Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Главная Военная техника

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

04.08.2023
в Военная техника
Время чтения: 2 минут чтения

Як-3 – это советский поршневой истребитель периода Второй мировой войны, созданный конструкторами ОКБ Яковлева. Этот самолет стал дальнейшим развитием истребителя Як-1, принятого на вооружение незадолго до начала войны. Як-3 – один из самых массовых советских истребителей. По своим летно-техническим характеристикам он считается одним из лучших среди многочисленной группы боевых машин, выпущенных в ОКБ Яковлева в период Великой Отечественной войны.

Свой первый полет истребитель Як-3 совершил в феврале 1943 года, однако эксплуатация этой машины началась только год спустя. Серийное производство самолета было развернуто в марте 1944 года и продолжалось до 1946 года – до эпохи появления реактивных истребителей.

Выпуск Як-3 был налажен на авиазаводе в Тбилиси и Саратове, всего было выпущено более 4,8 тыс. самолетов, из которых 4111 единиц приходится на годы войны. Учитывая довольно короткий промежуток времени, в который этот истребитель выпускался, темпы его производства действительно впечатляют.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

Во время создания самолета Як-3 разработчики учли опыт боевого применения истребителей на Восточном фронте. За счет максимального облегчения конструкции машины была значительно увеличена ее скорость и маневренность. Як-3 является одним из самых легких истребителей Второй мировой войны. Это позволило советским пилотам на завершающем этапе войны на равных соперничать с немецкими летчиками, которые использовали Messerschmitt BF109 (модификации F и G) и Focke Wulf FW190.

Летчики любили эту машину. Як-3 обладал отличными летно-техническими характеристиками, был прост в управлении (впрочем, как и другие самолеты Яковлева), имел мощное вооружение. На Як-3 летали многие прославленные советские асы, этим истребителем пользовались летчики из полка «Нормандия-Неман». За период серийного производства было выпущено более десяти модификаций истребителя Як-3.

Содержание:

Toggle
  • История создания
  • Описание конструкции
  • Характеристики

История создания

Середина войны стала для советского конструктора Александра Яковлева одним из самых плодотворных творческих этапов в жизни. К этому времени был накоплен огромный опыт боевого применения истребительной авиации, стали понятны сильные и слабые стороны как собственных машин, так и истребителей противника. К тому же к 1943 году советская промышленность наконец-то встала на ноги и смогла дать фронту необходимое количество боевых машин. Эвакуированные заводы заработали в полную мощность, были запущены в эксплуатацию аэродинамические трубы, вывезенные из ЦАГИ, благодаря поставкам по ленд-лизу удалось решить вопрос дефицита алюминия и других необходимых материалов.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

В 1943 году Яковлеву и его команде удалось создать несколько удачных модификаций самолета Як-9, а также подготовить к серийному производству один из лучших истребителей периода войны – Як-3. И если основной целью при работе над Як-9 было создание истребителя с большой дальностью полета и мощным вооружением, то Як-3 разрабатывался исключительно для воздушного боя. Дело в том, что Як-1 уступал своему основному оппоненту BF109 по скоростным характеристикам, особенно это касалось маневров в вертикальной плоскости.

Так как советская промышленность к этому времени не смогла создать более мощных авиационных двигателей, то конструкторы решили пойти путем уменьшения массы самолета Як-1 и улучшения его аэродинамических качеств. Конструкция истребителя была полностью пересмотрена, лонжероны крыла, выполненные из тяжелого дерева, были заменены на более легкие дюралевые. Кроме того, конструкторы пошли на уменьшение размеров крыла, его размах стал меньше на 1 метр, а площадь – на 2,3 кв. метра. Подобные нехитрые решения помогли уменьшить массу истребителя до 2665 кг (у серийного Як-1 она составляла примерно 2900 кг) и значительно увеличить энерговооруженность машины, что, естественно, самым положительным образом сказалось на скорости и маневренности самолета.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

Еще одним направлением модернизации истребителя стало улучшение аэродинамических характеристик его фюзеляжа и крыла. Полотняную обшивку хвостовой части самолета заменили на фанерную, туннель маслорадиатора был максимально утоплен в корпус машины, а хвостовое колесо сделали убирающимся. На истребителе был установлен двигатель М-105ПФ, самолет получил наименование Як-1М. Заводские испытания начались в феврале 1943 года. Они показали повышение скорости машины на 40 км/ч и сокращение времени набора высоты (5 тыс. метров) до 4,1 минуты.

В сентябре был выпущен второй опытный самолет («дублер»), на котором была доработана системы охлаждения масла и воды (туннель маслорадиатора был полностью убран в фюзеляж истребителя), установлена безмачтовая антенна, вместо не слишком удачного кольцевого прицела был поставлен коллиматорный. Также улучшилось бронирование машины, самолет был оснащен новым винтом. На «дублере» был установлен более мощный форсированный двигатель М-105ПФ-2 мощностью 110 л. с.

В октябре начались государственные испытания, которые показали, что летные характеристики второго опытного самолета стали еще лучше. На высоте 4300 метров его скорость достигала 651 км/ч (у земли – 570 км/ч), на высоте 6 тыс. метров Як-1М превосходил все существующие на тот момент истребители. В официальном акте госиспытаний самолета были отмечены его высокие летно-технические характеристики, довольны новой машиной были и летчики-испытатели. В их отзывах об истребителе говорилось, что «самолет обладает превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью, при этом прост в пилотировании и не требует слишком высокой подготовки летчика».

Генерал-майор авиации Стефановский, который принимал участие в испытаниях, рекомендовал как можно быстрее внедрить истребитель в серийное производство. Выпуск новой машины, которая получила обозначение Як-3, начался в 1944 году. Она должна была заменить уже не соответствующий требованиям времени истребитель Як-1.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

Самолет сразу же стал поступать в строевые части, первые серийные машины получил 91-й истребительный авиаполк, который в середине 1944 года принимал участие во Львовско-Сандомирской наступательной операции. Личный состав этой воинской части в основном состоял из молодых пилотов, не имеющих опыта боевых действий. Однако, несмотря на это, освоение новой техники прошло успешно, и за полтора месяца в боях было потеряно всего лишь два Як-3. При этом летчики полка уничтожили более двадцати самолетов противника.

Первые самолеты Як-3 (две сотни машин) были вооружены пушкой ШВАК и синхронным пулеметом УБ, позже истребитель получил второй синхронный пулемет. Главным недостатком машины, который постоянно отмечали летчики, был недостаточный запас топлива, что не давало пилоту возможность длительное время находиться в воздухе и устраивать свободные охоты за самолетами противника. Также нередки были случаи отрыва обшивки верхней части крыла во время выхода истребителя из пикирования. Летчики знали об этом недостатке самолета, поэтому старались не использовать его на недопустимых режимах.

В целом же, легкий, скоростной и маневренный Як-3 быстро завоевал популярность и любовь советских летчиков-истребителей. Это была идеальная машина для воздушного боя. В маневренном воздушном бою с Bf-109 Як-3 обычно заходил в хвост своему противнику уже с первого разворота на вертикали или после четырех виражей по горизонтали. Более тяжелый FW-190 имел еще меньше шансов в поединке с Як-3.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

В ноябре 1944 года в небе над Югославией произошел бой между советскими Як-3 и американскими истребителями Р-38 Lightning, которые приняли советские машины за немцев. В результате боя американцы потеряли четыре самолета, только после этого с союзниками удалось наладить взаимодействие. Есть упоминание об этом инциденте и в отчетах американских летчиков. Правда, они описывают исход боя несколько иначе, по словам американцев, им удалось сбить семь советских истребителей.

На фронте Як-3 не заменил другие советские истребители, обладавшие большей дальностью полета и более мощным вооружением, но прекрасно дополнил их. Зная об ограниченном запасе топлива Як-3, этот истребитель обычно использовали по вызову наземных постов наблюдения.

Отличные летно-технические характеристики Як-3, большое количество побед, одержанных советскими летчиками на этой машине, и общий эмоциональный подъем, который характерен для завершающего периода войны, сделали этот истребитель одним из символов Победы.

Описание конструкции

Як-3 – это одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан. Конструкцию данного самолета можно назвать смешанной: некоторые ее элементы были выполнены из дерева и полотна, другие были изготовлены из металла. Самолет имел низкорасположенное свободнонесущее крыло и трехопорное убирающееся шасси с хвостовой стойкой. В целом следует отметить, что конструкция Як-3 отличается максимальной простотой и рациональностью.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

Силовая конструкция фюзеляжа была выполнена из хромансилевых труб, к которым в передней части приваривалась моторама. Обшивка передней части фюзеляжа была образована металлическими капотами двигателя, хвостовая часть машины была обшита фанерой.

Кабина пилота располагалась в центральной части фюзеляжа, она была закрыта фонарем, состоящим из трех секций, средняя из которых была сдвижная. Сзади пилот был защищен бронеспинкой, которая имела толщину 8,5 мм, а в задней секции фонаря было установлено бронестекло, левую руку летчика был прикрыт бронеподлокотником. Средняя секция фонаря кабины была оборудована системой аварийного сброса, которой летчик мог воспользоваться при экстренном покидании самолета.

Крыло Як-3 было выполнено из дерева, фанеры, полотна и дюраля. Оно имело двухлонжеронную конструкцию, набор деревянных нервюр и работающую фанерную обшивку. Лонжероны были изготовлены из дюраля. Снаружи крыло истребителя было обклеено полотном. Механизация состояла из элеронов и посадочных щитков. После войны был выпущен Як-3 с дюралевой обшивкой крыла, но в серию этот самолет так и не был запущен.

Як-3 имел свободнонесущее хвостовое оперение, состоящее из цельнодеревянных киля и стабилизатора. Рули высоты и направления были выполнены из металла, покрытого полотняной обшивкой.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

Истребитель имел убирающееся трехопорное шасси, состоящее из двух основных стоек и одной хвостовой. Основные стойки имели воздушно-масляную амортизацию, уборка и выпуск шасси производился за счет пневматической системы. Хвостовая стойка шасси убиралась за счет тросового привода.

Также с помощью пневматической системы производилось управление тормозами шасси и посадочными щитками. Пневматическая система в отличие от гидравлической, которая использовалась на истребителях Лавочкина, была гораздо менее надежной и доставляла массу хлопот, но она была гораздо дешевле и, что самое главное, легче. Экономия составляла десятки килограмм.

Силовая система истребителя состояла из V-образного двигателя водяного охлаждения ВК-105ПФ2, который имел номинальную мощность 1240 л. с., и воздушного винта изменяемого шага. Так же, как и на других истребителях, построенных в ОКБ Яковлева, бензобаки самолета были размещены в крыльях, их общий объем составлял 370 литров. Два бака находились в консолях крыла и еще один в центроплане. Баки были защищены протектором и заполнены нейтральным газом.

Одной из основных особенностей истребителя Як-3 было то, что для улучшения аэродинамических характеристик самолета радиатор для охлаждения воды был «утоплен» внутрь фюзеляжа. Канал подвода воздуха к нему был значительно расширен. Аналогичный принцип был использован и для маслорадиаторов, которые были расположены в центроплане. Воздух для их охлаждения подавался через два воздухозаборника в носке крыла.

Управление заслонкой водяного радиатора происходило в автоматическом режиме: с помощью автомата регулировки температуры воды. В зимний период в масло добавляли бензин, а в воду – антифриз.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

На Як-3 был установлен минимальный набор бортового оборудования, который позволял пилоту вести воздушный бой днем в простых метеорологических условиях. Причиной этому было желание максимально облегчить машину. Однако все истребители Як-3 были оснащены радиостанциями приема «Малютка» и передачи «Орел» (устанавливались на каждый второй самолет).

Вооружение Як-3 состояло из автоматической пушки ШВАК и одного или двух пулеметов УБ. Пушка устанавливалась в развале цилиндров мотора, стрельба производилась через вал редуктора и втулку винта. Боекомплект орудия составлял 120 выстрелов. На истребитель был установлен прицел коллиматорного типа.

Советский истребитель Як-3: история создания, описание и технические характеристики

Характеристики

Ниже указаны основные характеристики истребителя Як-3:

размах крыла, м – 9,2; длина, м – 8,5; высота, м – 2,42 площадь крыла, кв. м. — 14,85; масса нормальная взлетная, кг – 2830 двигатель – ВК-105ПФ2; мощность, л. с. – 1800 л.с. макс. скорость, км/ч – 645; практическая дальность, км – 1060; макс. скороподъемность, м/мин. – 1111; потолок, м – 10700; экипаж — 1 чел.

Источник

Share128Tweet80Share16ShareSend
Предыдущий пост

Описание и характеристики финского ножа пуукко, использование оружия

Следующий пост

Военный аналитик из США допустил перспективу потери Одессы после окончательного провала контрнаступления ВСУ

Похожие новости

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

10.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

02.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4x4 разработан инженерами компании BMC Otomotiv в рамках требований командования сухопутных войск Турции. Этот автомобиль был...

Франция планирует создать собственный «Орешник»

Франция планирует создать собственный «Орешник»

30.11.2024

В Париже всерьез задумались над разработкой собственной новой баллистической ракеты. Международная выставка военного вооружения во Франции - Фото: ZumaTASS Информацию...

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

23.11.2024

Программа разработки тяжелобронированного БТР была начата в 1982 г Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые...

Следующий пост
Военный аналитик из США допустил перспективу потери Одессы после окончательного провала контрнаступления ВСУ

Военный аналитик из США допустил перспективу потери Одессы после окончательного провала контрнаступления ВСУ

«Затишье перед бурей»: Рогов описал ситуацию на Запорожском фронте

«Затишье перед бурей»: Рогов описал ситуацию на Запорожском фронте

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое на сайте

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

13.12.2024
«Сталина видел редко»:  умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

«Сталина видел редко»: умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

12.12.2024
МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

12.12.2024
Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

12.12.2024
Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

12.12.2024
Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

12.12.2024

О НАС

Армия

Армия и вооружение. Блог военной тематики, где ежедневно публикуются норвости, собраннные нашими корреспондентами со всего мира. Все про армию, оружие, военны конфликты, ВПК, снаряжение и обмундирование - только актуальная информация!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

Описание оружия чакрам и смысл метательного кольца в культуре

Описание оружия чакрам и смысл метательного кольца в культуре

15.07.2023
Николас Мадуро неспроста призвал христиан мира вступиться за Палестину

Николас Мадуро неспроста призвал христиан мира вступиться за Палестину

24.10.2023

ТОП МЕСЯЦА

No Content Available

ТОП НЕДЕЛИ

No Content Available
  • Контакты
  • Лента
  • Карта

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.

Нет результатов
Просмотреть все результаты
  • Weaponmax.ru
  • Контакты
  • Лента
  • О сайте

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.