Американский конвертоплан V-22 — единственный серийно производимый летательный аппарат такого типа. Его эксплуатируют морские пехотинцы и воздушные десантники США. Второе название конвертоплана — Osprey, что значит «Скопа». Этот летательный аппарат, производимый компаниями Boeing и Bell Helicopter, представляет собой микс вертолета и самолета, способен преодолевать значительные расстояния на высокой скорости.
История разработки
Американский производитель Bell занимался разработкой конвертоплана V-22 долгих 30 лет. Началась история летательного аппарата в 1980 году, когда американская армия потерпела неудачу, пытаясь освободить своих солдат, захваченных иранскими боевиками. Вертолеты как спасательный транспорт оказались малоэффективными. Тогда и возникла задумка создать машину, которая будет не только вертикально взмывать и садиться, но и преодолевать более значительные расстояния.
Проект по созданию экспериментального конвертоплана был утвержден в 1981 году. Были разработаны сразу две вариации летательного аппарата: для морских пехотинцев и ВВС. От старта проекта до поступления машин на вооружение прошло почти 30 лет. Такой длительный процесс разработки был обусловлен расширенным вариантом выполнения проекта. Из-за этого уже на начальных этапах разработки пришлось проводить оптимизацию, избавляться от устаревших решений.
В 15-летний период между первым вылетом и стартом серийного производства пришлось не только заниматься техническими усовершенствованиями, но и бороться с политиками США за право конвертоплана существовать. Стоимость машины внушительная — 100 миллионов долларов. То есть проект финансово обременительный для страны, однако конвертоплан Osprey показал себя весьма полезной машиной. Насколько окупится проект, сказать пока сложно. Не все летательные аппараты еще отправлены заказчикам. Да и производство продолжается.
Изначально планировалось, что армия США приобретет 458 конвертопланов V-22 Osprey в разных модификациях. Но финансовые возможности позволили закупить лишь немногим больше 200 машин. На экспорт V-22 Osprey отправляется пока только в Японию. Хотя проектом интересуются индийские и южнокорейские военные, ведут переговоры с американским производителем. В свое время конвертопланами Osprey интересовались Израиль и ОАЭ, но дальше переговоров дело не пошло.
Практическое применение летательного аппарата Osprey с 2007 года показало его надежность в любых летных условиях. В боевых операциях было утрачено лишь две машины. Один конвертоплан разбился при неудачной посадке в Афганистане в 2010-ом, второй пропал в Йемене в 2017 году.
Модификации вертолета
Всего на сегодняшний день произведено около 350 машин V-22 «Оспрей», имеющих разную модификацию. Существуют следующие вариации конвертоплана:
CV-22 — базовая модель для ВВС США; MV-22 — модель для морской пехоты США; CMV-22 — транспортник для ВМС США; HV-22 — поисково-спасательная модель для ВМС; SV-22 — противолодочная модель для ВМС; EV-22 — конвертоплан с системой наведения и радиолокации для ВМФ Великобритании.
Особенности конструкции
Силовая система конвертоплана Osprey состоит из 2-х двигателей Rolls-Royce T406. Каждый из них имеет мощность 6150 л. с. Двигатели находятся в гондолах крыльев, прокручивающихся на 98°. 3-лопастные винты объединены валом синхронизации, проходящим в крыле. Благодаря этому валу, возможна нормальная посадка машины при одном работающем двигателе.
Габаритность посаженного на стоянку конвертоплана снижается, благодаря повороту крыла в продольное положение с последующим складыванием винтов.
Конструкция летательного аппарата относительно легкая, благодаря использованию композитных материалов.
Полет контролируется посредством тройной избыточной электронной дистанционной системы. Ее достаточно, чтобы управлять аппаратом Osprey при вертолетном движении. Когда конвертоплан переходит в самолетный режим, элементами управления становятся рулевые механизмы и флапероны.
Кабина V-22 Osprey оснащена и остеклена по самым современным стандартам. Навигационно-коммуникационная система сложная, развернутая. Предусмотрен автопилот, с помощью которого можно менять самолетное маршрутное движение на вертолетное зависание на расстоянии 15 м от земной поверхности. Герметичность фюзеляжа не предусмотрена, поэтому при наборе высоты более 3000 м находящиеся в летательном аппарате люди должны надеть кислородную маску.
Вооружение
Сначала единственным оружием был пулемет калибра 7,65 либо 12,5 мм, встроенный в рампу на корме. В ходе модификации аппарат Osprey получил оборонительный комплекс вооружения, созданный компанией BAE Systems. Этот комплекс включает крутящуюся башню с огнестрельным оружием в нижней части фюзеляжа, телевизионный или инфракрасный датчик и контрольную станцию. Но эта система сократила полезную весовую нагрузку на 360 кг, поэтому ее перестали применять.
Вопрос оснащения V-22 Osprey оружием для наступательных действий рассматривается с 2014 года. Наиболее перспективной считается идея использования вооружения класса «воздух-земля» с высокой точностью поражения цели, например, ракеты AGM-176 или AGM-114. Чтобы совместить конвертоплан с таким оружием, нужна установка в передней части корпуса 2-х пилонов, а также использование лазерного подсвечивающего устройства. Сейчас проходят испытания машин с таким оснащением.
Технические характеристики
Конвертоплан Osprey имеет следующие летно-технические характеристики:
длина корпуса — 17,5 м; ширина, когда лопасти сложены — 5,6 м; высота, когда лопасти сложены — 5,5 м, когда двигатели направлены вверх — 6,7 м; площадь крыла — 28 м2; размах крыла между краями лопастей — 25,8 м; пустой вес — 15 т; снаряженный вес — 21,5 т;
максимальный взлетный вес — 27,4 т; весовой предел при вертолетном взлете — 23,8 т; весовой предел при самолетном взлете — 25,8 т; полезная весовая нагрузка — 5440 кг; вес внешнего груза на одном подвесе — 4540 кг, на 2-х крючьях — 6150 кг; вместимость топливных баков у MV-22 — 6510 л, у CV-22 — 7710 л; вместимость подвесного топливного бака (одного из трех) — 1630 л; скоростной максимум в режиме самолета — 565 км/ч, в режиме вертолета — 185 км/ч; крейсерская скорость — 510 км/ч;
радиус боевого охвата — 690 км; радиус охвата при десантировании — 720 км; перегоночная дальность (при условии дополнительной заправки) — 3890 км; практическая дальность — 2630 км, при вертолетном взлете — 2225 км, при самолетном — 3340 км; практический потолок — 7620 м; номинальная подъемная скорость — 5,5 м/с, максимальная — 16,2 м/с.
Конвертоплан Osprey может переносить 9 т грузов или 25 десантников. Ни один вертолет не может осуществить быструю транспортировку такого веса.