Получив достаточный опыт в производстве лицензионных бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) в 70-80-х гг. прошлого века, индийские инженеры предприняли попытки начать работы в создании собственных образцов БТВТ, в том числе и основного танка Arjun. Тактико-техническое задание на разработку нового танка индийская армия разработала еще в 1972 г Он предназначался для замены танков Vijayanta, и в индийском НИИ боевых машин CVRDE в 1974 г были начаты проектные работы над новым танком. К тому времени, когда первый опытный образец танка Arjun был представлен в апреле 1984 г, на проект уже было затрачено 300 млн. индийских рупий (приблизительно $ 6 млн.). К осуществлению нового проекта, как всегда, подключились многие иностранные компании, включая немецкие Krauss-Maffei, MTU (двигатель), Renk (автоматическая трансмиссия), Diehl (гусеницы) и другие.
Основные проблемы при создании новой машины возникли с двигателем. Первоначально планировалось установить газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с., но впоследствии было решено использовать вновь разработанный 12 цилиндровый дизель воздушного охлаждения с изменяемой степенью сжатия такой же мощности. Однако первые модели двигателя развивали только 500 л.с. Его дальнейшее совершенствование позволило увеличить эту цифру до 1000 л.с. при установке турбонаддува. Подвеска танка гидропневматическая. Траки гусеничных лент из алюминиевого сплава с резинометаллическим шарниром и асфальтоходными башмаками. Механизм натяжения гусеницы имеет встроенную защиту от перегрузки. Первоначально были построены шесть опытных образцов танка Arjun, оснащенные немецким дизелем MTU MB838 Ka-501 мощностью 1400 л. с. с автоматической трансмиссией Renk. Все опытные образцы имели стальные корпуса и башни, но в макетном исполнении, без использования брони.
Серийные машины выпускались с новой комбинированной броней Kanchan, разработанной лабораторией металлургии министерства обороны Индии (Indian Defence Metallurgical Laboratory). Она производится компанией Mishra Dhatu Nigam. Тепловизионное прицельное оборудование было разработано компанией DRDO. СУО танка Arjun, состоящая из лазерного дальномера, баллистического вычислителя, тепловизионного прицела, стабилизированного панорамного прицела командира танка, дополнительного телескопического прицела и электронных блоков, гарантированно обеспечивает высокую вероятность попадания с первого выстрела. Согласно оценкам CVRDE, автоматизированная СУО третьего поколения в комплексе со 120-мм нарезной пушкой (тоже разработанной в Индии) и прицелом с электронным управлением, позволяет наводчику обнаруживать, идентифицировать, сопровождать и успешно поражать движущиеся цели при стрельбе с ходу
Основной прицел наводчика объединяет в себе дневной, тепловизионный и лазерный дальномерный каналы и единое стабилизированное в двух плоскостях головное зеркало на все три канала. Дневной прицел имеет два фиксированных увеличения поля зрения. Тепловизионный прицел обеспечивает возможность обнаружения целей наводчиком и командиром танка в условиях полной темноты и плохих условий видимости (задымленности, туман, снег, дождь и тд.). Панорамный прицел командира позволяет ему вести круговое наблюдение за полем боя без поворота головы и отрыва глаз от прицела и без вращения башни. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях при помощи гироскопа, установленного на платформе головного зеркала. Прицел имеет два фиксированных увеличения поля зрения.
Баллистический вычислитель определяет исходные установки для стрельбы в соответствии с информацией, обеспечиваемой множеством автоматических датчиков, установленных в машине и от ручного ввода данных. Он вырабатывает электрические сигналы, пропорциональные необходимым для стрельбы углам возвышения и азимута. Для повышения точности стрельбы СУО оснащена окном совпадения, которое позволяет вести стрельбу из пушки только тогда, когда она находится в определенном положении в соответствии с сигналами баллистического вычислителя (на российских танках для этого используется электронный блок разрешения выстрела).
Танк Arjun вооружен 120-мм нарезной пушкой, для которой индийским НИИ взрывчатых веществ в г. Пуне были разработаны унитарные выстрелы с частично сгорающей гильзой с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, бронебойными с пластическим ВВ и дымовыми снарядами. Пороховой заряд высокой энергии, разработанный тем же институтом, позволяет сообщить снарядам высокую начальную скорость и тем самым, обеспечивая им высокую бронепробиваемость. В дополнение к предварительно упомянутым боеприпасам, сейчас разрабатывается специальный противовертолетный снаряд. Орудие выполнено из специальной стали, изготовленной с использованием технологии электрошлакового переплава и оснащено теплоизоляционным кожухом и эжектором. Вместе с ним спарен 7,62-мм пулемет. 12,7-мм зенитный пулемет предназначен для борьбы с низколетящими целями.
Приводы наведения башни и пушки опытных образцов были электромеханическими, поставлялись компанией FWM из Германии. Серийные танки Arjun оснащаются электрогидравлическими приводами, что значительно снизило пожаровзрывоопасность в боевом отделении. С обеих бортов башни установлены девятиствольные блоки дымовых гранатометов, имеющие пять стволов сверху и четыре снизу. Серийные танки Arjun оснащены дизельным двигателем, развивающим мощность 1400 л. с, в комплексе с полуавтоматической планетарной трансмиссией с четырьмя передачами переднего и двумя заднего хода, разработанные местными инженерами. Торможение машины осуществляется быстродействующими дисковыми тормозами с гидроприводом. На танке имеется система коллективной защиты от ОМП, разработанная и созданная атомным исследовательским центром (Atomic Research Centre) в г. Бхабхе (BARC). Для повышения живучести машины на поле боя имеется автоматическая система пожаротушения. Боеприпасы убраны в водонепроницаемые контейнеры для уменьшения возможности их возгорания.
В марте 1993 г. индийские СМИ сообщили, что танк Arjun успешно завершил испытания. Во время демонстрации в пустыне Раджистан в западной Индии, два опытных образца машины поражали неподвижные и движущиеся цели на дальностях от 800 до 2100 м, преодолевали различные препятствия, подъемы крутизной 60% и маневрировали на участках заграждений. Опытные образцы были построены на заводе тяжелых машин HVF (Heavy Vehicle Factory) в г. Авади. В середине 1998 г. было объявлено, что общее количество построенных танков Arjun составило 32 единицы. Сюда входят 12 опытных образцов, два танка с торсионной подвеской, один испытательный, одна БРЭМ и один опытный танк Arjun Mk.II. Последний демонстрировался на выставке вооружений Defexpo India 2002, прошедшей в Дели в феврале 2002 года. В перспективе планируется осуществлять выпуск на шасси танка Arjun БРЭМ, инженерную машину ERV, танковый мостоукладчик BLT, зенитно-ракетный или зенитно-артиллерийский комплекс, самоходно-артиллерийскую установку полевой артиллерии.
Представленный на выставке в 2002 г опытный танк Arjun Mk.II мало чем отличался от своего предшественника танка Arjun Mk.I. Поэтому работы над совершенствованием машины индийские инженеры продолжили. Но внедрение национального индийского танка в войска растянулось на десятилетия. В начале 2000-х годов индийская армия подписала контракт на закупку 124 танков Arjun Mk.I, на сегодняшний день было поставлено 116 машин, еще 8 машин должны поступить в течение текущего года. Тем не менее, шаг за шагом на машину внедрялись все новые и новые усовершенствования. В конечном итоге танк Arjun Mk.I получил в общей сложности 89 доработок и усовершенствований, после чего в индийской армии было окончательно принято решение присвоить танку наименование Arjun Mk.II. Эти 89 усовершенствований внедрялись в машину не только с учетом проблем, с которыми столкнулись в ходе испытаний и эксплуатации танка Arjun Mk.I, но и для удовлетворения перспективных требований индийской армии.
В ходе проведенных работ по усовершенствованию танка на новой модификации Arjun Mk.II были повышены показатели защищенности, огневой мощи, подвижности и командной управляемости. В отношении повышения защищенности танка конструкторы оснастили машину элементами динамической защиты (ДЗ). Элементы ДЗ были установлены на лобовой части корпуса, на бортовых экранах корпуса, на лобовой части и бортах башни. Сама конструкция бортовых экранов также была изменена. Кроме того танк Arjun Mk.II оснастили противоминным ножевым тралом GKh. Модернизированный танк Arjun Mk.II был оснащен системой оптико-электронного подавления, в состав которой входят комплект датчиков обнаружения лазерного облучения, два блока пусковых установок запуска дымовых (аэрозольных) гранат по 8 пусковых установок в каждом, и аппаратуру управления. Блоки пусковых установок смонтированы по бортам башни в кормовой ее части. При этом, блоки пусковых установок выполнены поворотными с электроприводами. Четыре датчика обнаружения лазерного облучения установлены по углам башне на крыше.
В ближайшей перспективе планируется оснащение танка Arjun Mk.II и системой активной защиты APS, способной уничтожать путем физического разрушения боеголовок подлетающих к танку боеприпасов. Наиболее вероятно, что это будет израильская система активной защиты Trophy. С целью повышения выживаемости механика-водителя танка при подрывах на минах или самодельных взрывных устройствах, его сиденье сделано подвесным к крыше корпуса, по типу, как сейчас это сделано на немецких танках Leopard 2A6M и более поздних его модификациях. Только меры по повышению защиты танка Arjun Mk.II повлекли за собой повышение массы машины на 3 тонны. Огневая мощь танка Arjun Mk.II повышена за счет включения в состав комплекса вооружения новой автоматизированной системы управления огнем, комплекса управляемого вооружения, дополнительным оружием в составе дистанционно управляемого боевого модуля.
Комплекс управляемого вооружения израильской разработки использует управляемую ракету LAHAT с лазерным управлением. Пуск ракеты производится через ствол танковой 120-мм нарезной пушки. Командир танка Arjun Mk.II в свое распоряжение получил новый панорамный комбинированный прицел с тепловизионным каналом. Кроме того, новый командирский прицел обеспечивает командиру танка в режиме hunter-killer («охотник-убийца»). На крыше башни новой модификации танка Arjun Mk.II установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом. Управление модулем осуществляется с места заряжающего. Ранее для стрельбы из зенитного пулемета, установленного на башне танка Arjun Mk.I, заряжающему приходилось открывать люк и вести огонь из пулемета не находясь под защитой брони. По сообщениям индийских разработчиков БТВТ, сейчас ведется разработка новых боеприпасов для основного оружия танка Arjun Mk.II, обладающих более высоким могуществом действия, чем используемые в настоящее время. Кроме того, руководство индийской армии запросило от своих израильских партнеров, разработавших комплекс управляемого вооружения, расширения номенклатуры типов боевых частей для управляемых ракет LAHAT.
С целью сохранения подвижности танка на прежнем уровне, компенсируя 5-тонный прирост массы, были проведены некоторые мероприятия по совершенствованию силовой установки, трансмиссии и ходовой части. Силовая установка была оставлена в прежнем составе — двигатель MTU с трансмиссией RENK. Однако в ходе проведения испытаний танка и его эксплуатации постоянно совершенствовалась система очистки воздуха и система охлаждения, постепенно усиливались как сам двигатель, так и коробка передач. Для новой модификации танка Arjun были изменены бортовые редукторы, в которых было увеличено передаточное число с 4,4 до 5,3. Это снизило максимальную скорость танка до 58,5 км/ч, но увеличился крутящий момент и сила тяги на ведущих колесах и гусеницах, что позволило компенсировать увеличившуюся массу танка. По утверждениям специалистов CVRDE, танк Arjun Mk.II имеет лучшие разгонные характеристики, чем на прежней его модификации, при одинаковом потреблении топлива.
Чтобы обеспечить прежний ресурс всех компонентов ходовой части танка с увеличившейся массой, была усовершенствована и подвеска. Для интеграции на танк новой подвески конструкторам пришлось проектировать новый корпус для модернизированного танка. В ходовой части стали использовать опорные катки несколько большего диаметра, чем на прежней модификации танка. Для сохранения среднего удельного давления танка на прежнем уровне была использована новая гусеница с большей шириной трака. Траки импортируются из Германии. Для обеспечения работы систем танка на стоянке без запуска основного двигателя и для дополнительного энергообеспечения танка на нем была установлена более мощная вспомогательная силовая установка (ВСУ). Ее мощность была повышена с 4,5 кВт до 8 кВт ВСУ установлена на замане башни с правой стороны, таким образом она находится над силовой установкой танка. По опыту боевого использования американских танков типа Abrams M1A2, на которых ВСУ расположено точно также, имеется опасность полного сгорания танка после поражения ВСУ из стрелкового оружия или осколками снарядов. С целью повышения командной управляемости танка и танковых подразделений, на Arjun Mk.II установлены современные цифровые системы связи, спутниковые навигационные системы GPS и другое оборудование.
В 2012 году на индийских полигонах индийскими военными были проведены сравнительные испытания танков Т-72М1М, Т-90С и Arjun Mk.II. Как сообщалось в испытаниях приняли участие лучшие экипажи и технический персонал. Индийские СМИ буквально взорвались сообщениями о том, что индийский танк по всем показателям обошел российский Т-90С. Можно было бы удивиться, если бы индийские СМИ написали что-то другое. Критика собственной техники возможна только в российских СМИ. Напрашиваются другие вопросы, коль этот танк так хорош, то почему же индийская армия заказывает для своих нужд только 116 таких танков, а Т-90С — больше тысячи? Как следует из тех же индийских СМИ танк Arjun Mk.II очень хороший, но слишком тяжел. Это ограничивает регионы где он может быть использован индийской армией и делает его непригодным применительно к операционным требованиям индийской армии к основному танку Масса танка в 67 тонн фатально ограничила оперативную эффективность танка. Несмотря, на то, что новый Arjun по всем параметрам «превзошел» российский Т-90С,
оказалось, что его нельзя отправить выполнять задачи к границе с Пакистаном, он не в состоянии эффективно проходить по местности, заполненной природными и/или искусственными препятствиями, в регионах, пересеченных реками и каналами. А это уже противоречит национальной доктрине, согласно которой танковые соединения планируются для проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории. В отличие от Т-72 и Т-90, которые легко перебрасывались по воздуху в районы, расположенный на большой высоте над уровнем моря, танки Arjun не могут быть переброшены по воздуху транспортными самолетами Ил-76 и, тем более, C130J индийских ВВС. Транспортные самолеты C17 Globemaster, которые еще только должны получить в ВВС Индии (IAF), имеют максимальную грузоподъемность 75 тонн, что опять же недостаточно для перевозки 67-ТОННОГО Arjun Mk.Н с вспомогательным оборудованием. Таким образом, несмотря на все усилия команды конструкторов и ученых, танк Arjun Mk.II вряд ли когда-либо будет заказан в значительных количествах индийской армией, потребности которой сегодня составляют около 3500 танков. Общие заказы на танки Arjun на сегодняшний день составляют 240 машин (124 Mk.1 и 116 Mk.Н).
По состоянию дел на текущий момент, первые Arjun Mk.Н начнут сходить с конвейера на заводе HVF в г. Авади 30 месяцев после размещения заказа. Сам заказ, вероятно, в этом году будет оформлен. Таким образом, первые танки Arjun новой модификации поступят в строй только в 2016 году На заводе HVF планируется производство 30 танков в год. Получается, что все 116 танков будут поставлены к 2020 году Если работы по разработке перспективного индийского танка FMBT компания DRDO начнет прямо сейчас, то первые танки могли бы появиться готовыми к эксплуатации в войсках примерно в 2025 году Если дело пойдет также, как и с танком Arjun, то и того позже — 2030-2035 гг. А до этих пор индийская армия, будет выполнять свои задачи на танках Т-90С Bishma и модернизированных Т-72М1М Ajeya, которые в имеют в Индии необходимую инфраструктуру для подготовки кадров, производства и ремонта.
Технические характеристики Arjun Mk.II
Экипаж: 4 человека
Масса: 68 тонн
Длина: 10 метров
Ширина: 3,7 метра
Высота: 2,9 метра
Двигатель: 1500 л.с.
Максимальная скорость: 70 км/ч
Дальность хода: 500 км
Вооружение: 120-мм пушка L/50, 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет
Системы защиты
Активная защита (APS)
Пассивная защита (ERA)
Система защиты от оружия массового поражения (NBC)
Система пожаротушения
Системы управления огнем
Arjun Mk2 оснащён следующими системами управления огнем:
Цифровой баллистический вычислитель
Тепловизор
Лазерный дальномер
Система управления огнем