По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не рассчитан на догфайт. Внутренних подвесок — 4, внешних – 6, но они сильно снижают стеллс (ЭПР предположительно 0,005 м2*). А ставка сделана всё-таки на невидимость, а не на сверхманёвренность или суперскорость:
лететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа F-35 может только 150-240 км (по разным данным) – у двигателя небольшая производительность; крейсерская скорость – 850 км/ч; максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч); дальность – 2500 км; высота – 18 км.
Точных параметров невидимости F-35 нет, зато есть критика – австралийские ВВС очень недовольны качеством стелс-покрытия
Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, все вышеперечисленные характеристики проигрывают Су-35. А вот что у «Молнии» выше всяких похвал – так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой:
обзор — 360о; дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 – 250-400 км; ночная навигация; всеракурсная пассивная инфракрасная камера (не излучает волны, а только поглощает, не выдавая себя).
С её помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в ситуации, оставаясь невидимым. Если успеет, закончит боевую задачу и улетит, пока цел. Если наготове ракета, сблизится до 180 км и попробует сбить противника, а сам попробует увеличить расстояние (вдруг ракета не достигнет цели…). И при любом раскладе будет избегать сближения – по оценкам австралийских экспертов, вероятность победы в схватке с Су-35 – 28%.
F-35 выглядит на радарах как маленькая железная муха, а Су-35 – как груда металлолома
Еврофайтер тайфун против СУ 35
Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).
Кстати, АФАР есть и у французского истребителя «Рафаль». Против Су-35 он тоже никогда не сражался в реальных условиях, но Индия чуть было не купила его вместо нашего Су-30МКИ. К счастью, инцидент закончился в нашу пользу.
Малютка Eurofighter с 2003 года расплодился до 500+ штук
Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.
«Eurofighter» особенно не гонится за невидимостью, поэтому щедро навешивает ракеты под крылья и корпус
Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше — 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ — 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.
«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.
Обозреватель «National Interest» Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.
Преимущество пассивной радиоразведки они оставляют за «Тайфуном», отмечая превосходство европейских систем распространения информации MIDS и Link 16. «Тайфуну» же они отдают и первенство по части взаимодействия лётчика и самолёта, удобства кабины пилота и интерфейса.
Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2020 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 — в Китае.