Конструкторами компании «Сухой» разработан С-70 — тяжелый беспилотный бомбардировщик 6-го поколения «Охотник». Пока проект находится на стадии заводских испытаний, поэтому точно известны только общие технические и летные характеристики. Серийное производство ударного беспилотника запланировано на 2023 год. Модель С-70, созданная с применением стелс-технологии, практически незаметна для радаров.
Зачем нужен был новый беспилотник
Беспилотные летательные средства в последние годы относятся к трендовой продукции, так как их не могут уловить ракетные комплексы с инфракрасным и радиолокационным наведением. С этой целью и был создан С-70 «Охотник» — бомбардировщик-невидимка, недоступный для всех видов радаров, применяемых в НАТО. Ранее российские инженеры нашли способ обнаружения американских беспилотников-невидимок, эти знания были применены при разработке С-70.
С-70 «Охотник» представляет собой универсальный аппарат, пригодный не только для разведывательных и патрульных, но и боевых задач. Российский беспилотник способен вести фотографическую и видеосъемку территории, вклиниваться во вражеское воздушное пространство, преодолевая ПВО, и наносить удары. При необходимости «Охотник» может стать вспомогательным аппаратом для истребителя Су-57.
Грузоподъемность беспилотника С-70 достаточная, чтобы закрепить на борту тяжелое оружие:
сверхзвуковую ракету Х-74М2; ракету Х-58 «воздух-земля»; ракету Х-35 с малым набором высоты для поражения целей в море; максимум 8 авиационных бомб КАБ-250.
История оружия
Разработкой бомбардировщика С-70 «Охотник» занималось конструкторское бюро имени Сухого под руководством конструктора Сергея Бибикова, а производство запущено в Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Производитель авионики для беспилотника С-70 — концерн «Радиоэлектронные технологии». Он снабжает производство элементами:
информационно-управляющего комплекса; автоматической управляющей системы; контрольно-диагностического блока бортового оснащения; аппаратной системы совмещения с общим объектовым оборудованием; инерциальной и спутниковой навигации.
Заказчики проекта — ВКС и ВВС России. О желании заиметь ударный беспилотник с взлетным весом 10–20 т представители Министерства обороны заявили на авиационной выставке «МАКС-2009». Разработка стартовала в 2012 году. Уже произведено 2 экземпляра для летных испытаний, еще 3 скоро будут готовы. Общая стоимость проекта составляет 1,6 миллиарда рублей.
В октябре 2012 года конструкторское бюро «Сухов» объединило усилия с компанией «МиГ». В декабре 2021 года авиационный завод имени Чкалова представил первый экземпляр беспилотного бомбардировщика С-70 с плоским соплом.
Конструкция
Беспилотник С-70 «Охотник» не приспособлен к сложному маневрированию. Его аэродинамическая конструкция — «летающее крыло». Если посмотреть сверху, беспилотник имеет вид треугольника. Такая форма повышает малозаметность летательного аппарата. Вместо кабины экипажа установлена воздухозаборная система.
У «Охотника» один мощный двигатель с единственным соплом. Силовая система настолько надежная, что аппарат продолжает немалый промежуток времени держаться в воздушном пространстве даже после полного выхода из строя автоматических систем. При аварии двигатель переключается на низкие обороты, благодаря чему у беспилотника остается время, чтобы добраться до места назначения. Парашют для торможения не предусмотрен.
Управляет «Охотником» оператор, находящийся на земле. Связь качественная, сохраняется даже в экстремальных погодных условиях и при использовании неприятелем глушащих устройств.
Детали планера изготовлены из композитного материала, обеспечивающего легкость и прочность конструкции, увеличивающего скорость полета и грузоподъемность. Оперения у беспилотника С-70 нет, а управляющую функцию выполняют элевоны, объединенные в 3 секции, и интерцепторы. Благодаря такому строению, бомбардировщик «Охотник» обладает отличными аэродинамическими свойствами.
Информационно-управляющий комплекс высокоинтеллектуальный. Благодаря этому, беспилотник С-70 продолжает выполнять задачи даже при потере связи с оператором.
Завершив поставленные задачи, «Охотник» самостоятельно возвращается на аэродром, если к этому времени связь с оператором не восстановится.
Технические характеристики
Поскольку беспилотный бомбардировщик С-70 находится на стадии испытаний, значительная часть проектной информации держится в тайне. Поэтому можно с точностью сказать лишь о следующих технических характеристиках:
длина летательного аппарата — 13,6 м; ширина — 18 м; вес беспилотника — 20 т; полезная весовая нагрузка — 2,8 т; скоростной максимум — 920 км/ч; предельная высота полета — 10,5 км; максимальная дистанция полета — 6000 км.
Испытания «Охотника»
Летом 2018-го бомбардировщик «Охотник» впервые выкатили, а в ноябре прошли прокатные испытания по взлетно-посадочной полосе. 3 августа 2019-го беспилотник С-70 осуществил первый вылет, длительность которого превышала 20 минут. Аппарат несколько раз облетел территорию аэродрома, сохраняя высоту полета 600 м, затем успешно сел.
В сентябре 2019 года «Охотник» совершил первый успешный вылет на пару с истребителем Су-57. Полет длился около получаса. Целью совместного полета была проверка расширенного поля радиолокации истребителя и целеуказателя для использования авиаснарядов значительной дальности поражения без входа летательных аппаратов в зону ПВО противника.
Перспективы
Одна из важнейших военных задач нынешнего времени — сохранение личного состава. Поэтому беспилотники С-70 «Охотник» планируется активно использовать при ведении и сухопутных, и морских, и воздушных боевых операций. Беспилотные бомбардировщики планируется поставить в российские войска в 2024 году.
Проект находится на финальной стадии, и в том, что он будет завершен, можно не сомневаться. Ведь эксплуатация беспилотников сегодня крайне востребована и в военной, и в гражданской авиации.
При высокоскоростном полете, когда у пилота не хватает умственных возможностей для мгновенного принятия решений, летательный аппарат, оснащенный высокоинтеллектуальной системой управления, реагирует в сотни раз быстрее. Появляются летательные аппараты, летающие на скорости 10 махов. При такой огромной скорости присутствие пилота внутри невозможно. Поэтому С-70 «Охотник» в будущем, скорее всего, заменит нынешние пилотируемые истребители.
В будущем планируется оснастить беспилотник системой кодировки управленческих сигналов. Также в планах создать сцепку истребителя и нескольких беспилотников, чтобы повысить ударное воздействие авиационного звена, управляемого единственным пилотом.