Восстановленный в наши дни самолёт Ил-2
Самолёты поля боя, которые называют штурмовиками – это особая часть военной авиации. Им приходится летать в условиях максимального противодействия со стороны противника. Уклониться от вражеского огня получается далеко не всегда, и лётчику остаётся надеяться только на бортовую броню и живучесть собственной машины. Одним из первых крупносерийных самолетов, созданных для ведения боевых действий в столь жёстких условиях, стал советский Ил 2 — штурмовик для непосредственной поддержки войск. Создавали его в спешке, потому что надвигалась война, в ходе которой эта машина оказалась одним из самых эффективных инструментов, использовавшихся Красной армией против вермахта.
История создания бронированного штурмового самолёта Ил-2
Во второй половине 30-х годов прошлого века советские военно-воздушные силы получили возможность оценить свои самолёты в условиях реальных боевых действий в Испании. Полученный опыт позволил сделать вывод о том, что при наличии у противника достаточно сильной противовоздушной обороны, попытки использования истребителей для поддержки наземных сил приводят к значительным потерям. Скорость уже не спасала самолеты от вражеского зенитного огня, необходимо было задуматься об использовании брони.
В феврале 1938 года на имя И.В. Сталина поступила докладная записка от С.В. Ильюшина — руководителя Опытного конструкторского бюро завода №39. В этом документе, копию которого получил А.Д. Локтионов, начальник ВВС Красной армии, говорилось, что все типы штурмовиков, разрабатывавшихся в СССР, слишком уязвимы для огня с земли. В связи с этим Ильюшин предложил создать новый, хорошо бронированный самолет, проект которого уже был им подготовлен.
ЦКБ-55 – первый прототип Ил-2. Двухместный самолет, кабина штурмана включена в бронекорпус
Предполагалось, что эта машина будет вооружена четырьмя крыльевыми пулеметами ШКАС и бомбами общим весом в 200 килограммов. Скорость будущего штурмовика у земли оценивалась Ильюшиным примерно в 400 км/ч при боевом радиусе в 300-400 километров. Для защиты задней полусферы предполагалось установить еще один пулемет ШКАС на турели, в отдельной кабине. Силовой установкой должен был стать мотор Микулина — АМ-34ФРН.
Главным отличием этого проекта от всех других вариантов стало использование несущего бронекорпуса. Для защиты особо важных или уязвимых элементов конструкции, внутри корпуса планировалось разместить отдельные бронекапсулы, прикрывающие радиаторы, бомбовый отсек, мотор, бензобак и кабину.
Этот проект, который сам Ильюшин назвал «летающим танком», был почти сразу утвержден на уровне Совнаркома. Первоначальным официальным обозначением самолета стала аббревиатура БШ-2 (бронированный штурмовик). Заводское название этой машины – ЦКБ-55.
Изначально планировалось, что первый экземпляр нового самолета поступит на государственные испытания в ноябре 1938 года, но в реальности даже в январе следующего, 1939 года, Ильюшин смог продемонстрировать только макет штурмовика и эскизный проект. Первоначальные сроки были заведомо невыполнимыми по очень многим причинам, в частности, из-за несоответствия технических характеристик мотора АМ-34ФРН предъявляемым требованиям.
ЦКБ-57, второй прототип Ил-2. Сделан одноместным
Первый полёт ЦКБ-55 состоялся 2 октября 1939 года. На самолет был установлен новый двигатель АМ-35, еще не прошедший цикл лётных испытаний, что послужило причиной многих проблем. Первой из них стал хронический перегрев мотора. Исправить этот дефект удалось только после существенного изменения компоновки радиаторов охлаждения.
Государственные испытания штурмовика начались 31 марта 1940 года. Несмотря на то, что они показали явное несоответствие самолета параметрам технического задания, итоговое заключение было положительным. Ильюшину предложили заменить мотор АМ-35 на маловысотный АМ-38, устранить ряд выявленных эксплуатационных недостатков и кардинально усилить вооружение, заменив два крыльевых пулемета на авиационные пушки калибра 23 мм.
«Исправленный» самолет с мотором АМ-38 поднялся в воздух 12 октября 1940 года. Этот прототип имел новое заводское обозначение – ЦКБ-57. Отличался он не только силовой установкой – штурмовик стал одноместным. Ранее довольно часто говорилось о том, что такое решение было продиктовано военными заказчиками, однако, это неверно – переделка состоялась по личной инициативе Ильюшина. Представители ВВС фактически лишь одобрили её, да и то задним числом, признав ЦКБ-57 допустимым вариантом.
Конструктор так никогда и не рассказал о причинах своего поступка, но догадаться о них нетрудно. Дело в том, что одна только замена мотора не позволяла добиться скорости и дальности полета, указанных в техническом задании. К тому же масса машины с усиленным вооружением неизбежно должна была вырасти, что еще более усложняло ситуацию. Между тем резервов для снижения веса уже не имелось. К примеру, от бронекапсул конструкторы отказались еще во время проектирования.
Кабины пилота и штурмана на ЦКБ-55. Вверху – в закрытом, внизу в открытом состоянии
Таким образом, дальнейшие работы могли сильно затянуться. К тому же Ильюшин в это время был занят доводкой еще одного самолета – бомбардировщика ДБ-3Ф. Еще один срыв сроков сразу по двум проектам грозил конструктору утратой доверия со стороны руководства и концом карьеры. И это не стало бы просто личной трагедией Ильюшина – в результате Красная армия оставалась без штурмовика, а необходимость в нём была огромной. В этих условиях и было принято решение о создании одноместного варианта БШ-2. Отказ от второго члена экипажа позволил увеличить запас топлива, повысить продольную устойчивость, добиться повышения скорости полёта и улучшить ряд других ТТХ.
В декабре 1940 года самолету присвоено всем известное ныне название Ил-2, а в январе 1941 началась подготовка к серийному производству. В то время еще не было полной ясности относительно того, какие именно пушки получит штурмовик. Сначала планировалось устанавливать МП-6 (калибр – 23 мм), однако, Ильюшин, видимо, относился к ним скептически. Поэтому «ранние» серийные самолеты оснащались уже привычными для лётчиков, но гораздо более слабыми пушками ШВАК.
В первые месяцы 1941 года вооружение штурмовика усилили реактивными снарядами. Бомбовая нагрузка выросла до 400 килограммов.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В ходе развернувшихся широкомасштабных боевых действий все преимущества и недостатки самолёта Ил-2 проявились очень ярко. Основной проблемой сразу же оказалось отсутствие стрелка. В условиях господства в воздухе немецких истребителей штурмовику приходилось туго — потери были тяжелыми.
Одноместный Ил-2 на лыжном шасси. Такие самолеты использовались зимой 1941-42 годов
Несмотря на то, что лётчики неоднократно высказывали пожелания об установке на Ил-2 оборонительного пулемета, С.В.Ильюшин крайне негативно относился в этой идее, полагая, что в результате её реализации летно-технические характеристики самолёта резко снизятся. Лишь в сентябре 1942 года, после того, как этой проблемой вплотную занялся наркомат авиационной промышленности и командование ВВС, были разработаны два основных варианта оборудования штурмовика оборонительной стрелковой установкой. По итогам испытаний было принято решение о серийном производстве двухместной модификации, в задней кабине которой устанавливался крупнокалиберный пулемет УБТ.
Вес самолёта увеличился на 275 килограммов, что сделало машину менее маневренной и довольно инертной – реакция на отклонение рулей следовала не сразу. Пришлось, кроме того, уменьшить бомбовую нагрузку. Словом, опасения Ильюшина во многом оправдались, при этом защищенность самолёта действительно заметно выросла. Кроме того, вскоре Ил-2 начали оснащать мотором АМ-38Ф, мощность которого позволила вернуть прежние лётные характеристики.
В дальнейшем штурмовик еще не раз модернизировался, однако, эти изменения уже не принесли каких-либо принципиальных изменений. К концу войны началась постепенная замена Ил-2 на более совершенные самолеты Ил-10, но завершить этот процесс до 9 мая 1945 года не удалось.
Особенности конструкции штурмовика
Самолёт Ил 2 представляет собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции. Кабина штурмовика – закрытая, шасси убирающееся.
Детализированная схема кабины, приборного оборудования и органов управления самолёта Ил-2
Фюзеляж первоначально был цельнометаллическим. Его передняя часть представляет собой бронекорпус, закрывающий кабину, водяной радиатор, баки с горючим и мотор. Толщина брони – от 4 до 6 миллиметров, использованы как сварные, так и клёпаные соединения. Вторая половина фюзеляжа на ранних экземплярах Ил-2 делалась из алюминиевого сплава, однако, начиная с 1942 года, металл пришлось заменить на фанеру и шпон.
Двухлонжеронное крыло состояло из трех основных элементов – центроплана и двух консолей, снабженных элеронами и закрылками. Свободнонесущее хвостовое оперение состояло из киля и стабилизатора. Рулевые поверхности сделаны из полотна, натянутого на металлический каркас. Начиная с 1942 года, консоли крыльев и киль делались из дерева, а обшивка элеронов стала полотняной – в СССР возник острый дефицит алюминия.
Главная особенность конструкции планера – использование бронекорпуса в качестве силового элемента, воспринимающего все основные нагрузки.
Штурмовик оснащался одним поршневым двигателем водяного охлаждения конструкции А. Микулина — АМ-38, впоследствии АМ-38Ф. Масляный радиатор размещен за пределами бронекорпуса, в отдельной бронированной коробке, а водяной – внутри фюзеляжа.
Вооружение штурмового самолета
Ил-2 нес до 400 килограммов бомб различного калибра. Допускался даже полёт с перегрузом до 600 кг. Крупные авиабомбы калибром от 100 кг и более размещались на внешних узлах подвески, мелкие загружались в бомболюки, размещенные в центроплане.
Крыльевые бомболюки штурмовика Ил-2КСС
Кроме того, самолет мог использовать выливные авиационные приборы, поражая наземные цели при помощи специального зажигательного состава.
В 1943 году в состав боекомплекта Ил-2 включили контейнеры с кумулятивными противотанковыми бомбами (ПТАБ). Благодаря этому штурмовик стал по-настоящему опасным для любых мобильных бронированных целей.
Под крылом самолета, начиная с весны 1941 года, размещались 8 направляющих для реактивных снарядов РС-82 или 4 для РС-132. Применялись они в подавляющем большинстве случаев по наземным целям, хотя случались и исключения.
Стрелковое вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и двух пушек. На ранних самолетах устанавливались двадцатимиллиметровые орудия ШВАК, затем штурмовик получил более мощные пушки — ВЯ-23 (калибр – 23 мм, масса снаряда – 200 грамм). Боекомплект состоял из полутора тысяч патронов и трёхсот снарядов. Около тысячи серийных Ил-2 были оснащены двумя пушками НС-37 с боекомплектом по 50 или 60 снарядов на каждую.
В качестве оборонительного оружия использовался пулемёт Березина УБТ калибра 12,7 мм. Боекомплект состоял из 150 патронов. Кроме того, стрелок мог применять против вражеских истребителей авиационные гранаты.
Авиационная пушка ВЯ-23. Входила в состав вооружения большинства штурмовиков Ил-2
Тактико-технические характеристики
Ил штурмовик выпускался в нескольких разных модификациях, заметно отличавшихся между собой.
Характеристики их тоже были различными:
Ил-2 одноместный | Ил-2 КСС (двухместный) | Ил-2 НС-37 | |
Взлетный вес | 5,31 тонны | 6,16 тонны | 6,16 тонны |
Вес пустого самолета | 3,99 тонны | 4,36 тонны | 4,625 тонны |
Длина самолёта | 11,6 м | 11,6 м | 11,6 м |
Высота | 4,17 м | 4,17 м | 4,17 м |
Размах крыла | 14,6 м | 14,6 м | 14,6 м |
Мощность двигателя | 1575 л.с. | 1720 л.с. | 1720 л.с. |
Максимальная скорость | 450 км/ч на высоте, 433 км/ч у земли | 414 км/ч на высоте, 403 км/ч у земли | 405 км/ч на высоте, 391 км/ч у земли |
Дальность полета с нагрузкой | 638 км | 720 км | 685 км |
Практический потолок | 7 800 м | 5 500 м | 6 000 м |
Нормальная бомбовая нагрузка | 400 кг | 400 кг | 100 кг |
Горизонтальная маневренность Ил-2 была невысокой, особенно на более тяжёлом двухместном варианте. Даже без бомб самолет выполнял полный вираж за 27 секунд.
Плюсы и минусы штурмовика Ил-2
В ходе Великой Отечественной войны самолёт штурмовик Ил 2 в полной мере проявил как свои преимущества, так и недостатки.
К числу первых относятся:
Сравнительная простота конструкции. Промышленность сумела в короткие сроки развернуть массовое производство штурмовиков, построив более 36 тысяч этих самолётов; Высокий уровень защищенности от огня с земли. Ил-2, конечно, не мог выдержать попадание зенитного снаряда, но уничтожить его при помощи обычного стрелкового оружия было практически невозможно; Живучесть. Получив десятки, порой даже сотни пробоин от снарядов малокалиберной зенитной артиллерии, штурмовик мог благополучно вернуться на свой аэродром; Достаточно эффективное против большинства целей вооружение.
Ил-2, тяжело поврежденный в бою, но сумевший вернуться на свой аэродром
Благодаря всем этим особенностям Ил стал полноценным самолётом поля боя, хотя и далеко не идеальным.
Вот лишь некоторые из недостатков этой машины:
Неповоротливость. Тяжелый самолет медленно входил в крен, вираж и боевой разворот, с трудом набирал высоту. Это в значительной мере затрудняло ведение оборонительного воздушного боя; Примитивное прицельное оборудование. Наносить по врагу точные удары способны были только опытные лётчики. Кроме того, когда Ил 2 заходил на цель, штурмовик мог потерять её из вида, потому что обзор закрывался мотором; Плохая защита задней кабины. На ЦКБ-55 второй член экипажа размещался в бронекорпусе и выполнял функции не только стрелка, но и штурмана, а также бомбардира. У серийных двухместных штурмовиков задняя кабина была вынесена за пределы бронекорпуса. В результате на одного погибшего лётчика приходилось до восьми убитых в воздухе стрелков; Высокая аварийность. Свыше 11 000 штурмовиков были потеряны не в бою, а в результате различных лётных происшествий.
Кроме того, курсовая устойчивость Ил-2 оставляла желать лучшего, а пикировать под большими углами на нём запрещалось. Всё это уменьшало эффективность применения штурмовиков.
Модификации Ил-2
На протяжении всей своей «биографии» бронированный штурмовик неоднократно модернизировался и перевооружался.
Ил-2 с пушками НС-37. Предполагалось, что такой самолет сможет эффективно уничтожать танки
Известны следующие модификации этого самолета:
Одноместный Ил-2 (ЦКБ-57). Первый серийный вариант штурмовика. Часть этих самолетов переделывалась в двухместные непосредственно в войсках, кустарными методами; Двухместный Ил-2. Производился, начиная с осени 1942 года. Двигатель оставался прежним – АМ-38, что обусловило существенное снижение маневренных характеристик самолета. В частности, время выполнения виража выросло до 49 секунд. Кабина стрелка и турель вызывали нарекания до конца войны, однако, усовершенствовать их, не останавливая массового производства, оказалось невозможно; Ил-2 АМ-38Ф. Серийный выпуск этой модификации начался с января 1943 года. Двухместный самолет оснащен форсированным двигателем, что позволило довести его основные характеристики до того же уровня, что и на одноместном штурмовике; Ил-2 «крыло со стрелкой», сокращенно — КСС, иногда упоминается как Ил-2 М3. Крупносерийная модификация со значительно измененной формой крыла и улучшенной благодаря этому центровкой. Кроме того, были улучшены аэродинамические характеристики самолета, а вместо прежних металлических баков устанавливались фибровые. Основным преимуществом этих емкостей стала их способность к самовосстановлению – мелкие пробоины затягивались особым составом, твердеющим при контакте с воздухом; Ил-2 НС-37. На этот вариант штурмовика вместо пушек ВЯ-23 устанавливались два орудия НС-37 калибром 37 мм. Боекомплект составлял 50 снарядов на ствол. Эти пушки были довольно громоздкими и тяжелыми, что привело к существенному снижению бомбовой нагрузки и максимальной скорости штурмовика. Построено было более тысячи таких Илов. Их старались применять против немецких танков, но практика показала, что наилучшим оружием для уничтожения бронетехники являются не пушки, а авиабомбы ПТАБ; Ил-2КР. Этот самолет снабжался фотоаппаратом, установленным в задней части фюзеляжа и специальной рацией, антенна которой монтировалась на кабине пилота. Основное предназначение Ил-2КР – корректировка артиллерийского огня и фоторазведка.
Современный рисунок, изображающий «гипотетическую» несерийную модификацию Ил-2Т
Существовало несколько несерийных модификаций штурмовика:
Ил-2 НС-45. Еще одна попытка создания «противотанкового самолета». На крыле устанавливались авиационные пушки конструкции Нудельмана и Сураева калибром 45 мм. Испытания показали, что отдача этого орудия плохо воспринимается самолётом, а прицельная стрельба почти невозможна; Ил-2 ШФК-37. Результат переделки исходного одноместного штурмовика. Самолёт вооружили двумя крыльевыми пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Штурмовик получил некоторый опыт боевого применения в декабре 1942 и январе 1943 года, но в серию не пошёл; Ил-2И. Модель создана в 1943 году под впечатлением от применения серийных Ил-2 против немецкой транспортной авиации, пытавшейся создать «воздушный мост» с окруженной группировкой немецких войск под Сталинградом. Самолет снова стал одноместным, его максимально облегчили, сняв даже крыльевые пулеметы ШКАС. Но «истребителя-бомбардировщика» не получилось – скорость машины оказалась недостаточной; Ил-2 М-82. Экспериментальный самолет, на который вместо двигателя АМ-38 установили мотор воздушного охлаждения М-82. Характеристики штурмовика в целом остались прежними, однако, серийно этот вариант не строился; Ил-2Т. Никаких документов, подтверждающих само существование этой модификации, не существует. По неподтвержденной информации, с самолета Ил-2 КСС сняли крыльевые пушки, а под фюзеляжем каким-то образом подвесили торпеду 45-36АН.
«Истребитель бомбардировщиков» Ил-2И
Стоит также упомянуть об учебно-тренировочной модификации Ил-2У. В задней кабине этого самолета размещался инструктор, который имел возможность использования резервного дублирующего управления. Такой штурмовик мог нести не более 200 кг бомб, два реактивных снаряда, а из стрелкового оружия были оставлены только пулеметы.
Боевое применение и историческая ценность
Самолёты Ил-2 применялись на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Поначалу их эффективность была довольно низкой. Причинами этого была плохая работа пушек ШВАК, вызванная дефектами системы перезарядки, а также неумелое использование машины – тактика еще только создавалась, а летчики не успели освоить штурмовики.
Первые два года войны Ил-2 часто становился жертвой вражеских истребителей, которые активно пользовались незащищенностью задней полусферы бронированного самолета. После появления двухместных штурмовиков ситуация заметно улучшилась. Правда, по иронии судьбы уже в 1944 году советские лётчики стали часто отправляться на задание без стрелка. Дело в том, что люфтваффе утратили господство в воздухе, так что штурмовики всегда могли рассчитывать на истребительное прикрытие, а в этих условиях пилоты предпочитали облегчать самолет.
Потери самолетов Ил-2 по итогам войны были огромными – 23 600 машин. Однако 11 200 из них – это результаты различных аварий, не связанных с боевыми действиями. Из 12 400 штурмовиков, уничтоженных противником, больше половины сбито зенитной артиллерией. Погибло 7 837 лётчиков и воздушных стрелков, воевавших на самолетах Ил-2.
Танк Pz-V «Пантера», уничтоженный бомбами ПТАБ, сброшенными с Ил-2
Опубликование этой печальной статистики в постсоветские годы привело к попыткам переоценки вклада бронированного штурмовика в победу над Германией. Ил-2 стали называть неэффективным самолётом, который мог воевать только «числом». Осмеянию подверглась примитивная система прицеливания. Одновременно всячески превозносился немецкий Ju-87, который якобы был намного более успешным самолётом поля боя.
Подобная «аналитика» весьма далека от реальности. Ил-2 никогда не стали бы выпускать в столь огромных количествах, если бы он не имел никакой практической ценности. Эти самолеты буквально не давали врагу высунуться из укрытий, активно мешали продвижению транспортных колонн в оперативном тылу, вселяли вполне обоснованную уверенность в советские войска. Начиная с 1943 года бронированные Илы начали использовать бомбы ПТАБ, из-за которых немецкие танкисты вынуждены были отказаться от использования сомкнутых построений, что заметно ослабило атакующую мощь бронетехники. Солдаты вермахта, ощутившие на себе удары этого самолёта, едва ли разделили бы мнение авторов нынешних «разоблачительных» статей.
Памятник штурмовику Ил-2 в Самаре. В годы войны в этом городе (тогда Куйбышев) было организовано массовое производство таких самолетов.
Свою роль в истории штурмовик Ил-2 сыграл, став одним из тех факторов, благодаря которым Красная армия дошла до Берлина и полностью разгромила как фашистскую Германию, так и всех её союзников. Оценить лётные качества этого самолета в какой-то мере можно, используя современный авиасимулятор. Разумеется, даже самая совершенная программа не позволит почувствовать то, что когда-то испытывали настоящие пилоты, но общее представление составить всё-таки получится.