В ноябре 2024 года исполнится 68 лет с момента полета первого опытного образца французского штурмовика «Мираж 001», который впервые испытал военный летчик Ролан Главани. Прототип послужил эталоном для продолжения «неповторимого семейства». Легкие многоцелевые французские истребители состоят на службе многих государств. Dassault Mirage («Мираж») 2000 может выступать в роли перехватчика, ударника, разведчика или нести атомную бомбу.
История разработки
Работы по созданию первого «Миража 2000» начались в 1972 году после полученных указаний руководителей Французской республики. Главные параметры, которых должны были добиться разработчики – преодоление скоростной границы 1400 км/ч, поднятие до высоты 15000 м и возможность нести на борту различные виды вооружения. Также необходимо было добиться того, чтобы пилот мог вести прицельный огонь по вражеским самолетам в пределах визуального контакта.
Изначально в успешное завершение проекта Mirage мало кто верил, но в ходе многочисленных доработок получился добротный и практичный штурмовик. Позже самолет стал главной боевой единицей Военно-воздушных сил Франции и стран-союзниц. Предпочтение отдали серии 2000, так как создавать ее было нетрудно и относительно дешево. Кроме того, именно эти летательные аппараты считались универсальными и подходили для выполнения разносторонних задач.
Изначально самолеты создавали по двум программам:
«Дассо Мираж 2000», которая представляла собой легкое и бюджетное судно, предназначенное для продаж в страны Третьего мира; «Дассо Мираж 4000», представляющая собой более дорогой образец с лучшим вооружением.
Первый вылет на модели 2000 Mirage совершили в 1978 году после трех лет с момента начала работы над проектом. Оперативные действия конструкторов объяснялись тем, что технически аппарат взял в себя большое количество элементов модели-предшественницы. У самолета была идентичная форма крыла, схожий фюзеляж. Коррективы коснулись управления штурмовиком и оснащения более мощным двигателем.
В 1983 году началось серийное производство истребителей Mirage и поставка в ВВС Франции. В этом же году машины приступили к регулярной службе в частях. В начале 90-х годов «Миражами» заинтересовались зарубежные государства, которые скупали их большими партиями. В первых контрактах было прописано об изготовлении и поставке в разные точки Земного шара 440 машин.
Конструкция и ее особенности
Самолет имеет единую обтекаемую структуру, в которой присутствует плавное сопряжение фюзеляжа с крылом. Последний элемент выполнен в виде треугольной формы с большой площадью. Подобная конфигурация и мощная механика крыла позволяет аппарату быть одним из самых маневренных в мире. В ходе тестирований «Мираж 2000» показал хорошее сбережение управляемости на низкой скорости и высоком угле атаки.
При переходе системы в ручной режим, возможен риск падения. Поэтому в новой машине Mirage конструкторы отдали «бразды правления» электронно-дистанционному устройству с четырехкратным резервированием. А оснащение дополнительным аккумулятором позволило управлять истребителем даже в случае полного отказа основной электроники.
Важным элементом «Миража» является крыло, которое отличается стреловидностью с углом отклонения от нормальной оси в 58 градусов. На штурмовике не предусмотрено хвостовое оперение, так как разработчики посчитали, что без него самолет будет лучше проводить маневры. И их задумка оправдалась на все сто процентов: образец 2000 может быстро и без проблем менять направление движения на малых и очень высоких скоростях.
Кроме того, увеличение площади крыла дало возможность нарастить подъемную нагрузку. А также подниматься выше, увеличить воздушную скорость и дальность полета. В то же время машина осталось экономичной и сохранила прежние низкие параметры сваливания на сверхмалых скоростях. Элементы летательного аппарата, предназначенные для подвода из атмосферы к двигателю воздуха, расположили традиционно по бокам корпуса.
Киль в сравнении с предыдущими образцами стал больше, что тоже повлияло на лучшую маневренность.
Высокой прочности корпуса самолета удалось добиться благодаря использованию высокопрочного сплава на основе системы: алюминий-цинк-магний-медь. Также были применены композитные материалы из углеродного волокна. Используемый для изготовления элементов механизации самолета карбон, легче алюминия и прочнее стали. На модели 2000 Mirage установили трехопорную систему шасси с передней опорой. Изначально для экономии бюджета оснащение «миража» РЛС не предусматривали. Но вскоре для автономности и независимости от земных целеуказаний, в самолет установили БРЛС.
ЛТХ
Благодаря большой площади крыла Dassault Mirage 2000 имеет отличные летные характеристики и немалую скорость разворота на больших высотах. Некую кривизну ему придало взаимодействие элевонов и подкрылков. Такая особенность еще больше улучшило ЛТХ и управляемость. Другие основные характеристики самолета:
Параметры | Значение |
Экипаж | 1 человек |
Длина | 14 м 36 см |
Размах крыла | 9 м 13 см |
Высота | 5 м 14 см |
Площадь проекции крыла на базовую плоскость | 41,0 м² |
Отношение размаха крыла к его средней аэродинамической хорде | 2, 0 |
Масса пустого самолета | 7 т 500 кг |
Нормальная взлетная масса | 14 т |
Максимальная взлетная масса | 17 т |
Максимальный посадочный рабочий вес | 16 т 700 кг |
Масса топливного отсека | 3 т 160 кг (+ 4 т 140 кг в ПТБ) |
Объем топливных баков | 4000 л |
Силовая установка | Турбореактивный двухконтурный двигатель M53-P2 |
Скорость, достижимая на высоте 100 м-300 м от поверхности земли на прямолинейном участке | 1380 км/ч |
Максимальная скорость на высоте | 2534 км/ч |
Наилучшая скорость полета самолета, достигаемая при наименьшем расходе топлива | 885 км/ч |
Скорость в момент приземления | 144 км/ч |
Скорость при резком падении подъемной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком | 185 км/ч |
Маневренность в вертикальной плоскости | 284 м/с |
Дальность | практическая 1852 км
перегоночная 3333 км |
Вооружение | управляемые ракеты «воздух-воздух и «воздух-земля»
корректируемые и свободнопадающие бомбы |
Модификации
Dassault Mirage («Мираж») 2000 прошел долгий путь модификаций, который представляет собой объективное и рациональное развитие. Это позволило с малыми временными и экономическими затратами улучшать свойства и создавать летательные аппараты:
Mirage 2000. Первоначальная модель основного боевого самолета; Mirage 2000 В. Учебно-тренировочный самолет, предназначенный для углубленной подготовки летного состава. Экипаж – 2 человека; Mirage 2000 С. Одноместная боевая машина, предназначенная для уничтожения бомбардировщиков и крылатых ракет противника; Mirage 2000 D. Тактический истребитель, способный наносить удары по наземным и надводным целям врага; Mirage 2000 Е. Многоцелевой ударный самолет, предназначенный для поставок на экспорт;
Mirage 2000 ED. Учебно-боевой образец, предназначенный для обеспечения эффективной подготовки летчиков ВВС Франции; Mirage 2000 N. Стратегический бомбардировщик, способный нести авиационное оружие, в том числе ядерное. Предназначен для нанесения бомбовых или ракетных ударов по значимым объектам, расположенным на территории враждебных стран; Mirage 2000 R. Одноместный истребитель, предназначенный для ведения воздушной разведки; Mirage 2000 S. Летательный аппарат, предназначенный на экспорт; Mirage 2000-5. Улучшенный вариант для экспорта.
Применение
За время своей эксплуатации «Мираж 2000» и его версии принимали участие в военных конфликтах. В некоторых боях самолеты показали свою маневренность и надежность, в других стали видны явные недоработки в конструкции машин. В «Шестидневной войне» Военно-воздушные силы Израиля, у которых были на вооружении Mirage, были фаворитами в небе. Израильские летчики с легкостью расправлялись с советскими реактивными истребителями Миг, которые были у египтян. Всего за шесть дней боевых действий потери самолетов составляли: 1 Мираж на 4 МИГа. Только помощь Советского Союза в виде современных истребителей третьего поколения МиГ-23МЛ сделала возможным хоть немного сравнять шансы обеих армий.
В конце 90-х годов Mirage принимали участие в военном конфликте между турками и греками. Там доказали, что по многим характеристикам превосходят многофункциональный легкий истребитель четвертого поколения США F-16C.
Машины показали свои способности в Индии в ходе пограничного вооруженного конфликта с Пакистаном в 1999 году. Во время военных действий ВВС Индии использовали МиГ-21, а также Dassault Mirage 2000 для нанесения ударов с воздуха. Основной вклад в успешное завершение кампании для Индии внесли «Миражи», МИГи, сухопутные силы. Первые наносили удары по террористам, вторые успешно прикрывали их в небе.
В ходе боевых действий в Югославии Франция использовала для нанесения ударов по территории Сербии 12 «Миражей». Некоторые машины применяли высокоточное оружие с лазерным полуактивным самонаведением. Во время конфликта сербам удалось уничтожить 2 самолета.