Государственные испытания штурмовика Ил-10 были завершены к концу мая 1944 года. Сразу же после этого опытно-конструкторское бюро (ОКБ) С. В. Ильюшина начало работы по дальнейшему развитию Ил-10. Так, было решено увеличить прочность конструкции самолёта, снизить его массу, а также увеличить толщину брони, прикрывающей лётчика и стрелка. Именно эти улучшения и были положены в основу конструкции новой модели, получившей наименование Ил-16.
Разработка нового самолёта продвигалась достаточно быстро. Уже в начале 1945 года первый опытный образец Ил-16 был практически готов. Первый полёт на машине произвёл выдающийся лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Ил-16 имел лучшую по сравнению с Ил-10 маневренность, прочность и скорость. Однако, вместе с этим, в конструкции машины был обнаружен ряд серьёзных дефектов, в частности обусловленных неполадками в работе двигателя АМ-43НВ, установленного на самолёте.
Именно по причине низкой надёжности двигателя, установленного на Ил-16, лётные испытания штурмовика вначале существенно затянулись. После окончания Великой Отечественной войны ОКБ С. В. Ильюшина прекратил ряд разработок, которые, по мнению руководства, не имели в дальнейшем какой-либо перспективы. Так, например, это коснулось тяжёлого штурмовика Ил-8, работы над которым велись с начала 1943 года. Над Ил-16 также сгустились тучи…
После более чем года безуспешных попыток исправить недостатки двигателя АМ-43НВ, летом 1946 года разработка штурмовика Ил-16 была также закрыта. Серийное производство самолёта, соответственно, также не было начато.
Характеристики штурмовика Ил-16
Фактически по своим характеристикам самолёт Ил-16 походит на своего «старшего брата» — штурмовик Ил-10. Тем не менее, в конструкциях самолётов имеются и определённые различия.
Так, Ил-16 имеет меньшие размеры по сравнению с Ил-10, а также меньшую массу, что, вкупе с улучшенной прочностью фюзеляжа, позволяло выполнять на самолёте фигуры высшего пилотажа. Максимальная скорость самолёта составляет 576 км/ч хотя, согласно первоначальной задумке конструкторов, этот показатель должен был составлять около 625 км/ч.
Характеристики штурмовика Ил-16:
Размах крыла, м – 12,5 Длина, м – 10,7 Высота, м – 3,6 Площадь крыла, м2 – 24 Масса, кг: пустого самолета – 4315 нормальная взлетная – 5780 Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-43НВ Мощность, л.с.: номинальная – 1 х 2000 взлетная – 1 х 2300 Максимальная скорость, км/ч: у земли – 529 на высоте – 576 Практическая дальность, км – 800 Скороподъемность, м/мин – 658 Практический потолок, м – 7600 Экипаж, чел – 2 Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12,7 пулемет УБС с сзади до 8 РС-82 или РС-132 бомбовая нагрузка: нормальный вариант — 400 кг
Достоинства и недостатки Ил-16
Как бы ни было трудно анализировать и сопоставлять сильные и слабые стороны самолёта, который не был пущен в серийное производство и о котором знают, пожалуй, лишь ярые фанаты авиации, всё же имеет смысл попробовать это сделать. Основными достоинствами самолёта является большая по сравнению с Ил-10 скорость за счёт установленного нового авиационного двигателя и улучшенная маневренность благодаря некоторым изменениям геометрических форм корпуса.
Также, продвинувшись дальше в анализе статистики поражений лётчика и стрелка на штурмовиках Ил-2 и Ил-10, в ОКБ С. В. Ильюшина приняли решение увеличить толщину бронезащиты для экипажа Ил-16. Ещё одним немаловажным улучшением сравнительно с предшественником является более прочный фюзеляж Ил-16, что существенно увеличивало его надёжность.
Основным недостатком Ил-16 стал новый тип двигателя, установленный на этом самолёте. Так, АМ-43НВ был ещё достаточно «сырым» для того, чтобы быть установленным на серийных машинах, да и для опытных образцов он явно не подходил. Износостойкость двигателя была низкой, что делало длительную эксплуатацию самолёта в полевых условиях практически невозможной.
В заключении о штурмовике ИЛ-16
Ил-16 имел все шансы на повторение успеха Ил-10 и даже, возможно, на больший успех. Самолёт имел небывалую для штурмовика тех времён скорость и маневренность, что вполне могло бы сделать ему славу «истребителя-штурмовика». Однако Ил-16 появился уже под самый конец войны, в которой он мог «прославиться» и заслужить такую же любовь, как, например, Ил-2 – в начале 1945 года.
Другим фактором, фактически определившим судьбу этого самолёта, стало низкое качество двигателя, который был на нём установлен. Именно по этой причине серийное производство Ил-16 сначала отодвигалось, а затем, спустя год после Великой Победы, и вовсе было отменено.
Тем не менее, штурмовик Ил-16 достоин быть упомянут как шедевр конструкторской мысли и неутомимого труда конструкторского коллектива ОКБ С. В. Ильюшина.