Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Главная Военная техника

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

18.08.2023
в Военная техника
Время чтения: 2 минут чтения

30-е годы прошлого столетия стали периодом бурного развития авиации в СССР. Воздушные парады, фильмы про героев-летчиков, открытие авиашкол по всей стране, установление новых рекордов высоты, скорости и дальности полета – авиация стала настоящим культом для молодой Страны Советов. Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (или как его еще называли АНТ-6) – это настоящий символ той эпохи. Без этого гиганта не обходился ни один воздушный парад, на счету ТБ-3 множество рекордов, этот самолет садился на дрейфующие льдины и участвовал в войне в Испании.

В 1939 году ТБ-3 был снят с вооружения советских бомбардировочных частей, но после начала войны он снова встал в строй. АНТ-6 всю войну использовался в качестве бомбардировщика и транспортного самолета. История использования ТБ-3 в первый месяцы войны – одна из самых драматичных страниц советской авиации.

В честь признания заслуг воздушного ветерана ТБ-3 был включен в воздушную колонну Парада Победы, но из-за плохой погоды пролет авиации был отменен.

На момент своего создания ТБ-3 считался вершиной конструкторской мысли, многие технические решения, использованные при создании этого самолета, определили развития тяжелой авиации на десятилетия вперед. В этом была заслуга гениального конструктора А. Н. Туполева и коллектива АГОС ЦАГИ, где разрабатывали ТБ-3.

Всего было построено 816 единиц бомбардировщика. За годы серийного производства было разработано около десяти модификаций самолета. Выпускался ТБ-3 в период с 1932 по 1937 год.

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Содержание:

Toggle
  • История создания легендарного ТБ-3
  • Модификации ТБ-3
  • Описание конструкции бомбардировщика ТБ-3
  • Боевое применение ТБ-3
  • Гражданское применение
  • Технические характеристики ТТХ ТБ-3

История создания легендарного ТБ-3

История ТБ-3 началась в 1925 году после того, как руководство советских ВВС обратилось к ЦАГИ с требованием создать тяжелый многомоторный бомбардировщик с колесным или лыжным шасси и общей мощностью двигателей не менее 2000 л. с.

Проектирование новой машины началось в следующем году, группу конструкторов возглавил Туполев. Военные несколько раз изменяли и уточняли характеристики нового самолета, окончательное техническое задание появилось лишь в 1929 году.

За основу был взят самолет ТБ-1. Первоначально на него планировали установить двигатели Curtiss V-1570 (590 л. с.), а потом заменить их советскими моторами Микулин-17. После выполнения всех просчетов и проведения продувок в 1930 году был окончательно утвержден макет нового бомбардировщика. В кратчайшие сроки он был построен, и уже в декабре 1930 года первый самолет поднялся в воздух. Полет прошел удачно. Было принято решение запустить машину в серийное производство.

Прототип самолета был подвергнут модернизации. На него установили двигатели БМВ-VIz 500 (720 л.с.), была увеличена площадь горизонтального оперения. Одноколесные шасси английской фирмы Пальмер были признаны слабыми и заменены на колесные тележки отечественного производства.

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

После начала производства выяснилось, что серийные самолеты на 10-15% тяжелее опытного образца.

Данную проблему решали не только конструкторы, но и работники завода, каждому из которых предлагалось сто рублей за сброшенный килограмм. В конце концов, вес бомбардировщика удалось уменьшить на 800 кг. В дальнейшем серийные ТБ-3 имели разбежность по массе, иногда она достигала несколько сот килограммов.

Надо сказать, что подобные проблемы часто преследовали советских авиастроителей. Причиной этого была низкая технологическая культура производства, неудовлетворительное качество комплектующих и материалов. Все это приводило к тому, что серийные самолеты значительно отличались (в худшую сторону, естественно) от опытных образцов. Особенно массовым это явление стало во время войны.

В дальнейшем Туполев продолжал работать над уменьшением массы ТБ-3 и улучшением его аэродинамической формы. В дальнейшем он пришел к выводу, что лучшая обтекаемость у больших и низкоскоростных самолетов не приводит к значительному улучшению основных характеристик. Хотя, снизить массу ТБ-3 ему все-таки удалось.

Модификации ТБ-3

За годы серийного производства самолета было создано несколько его модификаций:

ТБ-3-4М-17Ф. Первая, она же самая массовая модификация самолета. На ее долю приходится более половины выпущенных машин. ТБ-3-4М-34Р. Модификация ТБ-3, оснащенная мотором АМ-34Р с редуктором. Он уменьшал обороты винта, что увеличивало КПД и улучшало основные летно-технические характеристики. ТБ-3-4М-34. Вариант самолета с двигателем АМ-34. Выпущен небольшой серией. ТБ-3-4АМ-34РД. Самолет улучшенной аэродинамической формы, изготовленный для дальних перелетов. Именно эти машины совершали перелеты в Париж, Рим, Варшаву. Некоторые ТБ-3 этой модификации имели трехлопастные металлические винты. ТБ-3-4АМ-34РН. Эти самолеты оснащались моторами АМ-34РН, имели четырехлопастные винты на внутренних двигателях и двухлопастные – на внешних. Диаметр колес шасси достигал двух метров. Практический потолок бомбардировщиков этой модификации составлял 7740 метров. В серию машина так запущена и не была. ТБ-3-4АМ-34ФРН/ФРНВ. Данная модель имела улучшенную аэродинамику, двигатели с большей мощностью, четырехлопастные винты, максимальную скорость до 300 км/ч. ТБ-3Д. Модификация самолета с дизельным двигателем, в серию так и не пошла. АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика». Машина, созданная для полетов в условиях Арктики. Самолеты имели закрытую кабину и четырехлопастные винты. Г-2. Транспортная модель самолета, разработанная для потребностей «Аэрофлота».

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Описание конструкции бомбардировщика ТБ-3

Самолет ТБ-3 имел дюралевый цельнометаллический корпус. Каркас самолета собирался из V-образных профилей, сверху они были покрыты гофрированной обшивкой, разной толщины. Практически по всей поверхности самолета можно было ходить в мягкой обуви, а по некоторым его частям – и в сапогах.

Экипаж самолета состоял из 6-8 человек, в зависимости от модификации.

Трапециевидный фюзеляж конструкционно делился на три части. Центральная часть фюзеляжа составляла единое целое с центропланом крыла. Конструкция фюзеляжа ТБ-3 повторяла конструкцию фюзеляжа бомбардировщика ТБ-1, разница была только в размерах.

Крыло ТБ-3 состояло из двух консолей и центроплана. Оно поддерживало четырьмя балками, механизация крыла осуществлялась за счет системы тросиков.

В 1934 году размах и площадь крыла была увеличена за счет применения дюраля с более высокой прочностью.

Нос самолета под пулеметной турелью был остеклен, кабины пилотов были открытыми, что было вполне естественно для того времени. Закрытые кабины ставили только для самолетов, летающих в Арктике.

ТБ-3 был оснащен неубирающимся шасси без тормозов. На каждой из стоек было установлено по два колеса тандемом. По поздних модификациях самолета задние колеса были сделаны тормозными. В зимний период самолет устанавливали на лыжи: две основные и одна задняя.

Большая часть выпущенных самолетов оснащали четырьмя двигателями М-17, топливо к ним подавалось из четырех бензобаков, общей емкостью 1950 л. Каждый из них имел три отсека, но не оснащался защитою от протечек или пробоин.

Вооружение ТБ-3 состояло из пяти легких пулеметов. Один из них устанавливался на носу самолета, два – на крыше фюзеляжа, еще две пулеметные точки могли быть размещены под крыльями. Максимальная боевая нагрузка ТБ-3 составляла 5 тыс. кг. Бомбы размещались как внутри фюзеляжа (в бомбоотсеке), так и подвешивались под крыльями самолета. Максимальный калибр – 1000 кг.

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Боевое применение ТБ-3

На начало 30-х годов ТБ-3 считался довольно современной и «продвинутой» машиной, но авиация в те годы развивалась настолько стремительно, что уже к середине десятилетия он серьезно устарел. В 1939 году бомбардировщик ТБ-3 был официально снят с вооружения.

Несмотря на это, ТБ-3 активно использовался военными в многочисленных локальных военных конфликтах конца 30-х годов и во время войны с Германией.

Во время боев в районе озера Хасан ТБ-3 наносили бомбовые удары по японским войскам. На Халхин-Голе ТБ-3 применялся в качестве ночного бомбардировщика, было сделано несколько сот боевых вылетов. Также этот ТБ-3 активно использовался как транспортный самолет.

После событий на Дальнем Востоке ТБ-3 принял участие в польской кампании, но в этот раз самолет выполнял исключительно транспортные функции. Польская авиация еще раньше была уничтожена немецкими ВВС.

Также этот бомбардировщик активно использовался во время Финской войны. Вначале эти самолеты применяли днем или на второстепенных участках фронта, но с повышением мастерства финских истребителей ТБ-3 пришлось перейти на «ночной образ жизни». ТБ-3 применялся до самого конца войны, эти самолеты сбрасывали тяжелые бомбы (до 1 тыс. кг) на объекты линии Маннергейма.

На момент начала войны с Германией, ВВС СССР располагали 516 исправными самолетами ТБ-3. Еще 25 машин находились на вооружении советского ВМФ. Следует отметить, что эти бомбардировщики практически не пострадали в первые, самые тяжелые для советской авиации, дни войны, так как находились на аэродромах, расположенных далеко от государственной границы.

Получилось так, что к августу ТБ-3 составляли 25% от численности всей бомбардировочной авиации СССР. Военное руководство страны не могло не использовать этот ресурс.

Первые попытки применения ТБ-3 днем закончились полным провалом. Бомбардировщик имел неплохую живучесть, но низкая скорость превращала его в легкую мишень для зенитной артиллерии, а очень слабое оборонительное вооружение делало практически беззащитным перед современными немецкими истребителями. Драматический эпизод с уничтожением группы бомбардировщиков ТБ-3, отправленных в дневное время разбомбить вражеский объект, описан советским писателем Симоновым в романе «Живые и мертвые».

Однако этот самолет прекрасно подходил для роли ночного бомбардировщика: он мог нести неплохую бомбовую нагрузку, а низкая скорость самолета становилась не минусом, а преимуществом – серьезно повышала точность бомбометания.

Следует отметить, что на ТБ-3 подбирали опытные экипажи, так что за одну ночь самолет мог сделать до трех боевых вылетов. Эти бомбардировщики внесли важную лепту в победу над гитлеровцами, особенно велика их роль на начальном этапе войны. Затем советская промышленность начала в больших количествах выпускать ночной бомбардировщик Пе-2 и ТБ-3 стали использовать в качестве транспортных самолетов.

Самолеты ТБ-3 принимали участие в самых важных битвах войны: в Смоленском сражении, в битве за Москву, в обороне Сталинграда, в боях на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда.

Этот бомбардировщик на своем борту мог перевести 35 человек, он был способен транспортировать даже легкие танки: Т-37, Т-27 и Т-38. Более того, бомбардировщик мог становиться своего рода воздушным авианосцем: под крыльями бомбардировщика можно было закрепить два истребителя И-16. В 1941 году два ТБ-3 – носителя истребителей совершили несколько налетов на нефтяные промыслы Румынии. Они не только уничтожили нефтепровод, но и поразили стратегически важный мост.

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Во время войны ТБ-3 использовался во время проведения большинства крупных десантных операций, его применяли для доставки грузов советским частям, попавшим в окружение, для доставки помощи партизанам, для эвакуации раненых в тыл.

Впервые ТБ-3 были использованы для массовой высадки десанта во время битвы под Москвой. С помощью этих самолетов под Вязьмой был высажен один полк и два батальона.

В сентябре 1943 года ТБ-3 участвовали в высадке крупного десанта на Букринском плацдарме во время битвы за Киев.

В 1943 году ТБ-3 начали постепенно выводить с фронта и направлять на выполнение различных работ в тылу. Однако несколько десятков машин находились в боевом строю до самой победы. В тылу их количество также быстро уменьшалось: из-за нехватки техники эксплуатация ТБ-3 была очень интенсивной.

На июль 1945 года советские ВВС еще имели десять пригодных для использования ТБ-3, они входили в состав 18-й воздушной дивизии.

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Гражданское применение

ТБ-3 активно использовали и для гражданских нужд. Особенно стоит отметить важнейшую роль, которую сыграли эти самолеты в освоении Арктики и Крайнего Севера. Для полетов в условиях севера была создана специальная модификация бомбардировщика — АНТ-6-4М-34Р «Авиарктика».

Этот самолет имел переделанную носовую часть, закрытую кабину пилотов, вместо тележек были поставлены колеса большого диаметра и хвостовое колесо. Также была улучшена обтекаемость самолета и установлены трехлопастные винты из металла.

21 мая 1937 года АНТ-6 приземлился на самой северной точке нашей планеты. В дальнейшем самолеты «арктической» модификации совершили сотни полетов в условиях Крайнего Севера, что еще раз доказывает надежность этой машины.

Также ТБ-3 активно использовался в качестве пассажирского и грузового самолета.

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Технические характеристики ТТХ ТБ-3

Ниже приведены летно-технические характеристики ТБ-3.

Модификация  ТБ-3
Размах крыла, м  41.80
Длина, м  25.10
Высота, м  8.5
Площадь крыла, м2  234.50
Тип двигателя  4 ПД МФ-34ФРН
Мощность, л.с.  4 х 900
Макс. скорость, км/ч
  у земли  245
  на высоте  300
Практическая дальность, км  2000
Макс. скороподъемность, м/мин  75
Практический потолок, м  8000
Экипаж, чел 6-8
Вооружение  4×7,62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

Советский бомбардировщик ТБ-3: история создания, описание и характеристики

Источник

Share128Tweet80Share16ShareSend
Предыдущий пост

История оружия клевец и варианты топора, особенности применения

Следующий пост

Американский аналитик пишет о начале бегства и массовой сдачи в плен украинских военных на Харьковском направлении

Похожие новости

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

10.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

02.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4x4 разработан инженерами компании BMC Otomotiv в рамках требований командования сухопутных войск Турции. Этот автомобиль был...

Франция планирует создать собственный «Орешник»

Франция планирует создать собственный «Орешник»

30.11.2024

В Париже всерьез задумались над разработкой собственной новой баллистической ракеты. Международная выставка военного вооружения во Франции - Фото: ZumaTASS Информацию...

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

23.11.2024

Программа разработки тяжелобронированного БТР была начата в 1982 г Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые...

Следующий пост
Американский аналитик пишет о начале бегства и массовой сдачи в плен украинских военных на Харьковском направлении

Американский аналитик пишет о начале бегства и массовой сдачи в плен украинских военных на Харьковском направлении

«Цифра достоверная»: Алаудинов озвучил жуткие потери ВСУ при контрнаступлении

«Цифра достоверная»: Алаудинов озвучил жуткие потери ВСУ при контрнаступлении

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое на сайте

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

13.12.2024
«Сталина видел редко»:  умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

«Сталина видел редко»: умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

12.12.2024
МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

12.12.2024
Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

12.12.2024
Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

12.12.2024
Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

12.12.2024

О НАС

Армия

Армия и вооружение. Блог военной тематики, где ежедневно публикуются норвости, собраннные нашими корреспондентами со всего мира. Все про армию, оружие, военны конфликты, ВПК, снаряжение и обмундирование - только актуальная информация!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

Минобороны показало кадры уничтожения бронетранспортера ВСУ в Курской области

Минобороны показало кадры уничтожения бронетранспортера ВСУ в Курской области

28.10.2024
Умеров предупредил о проведении аудита всех подведомственных направлений

Умеров предупредил о проведении аудита всех подведомственных направлений

07.09.2023

ТОП МЕСЯЦА

No Content Available

ТОП НЕДЕЛИ

No Content Available
  • Контакты
  • Лента
  • Карта

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.

Нет результатов
Просмотреть все результаты
  • Weaponmax.ru
  • Контакты
  • Лента
  • О сайте

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.