Недавно в сети появилась информация, что Япония, Италия и Великобритания намерены создать штурмовик нового поколения. Для участия в проекте будут привлечены авиастроительные компании и конструкторские бюро этих стран. Эксперты предполагают, что истребитель GCAP будет относиться к 6 поколению. О том, какими опциями будет обладать самолет, не сообщается. Что же известно об уникальном штурмовике, которого сейчас прозвали «охотником за российским Су-57»?
Описание проекта
Государства-участники программы отмечают, что их проект должен повысить технические и военные связи, развить оборонно-промышленные комплексы каждой страны. Цель амбициозной программы Global Combat Air Programme – конкуренция оборонным концернам США, ликвидация технологического отставания Европы от Америки. Проект подразумевает равноправное партнерство между государствами, которые примут в нем участие.
Великобритания представлена в нем компанией, занимающейся разработками в области вооружений и информационной безопасности, БАЕ. Она является главным подрядчиком и разработчиком конструкции судна. Концерну Rolls-Royce поручено создать совершенный двигатель для планера. Дочерний филиал итальянской компании Leonardo работает над электроникой. Касаемо Японии, то в ответе за разработку двигателя транснациональная корпорация машиностроения Mitsubishi Heavy Industries. Ракетные системы будет разрабатывать ведущий европейский производитель MBDA.
Проект «грозит» быть многообещающим, но в каждом из государств есть свои недочеты по разработке и созданию перспективных сверхзвуковых самолетов. Поэтому предполагать, что программа по производству уникальных истребителей будет успешной, не стоит. Одна из самых больших проблем – это разногласия между авиаконструкторами касаемо технических требований к судну. Если одно государство нуждается в легкой и сверхбыстрой машине, другой нужен мощный штурмовик. Соединить одно и другое в одной конструкции совсем непросто.
Кто занимается разработкой
В конце 2022 года видеоблогеры платформы Ютуб «Breaking Defense» сообщили, что выполнять работы в соответствии с договором подряда по созданию истребителя нового поколения будет аэрокосмическая компания из Франции Dassault Aviation. После подписания ею контракта с авиастроительным холдингом Airbus на 3,2 миллиарда евро, начались совместные работы над новым военным штурмовиком 6 поколения. По своим техническим характеристикам машина должна «обогнать» российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 и штурмовик-бомбардировщик ВВС США F-35.
На самом деле, не только эти два концерна будут участвовать в проекте. В программе хотят быть задействованными многие компании из стран Западной Европы. В истребителе шестого поколения хотят установить газотурбинный двигатель. Его должен разработать французский производитель комплектующих для авиации Safran или специализирующаяся на выпуске авиадвигателей немецкая компания MTU Aero Engines AG. По плану, созданные моторы не должны уступать по параметрам американским General Electric Co. и Pratt & Whitney.
Истребитель планируют оснастить пакетом индикаторов и пилотажно-навигационной системой от испанского концерна в сфере разработки информационных технологий Indra Sistemas. Летчики, которые будут управлять летательным аппаратом, смогут отслеживать воздушные и наземные объекты, управлять БПЛА и передавать информацию о проведенной разведке наземным штабам.
Программа находится в стадии разработки 1В. Это означает, что на данный момент подгоняют все ключевые компоненты машины. Авионика, конструкция планера и прочее должны быть детализированы по максимуму для дальнейшего продвижения конструкторов в работе по созданию прототипа.
История разработки
Рассматривать возможность осуществления программы по созданию уникального самолета начали намного раньше, чем можно предположить. С 1990 года у авиаконструкторов Европы уже было много подобных идей, но реализовать их у них не получалось. Одним из таких проектов была боевая система FCAS. Самолеты поколения 5+ для базирования на авианосцах должны были стать в строй в конце 2010 года. Предназначение истребителей – контроль над простыми ударными дронами.
Министерство обороны Великобритании выделило 35 миллионов фунтов стерлингов на совместное исследование с Францией.
Но в 2005 году программу приостановили, заменив на DPOC, и окончательно закрыли в 2010 году. Все, что осталось от этих начинаний – полномасштабный макет перспективного боевого истребителя. В 2012 году французы вместе с англичанами запустили новую программу, в основе которой лежали уже готовые технологии по созданию самолета. В проекте не должно быть пилота, а штурмовик стать мощным беспилотником с задатками истребителя, который в теории станет «невидимкой».
Зимой 2019 года к программе присоединились испанские авиаконструкторы и программисты. Контракт подписала министр обороны Испании Маргарита Роблес во время проведения встречи между участниками НАТО в Брюсселе.
Для Испании получение на вооружение истребителя шестого поколения очень заманчиво, так как у них нет даже самолетов пятого поколения. Страны-участницы программы, по условиям соглашения, должны иметь равные права на созданные машины, но это равенство условное. Англичане вложили в проект много денег, а у французов есть огромный опыт по разработке. Поэтому при вступлении в участие других государств их права, скорее всего, будут второстепенными. Все ожидают, что по итогу совместной работы страны получат новое воздушное судно после 2030 года.
Технические характеристики
Изначально безмоторный летательный аппарат и все элементы его конструкции изготовили со строгим соблюдением стелс-технологии. Разработчики заявили о том, что планер может пилотировать без участия человека. Но в первые годы испытаний такое вряд ли получится, поэтому беспилотником сразу судно не будет.
Планер имеет крыло в форме треугольника и вертикальное хвостовое оперение для уменьшения аэродинамических боковых скольжений. Киля, предназначенного для обеспечения устойчивости по углу скольжения летательного аппарата, нет.
Разработчики собираются улучшить полетную готовность истребителей 6 поколения по сравнению с современными штурмовиками. Благодаря тому, что в проекте участвует Страна Восходящего солнца, стоит ожидать внедрения и современных японских разработок. К примеру, упруго деформируемое крыло. Точный облик самолета и отличия от аналогичных моделей пока не установлены. Предполагают, что на истребителе будет установлена программа Tempest, которая представляет собой стандарт всплескового переменного электромагнитного импульсного излучения.
На презентации проекта разработчики представили трехмерный образец, схожий с предыдущими разработками британцев. Модель создана по бесхвостовой схеме, ее фюзеляж плавно переходит в крыло, создавая с ним единую несущую поверхность. Корпус имеет заостренный носовой обтекатель, по бокам фюзеляжа расположены воздухозаборники. Схема хвостового оперения двухкилевая, силовая установка представлена парой турбореактивных двигателей.
Планируются полеты истребителя на гиперзвуке. Но на данный момент технология создания прямоточного воздушно-реактивного двигателя еще не освоена странами-участницами проекта. Поэтому не будет использоваться для выпуска серийных ГПВРД еще три-пять лет.
Возможное применение
Для создания истребителя шестого поколения инженеры трудятся над производством инновационных моторов, которые позволят боевому летательному аппарату разгоняться до скорости 3 184.800 километра в час. Параметр превышает скорость звука. На таком гиперзвуке машину сложно будет перехватить ракетно-зенитным комплексам. А за счет реактивного двигателя, предназначенного для выполнения смешанных задач, полет может проводиться на сверхзвуковой или дозвуковой скорости.
Мощность мотора по сравнению с аналогичными современными, позволит выработать электроэнергии в 10 раз больше, чем на многоцелевом истребителе четвертого поколения «Тайфун». Чего хотят добиться по итогу страны-участницы проекта, сейчас сказать трудно. Они уже участвовали косвенно в создании уникального штурмовика пятого поколения F-35. Но многие эксперты утверждают, что истребитель Су-57 имеет явное превосходство над F-35 по максимальной скорости и маневренности.
В ходе испытаний в Сирии российский истребитель ни разу не засекла ни одна радиолокационная станция. F-35, в отличие от Су-57, засекали не только российские радиолокационные системы, но и самолеты. Кроме того, отечественный истребитель выигрывает и в объеме боевой нагрузки, может безопасно применять ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Будет ли что-то подобное у истребителя GCAP шестого поколения, не известно. Разработчики утверждают, что их инновационное судно сможет выполнять долгие бесфорсажные полеты и будет сверхзвуковым. Но такими параметрами удивить сегодня уже хоть кого-то сложно.
Концепция истребителя 6 поколения предполагает полет и выполнение боевых задач на сверхзвуке: обнаружение целей, перехват, нанесение ударов, быстрое возвращение к месту базирования целым и невредимым.
Есть большие сомнения в том, что европейско-японский самолет будет выполнять это лучше, чем российский Су пятого поколения. Машины летают на скорости больше 2500 км/ ч. Поэтому, чтобы «переплюнуть» российских авиаконструкторов, придется переходить на технологию гиперзвука, которая до сих пор еще не освоена Италией, Японией, Францией и Великобританией.