В истории отечественного космолетостроения был загадочный эпизод, который до сих пор будоражит воображение охотников за сенсациями. В 1988 году состоялся запуск космического корабля «Буран». Его разработка велась в секрете даже от участников проекта. Успешный старт и возвращение корабля на Землю ознаменовали технический прорыв и посеяли панику в правительстве США. Сейчас тайна раскрыта. От «Бурана» остались воспоминания, но все новое — это забытое старое.
Зачем создали корабль
В начале 80-х годов прошлого века космическое пространство бороздили американские «Шаттлы». Соперничество США и Советского Союза вышло за пределы планеты.
Американское агентство NASA развивало программу Space Shuttle официально для того, чтобы полеты в космос стали доступными и простыми, как поездка на такси в булочную. На самом деле «Шаттлы» полетели из-за паранойи спецслужб. ЦРУ-шники подозревали, что русские ракетопланы хотят угнать американские спутники.
Подозрительность оказалась заразна. Советские математики проанализировали полет американского корабля и поняли, что он в легком маневре способен сбросить что-нибудь над Москвой, например, ядерную бомбу.
В оборонном ведомстве в это время беспокоились за сохранность на орбите космической станции «Салют-7» и не обрадовались открытию. Министра обороны Дмитрия Устинова чуть не хватил удар, когда он узнал о маневрирующем в московском небе «Шаттле». Нужно было срочно опередить американцев и построить собственный космический ядерный бомбардировщик, но сделать это в строгой секретности.
История разработки
Министерство обороны инициировало начало космической программы «Энергия-Буран». Ведомство поставило цель создать мощную ракету-носитель и корабль многоразового использования. За основу взяли дизайн «Шаттла», но по техническим характеристикам аппарат превосходил американских «коллег»:
Критерий | Показатель |
Стартовая масса | 55 тонн |
Размах крыла | 24 метра |
Двигатели | Носовой блок Левый и правый блок управления Базовый блок объединенной двигательной установки |
Транспортный отсек | 350 кубических метров |
Масса полезной нагрузки для вывода | 30 тонн |
Масса полезной нагрузки для увода с орбиты | 20 тонн |
Перемещение груза | Роботизированный манипулятор |
Система управления полетом | Аналоговая
Программная Автоматическая |
Стыковка и сближение | Автоматические, с ручными опциями |
Бортовые системы управления | 50 ЭВМ |
Теплозащита | Кварцевая, многослойная |
Температурный максимум | +1700 градусов по Цельсию |
В программе участвовали три миллиона сотрудников разных отраслей: математики, химики, сварщики, сталелитейщики. Группам конструкторов раздали задания, но не объяснили, что и для чего они должны сконструировать. Ученые с удивлением узнали, что их изобретения установлены на космическом корабле, спустя полгода после его старта.
Возникшие проблемы
Отсутствие коммуникации между разработчиками ввиду строжайшей секретности было не главной трудностью. Механикам удалось собрать уникальный аппарат, но заказчики установили высокие требования к результатам. Поэтому работали кропотливо и долго.
Первым плодом коллективного творчества была ракета «Энергия», способная вывести на орбиту объект весом в сотню тонн. В будущем ее собирались использовать в экспедиции на Луну. Вторым и главным творением инженеров был корабль «Буран».
Космический аппарат опережал американский «Шаттл» по грузоподъемности на 6 тонн.
С помощью суперчелнока советские космонавты могли с легкостью воровать с орбиты спутники или разбирать их прямо в космосе, не покидая салон. Автоматический манипулятор обесточивал и упаковывал объект в грузовой отсек за 10 минут.
Основные проблемы, с которыми столкнулись конструкторы «Бурана» — большой вес корабля, температурная перегрузка и расчет входа в атмосферу. Но советские ученые нашли способы заставить гигантский «утюг» летать:
переделали под космические нужды промышленный суперкомпьютер БЭСМ-6 и сделали полностью автоматизированными взлет, траекторию входа в атмосферу, полет и посадку корабля; экспериментальным путем нашли идеальный материал для рассеивания тепла из смеси кварца и углерода и обклеили слепленными из нее плитами корпус корабля.
В ходе работы над «Бураном» назрели еще две проблемы — время и деньги. Когда ракета и корабль были готовы, в стране произошли политические и экономические изменения.
На «космический угонщик» уже потратили более двух триллионов рублей. «Буран» не мог не полететь. Покрывать расходы планировали военными задачами героического масштаба, в которые входила та же доставка «ядерной» посылки в цитадель врага.
Первый запуск
Космодром «Байконур» встретил новый корабль укрепленной под большой вес взлетной полосой на аэродроме «Юбилейный». Для посадки обустроили резервные аэродромы в Крыму, Приморье и других регионах советских республик. Самолет АН-225 «Мрия» был готов доставить «Буран» на родной космодром.
Первый полет прошел на автопилоте и по плану. Ракета «Энергия» доставила космический корабль на орбиту, он совершил разворот и вернулся на Землю. «Буран» приземлился на резервной посадочной полосе в Казахстане.
В будущем планировался полет с командой на борту. Экипаж уже набрали, тренировали и обучали управлять кораблем. В атмосферу запускали двойников «Бурана» с макетами «посылок».
До испытания «маневренности» оригинала дело не дошло. Советский корабль даже в тренировочном полете взорвал умы американского правительства сильнее ядерной бомбы.
Реакция США
На третий день после триумфального полета «Бурана» президент США Рональд Рейган изучал доклад ЦРУ, ключевыми словами которого были «единственный в мире» и «непоправимый ущерб». Согласно аналитическим выкладкам ЦРУ-шников, с помощью нового корабля русские способны были уничтожить все американские спутники и разрушить обороноспособность страны.
В течение двух лет США свернули программу стратегической оборонной инициативы или «Звездные войны», утвержденную Рейганом. Доклад разведчиков убедил американского президента, что лучше поискать иные пути к мировому господству без атомной угрозы на свою голову. Причастные к созданию «Бурана» ученые и военные уверены, что соперники испугались именно советского «космического утюга».
Чем закончилась история корабля
«Буран» был вершиной советского оборонпрома. Поэтому сразу закрыть проект после его приземления не решился даже Михаил Горбачев. Распоряжение приостановить работу вышло в 1990 году, а в 1993 году строительство дорогих космических кораблей и ядерный вопрос стали неактуальными. Страх Америки «Буран» стоял в ангаре до 2002 года, пока его не раздавило рухнувшей из-за пожара крышей.
В 2013 году цели проекта рассекретили, но в гибель «космического угонщика» не верили. В 2016 году руководство «Роскосмоса» учредило департамент по многоразовым космическим аппаратам и привлекло к работе специалистов, причастных к проекту «Буран». Но главной их целью было создание дешевой ракеты-носителя.
В 2017 году на территорию «Байконура» проникли блогеры, подозревающие, что истинную причину сбора скрывают и «Буран», как и Цой, жив. Перед тем, как их поймали охранники, авантюристы сняли на камеру ангар с похожим космическим аппаратом. Но это был не «Буран», а его незаконченный «дублер» «Буря».
Интерес к кораблю понятен, особенно на фоне разговоров, которые в последние два года ведут мировые лидеры о ядерном оружии. Пока о возрождении «Бурана» в оборонном и космическом ведомстве нет официальных отчетов.