Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Главная Военная техника

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

28.07.2023
в Военная техника
Время чтения: 2 минут чтения

Истребитель Су-37 в полете. На подкрыльевых узлах подвешены бомбы, на оконцовках крыла – ракеты Р-73

Далеко не всем самолётам, даже самым многообещающим, удалось пройти путь от прототипа до серийного образца. Не смог преодолеть эту дистанцию и истребитель Су 37, чья «биография» оказалась хотя и яркой, но очень короткой. Возможно, если бы не тотальный развал промышленности в «лихие девяностые», всё сложилось бы иначе, но сейчас изменить что-либо уже нельзя. Впрочем, хотя этого самолета больше нет, от него осталось определенное техническое «наследие», которое, несомненно, будет активно использоваться авиаконструкторами при разработке новых машин.

Содержание:

Toggle
  • История разработки многоцелевого истребителя Су-37 «Терминатор»
  • Описание конструкции истребителя
    • Вооружение истребителя
  • Технические характеристики
  • Летные характеристики
  • Преимущества и недостатки Су-37
  • Маневренность истребителя
  • Эксплуатация Су-37

История разработки многоцелевого истребителя Су-37 «Терминатор»

В 80-е годы прошлого века в Советском Союзе и Соединенных Штатах Америки почти одновременно развернулись работы по созданию истребителей пятого поколения. Эти новые самолеты должны были обладать как минимум тремя ключевыми характеристиками:

Минимальной отражающей поверхностью, позволяющей «прятаться» от вражеских радаров и «сбивать с толку» управляемые ракеты; Крейсерской сверхзвуковой скоростью полета; Сверхманевренностью, дающей возможность мгновенно развернуть самолет.

С самого начала было вполне понятно, что создание машины с такими ТТХ станет крайне сложной задачей. И если конструкторы Московского машиностроительного завода имени А.И. Микояна приступили к её решению сразу же, что в дальнейшем привело к созданию прототипа МиГ 1.44, то в опытном конструкторском бюро Сухого предпочли идти шаг за шагом, отрабатывая новые технологии одну за другой.

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Су-27М (он же Су-35) – самолет, предельно близкий по конструкции к Су-37

В рамках такого подхода, к 1988-му году был построен опытный самолет, получивший название Су-27М. Даже далёким от авиации людям было несложно заметить его отличие от базовой модели – истребитель обладал передним горизонтальным оперением, похожим на маленькие «дополнительные» крылья. Такая аэродинамическая схема обеспечивала заметное улучшение маневренных характеристик.

«Исходный» Су-27 и без того вполне обоснованно считался лучшим в мире самолетом по этому критерию, но успокаиваться на достигнутом советские авиаконструкторы были не намерены.

Впоследствии Су-27М часто обозначали как Су-35, что может вызывать недоразумения, поскольку современный Су-35 – это совсем иная машина.

Следующим шагом в развитии самолета стало оснащение его двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Такая силовая установка даёт истребителю возможность буквально «развернуться на месте» и выполнять фигуры высшего пилотажа, неподвластные практически никакому другому летательному аппарату.

Су-27М, оборудованный силовой установкой с УВТ, получил обозначение Су-37, и в дальнейшем был известен именно под этим названием. Этот сверхманевренный истребитель был построен в 1993 году всего в одном экземпляре. К сожалению, российские ВВС в то время не могли и мечтать о закупках новых машин. В конце 2002 года самолет погиб во время выполнения испытательного полета, что привело к окончательному закрытию программы по его созданию.

Описание конструкции истребителя

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Переднее поворотное горизонтальное оперение – основное внешнее отличие самолетов Су-27М и Су-37 от базовой модели

Аэродинамическая схема самолета Су-37 – интегральная. Это значит, что подъемную силу создаёт вся нижняя поверхность самолета — как консоли крыла, так и фюзеляж. Основное отличие от Су-27 – наличие переднего поворотного горизонтального оперения (ПГО). Такой вариант называют иногда продольным трипланом – крыло, ПГО и стабилизаторы составляют единую линию.

Имеется и ряд других отличий планера от базовой модели:

Диаметр и объем носовой части истребителя увеличены. Это позволило оснастить машину более мощной радиолокационной станцией; Выросла относительная толщина крыла, что, в частности, дало возможность увеличить запас топлива на борту; Изменена конструкция килей. Их частью стали дополнительные баки-кессоны, сделанные из углепластика.

Если Су-27 имел аналоговую электродистанционную систему управления, то на Су-37 она полностью цифровая. В кабине истребителя установлены четыре многофункциональных индикатора с цветными жидкокристаллическими экранами. Кроме того, имеется универсальный широкоугольный индикатор на лобовом стекле. Управление истребителем осуществляется при помощи расположенного на правой консоли джойстика, заменившего традиционную «ручку».  В этом отношении самолет отличается не только от базовой модели, но и от Су-27М.

Шасси истребителя усилено, на носовой стойке появилось второе колесо. Это связано с увеличением боевой нагрузки, которая достигает на Су-37 восьми тонн.

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

«Промежуточный» вариант кабины Су-37. Впоследствии в центре были установлены еще два МФИ. На переднем плане – ручки катапульты

В состав целевого оборудования включены станции радиотехнической и инфракрасной разведки, а также средства активного подавления радаров противника и постановки помех в оптическом диапазоне. Кроме того, самолет мог использовать для ведения переговоров в воздухе не только радиостанции, но и спутниковую связь.

Силовая установка истребителя – это два турбореактивных двухконтурных двигателя АЛ-31ФП, каждый из которых развивает на форсаже тягу в 12 500 кгс, что соответствует характеристикам АЛ-31Ф (устанавливался на «базовом» Су-27). Основная «изюминка» модификации ФП – это управляемый вектор тяги, который может отклоняться в вертикальной плоскости в диапазоне от -15 до +15 градусов. Впоследствии такими двигателям оборудовались тяжелые истребители Су-30.

Вооружение истребителя

Боевые возможности Су-37, получившего неофициальное название «Терминатор», во многом определяются его бортовым оборудованием. Истребитель оснащался радиолокационной станцией, способной обнаруживать самолеты противника на расстоянии до 400 километров, а наземные цели – на дистанции в 200 километров. Имеется особая система защиты от помех. Кроме того, заметно улучшены характеристики оптико-электронного локатора, сопряженного с тепловизором, увеличена дальность обнаружения и сопровождения целей, в том числе и в задней полусфере.

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Ракета «воздух-воздух» средней дальности — РВВ-АЕ — «главный калибр» истребителя Су-37. Поражает не только самолеты, но и ракеты «воздух-воздух», выпущенные противником

В целом бортовое оборудование позволяло одновременно «держать на прицеле» до 15 самолетов противника и одновременно атаковать ракетами как минимум шесть из них. Программный комплекс способен переходить в автоматический режим работы, самостоятельно обнаруживая и идентифицируя цели. На самые опасные из них наводятся ракеты, а решение о запуске принимает пилот.

В состав вооружения могли входить следующие виды авиационных средств поражения:

Ракеты «воздух-воздух» увеличенной дальности Р-27РЭ и Р-27ТЭ. Способны поражать воздушные цели на дистанции до 130 км; Ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Могут поражать высокоманевренные цели на расстоянии в 80 км (поздние модификации – до 110 км); Всеракурсные ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73 (РВВ-МД). Могут запускаться в заднюю полусферу. Дистанция полета – 20 км (поздние модификации – до 40 км); Противорадиолокационные ракеты Х-31 и Х-58; Противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35; Аэробаллистические ракеты Х-15; Ракеты «воздух-поверхность» Х-25, Х-29 и Х-59; Свободнопадающие и корректируемые авиабомбы и бомбовые кассеты калибром до 1 500 кг; Неуправляемые ракеты различных моделей.

Продумывалось более 70 вариантов вооружения, для размещения которых на истребителе имелось 14 узлов подвески, на два больше, чем у Су-27. Кроме того, от базовой модели этот самолёт «унаследовал» пушку ГШ-301 калибром 30 миллиметров.

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Ракета Х-31 «Криптон». Выпускается в противорадарном и противокорабельном вариантах. Су-37 был способен применять обе модификации

Вместо ракет или бомб на подвеску можно было поставить контейнер со специализированным дополнительным оборудованием, например, станцию радиоэлектронной борьбы или прицельный комплекс. Программное обеспечение допускало использование в том числе и иностранных электронных устройств.

Технические характеристики

По своим основным эксплуатационным параметрам самолет Су 37 был довольно близок к Су-27М:

Взлётный вес 25,67 тонны нормальный, 34 тонны максимальный
Длина самолета 22,183 м
Высота 6,35 м
Размах крыла 14,698 м
Тяговооруженность От 0,82 до 1,09 кгс/кг в зависимости от взлетного веса

Нормальный взлетный вес достигался при подвешивании основного комплекта ракет «воздух-воздух» и неполной заправке внутренних баков. Максимальная скорость несколько снижалась для загруженного самолета из-за возрастания аэродинамического сопротивления.

Летные характеристики

Основные показатели, демонстрируемые самолетом в воздухе, тоже приближались к параметрам Су 27М:

Максимальная дальность полета 3 880 км
Боевой радиус 800 км
Максимальная скорость 2 500 км/ч на высоте, 1 400 км/ч у земли
Ограничение по числу Маха 2,35
Практический потолок 18 000 м
Допустимая эксплуатационная перегрузка До 9G

Использование подвесных топливных баков и дозаправка в воздухе позволяли увеличить максимальную дальность полета более, чем в полтора раза – до 6 500 километров. Скорость истребителя Су 37 осталась такой же, как и у базовой модели.

Преимущества и недостатки Су-37

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Размещение вооружения на внешней подвеске, а не во внутренних отсеках, делает самолеты Су-27М и Су-37 хорошо заметными на экранах радаров

Говорить о преимуществах и недостатках «Терминатора» можно только условно, ведь этот самолет был, в сущности, экспериментальным.

Тем не менее нельзя не отметить следующих положительных качеств:

Непревзойденная маневренность — заслуживает отдельного описания; Высокие характеристики бортового оборудования, практически соответствующие требованиям к истребителям пятого поколения; Удобное управление самолетом; Большое количество вариантов вооружения. Истребитель, в отличие от исходного Су-27, стал действительно многоцелевым, не теряя при этом высочайших лётных характеристик.

Из недостатков необходимо выделить в первую очередь довольно значительную радиолокационную заметность самолета. Правда, по сравнению с исходным Су-27, её всё же удалось понизить, но соперничать по данному критерию с американскими F-22 истребитель заведомо не способен. Еще один минус – это отсутствие в составе вооружения ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. На момент появления Су-37 их просто не имелось в наличии.

Маневренность истребителя

Двигатели с управляемым вектором тяги обеспечили Су 37 характеристики, которыми  и сегодня обладают лишь несколько моделей самолетов. Боевой разворот он может выполнить менее, чем за десять секунд. Кроме того, истребитель способен, набирая высоту, почти мгновенно повернуться носом в противоположную сторону, продолжая движение «хвостом вперед».

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Схема фигуры высшего пилотажа «Чакра Фролова»

Освоенную когда-то на Су-27 «кобру», «Терминатор» без труда выполняет с переходом на угол атаки до 180 градусов, удерживая его в течение нескольких секунд. Любой «обычный» самолет при попытке повторить подобный маневр непременно перешел бы в сваливание или даже штопор.

Двигаясь на предельно малой скорости,  самолёт Су 37 может сделать миниатюрную «мертвую петлю», поворачиваясь в плоскости тангажа на 360 градусов. Такой маневр, названный «чакрой Фролова» (по имени лётчика-испытателя), впоследствии был освоен на Су-30 и на МиГ-29ОВТ.

Таким образом, в ближнем бою истребитель Су-37 не оставит ни малейшего шанса любому из своих западных противников, за исключением F-22.

Эксплуатация Су-37

Экспериментальный образец истребителя впервые поднялся в воздух 2 апреля 1996 года. Самолет пилотировал Евгений Фролов. Вместе со своим коллегой Игорем Вотинцевым они в течение нескольких месяцев выполнили 12 полетов. Еще в этот первый период испытаний машину, размещенную на аэродроме в Жуковском, показали журналистам, однако, значительного внимания она не привлекла, поскольку внешне почти не отличалась от уже известного Су-27М (тогда он обозначался как Су-35).

Первая демонстрация маневренных возможностей машины прошла в Фарнборо в сентябре того же 1996 года. Иностранных специалистов заинтересовали при этом не только эффектные воздушные кульбиты, но и автоматические системы, предотвращающие ошибки при пилотировании и выход самолета на опасные режимы полета.

Многоцелевой истребитель Су-37 «Терминатор»

Истребитель Су-37 на аэродроме

К сожалению, информации о реальных испытательных полетах Су-37 довольно мало, в основном все сведения о его эксплуатации относятся ко всякого рода авиационным выставкам и показательным выступлениям. В частности, одна из первых нештатных ситуаций возникла в июне 1997 года во время авиасалона в Фарнборо, когда при выполнении завершающего полета отказала система уборки шасси. К аварии это не привело: лётчик благополучно посадил самолет, а причина неисправности была обнаружена и быстро устранена.

19 декабря 2002 года единственный экземпляр истребителя Су-37 был потерян в результате летного происшествия — летчик успешно катапультировался.

Во время последнего полета машина была оснащена обычными двигателями, без УВТ. Из-за этого первоначально сообщалось, что разбился Су-35, но впоследствии ситуация прояснилась.  После этого программа Су-37 была окончательно закрыта, а усилия конструкторов сосредоточили на создании других моделей.

Источник

Share128Tweet80Share16ShareSend
Предыдущий пост

Крылатые ракеты — самый эффективный вид высокоточного оружия

Следующий пост

Православная церковь Украины утвердила переход на Новоюлианский календарь

Похожие новости

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

10.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

02.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4x4 разработан инженерами компании BMC Otomotiv в рамках требований командования сухопутных войск Турции. Этот автомобиль был...

Франция планирует создать собственный «Орешник»

Франция планирует создать собственный «Орешник»

30.11.2024

В Париже всерьез задумались над разработкой собственной новой баллистической ракеты. Международная выставка военного вооружения во Франции - Фото: ZumaTASS Информацию...

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

23.11.2024

Программа разработки тяжелобронированного БТР была начата в 1982 г Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые...

Следующий пост
Православная церковь Украины утвердила переход на Новоюлианский календарь

Православная церковь Украины утвердила переход на Новоюлианский календарь

Эксперт Федутинов оценил северокорейские аналоги американских дронов

Эксперт Федутинов оценил северокорейские аналоги американских дронов

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое на сайте

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

13.12.2024
«Сталина видел редко»:  умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

«Сталина видел редко»: умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

12.12.2024
МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

12.12.2024
Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

12.12.2024
Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

12.12.2024
Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

12.12.2024

О НАС

Армия

Армия и вооружение. Блог военной тематики, где ежедневно публикуются норвости, собраннные нашими корреспондентами со всего мира. Все про армию, оружие, военны конфликты, ВПК, снаряжение и обмундирование - только актуальная информация!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

«Получила критические повреждения»: в западной прессе обсуждаются фотографии с якобы подлодкой «Ростов-на-Дону»

«Получила критические повреждения»: в западной прессе обсуждаются фотографии с якобы подлодкой «Ростов-на-Дону»

20.09.2023
Описание и характеристики ножа Кистень от компании Росоружие

Описание и характеристики ножа Кистень от компании Росоружие

24.08.2023

ТОП МЕСЯЦА

No Content Available

ТОП НЕДЕЛИ

No Content Available
  • Контакты
  • Лента
  • Карта

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.

Нет результатов
Просмотреть все результаты
  • Weaponmax.ru
  • Контакты
  • Лента
  • О сайте

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.