Колесный бронетранспортер ARMA 6×6 был разработан турецкой компании Otokar в рамках стартовавшей в Турции, так называемой программы создания «тактических колесных бронированных машин специального назначения» (Ozel Maksatli Taktik Tekerlekli Zirhli Arac, OMTTZA) для турецких сухопутных войск. Разработка бронетранспортера была начата в 2007 году и полностью финансировалась за счет собственных средств компании Otokar. Помимо компании Otokar в программе также участвовали турецкие компании FNSS Defence Systems с бронетранспортером Pars и компания НЕМА Endustri A.S., дорабатывавшая БТР Patria AMV в вариант с колесной формулой 6×6.
Компания Otokar является филиалом крупнейшего турецкого концерна Koc Group. Она давно занимается работами в области разработки и производства различных типов бронированных и не бронированных машин. Совсем недавно, компания выступила в качестве генерального подрядчика проекта ALTAY, первого национального основного танка Турции. Работа над проектом БТР ARMA была начата в 2007 г В рамках программы OMTTZA компания Otokar полностью отвечала за реализацию проекта от начала разработки концепции до завершения всех испытаний, включая разработку компоновки и дизайна, детальное проектирование, создание опытного образца, проведение квалификационных испытаний, компьютерное моделирование и всесторонние испытания опытного образца бронетранспортера. Прототип машины прошел на испытаниях около 10 000 км в различных условиях местности и в климатических зонах. В настоящее время БТР Otokar ARMA полностью готов для серийного производства.
В соответствии с программой OMTTZA к 2015 году планируется поставка в турецкие сухопутные войска 336 бронированных машин в различных вариантах: 30 — в варианте разведывательной машины подразделений РХБЗ, 36 — в качестве платформы для РЛС, 108 машин — в качестве платформ для монтажа различных средств разведки, 39 — в качестве командно-штабных машин и 108 — машины огневой поддержки, которые могут быть вооружены 20-мм автоматической пушкой с ручным управлением. Разработанный компанией Otokar плавающий 6×6 имеет, в соответствии с современными тенденциями, модульную конструкцию. Опытный образец бронетранспортера впервые был представлен на международной выставке вооружений Eurosatory 2010 в Париже в июне 2010 года. По оценкам специалистов и заявлениям разработчиков БТР Otokar ARMA обладает высокой подвижностью и обеспечивает высокий уровень противоминной и баллистической защиты экипажа. Модульная конструкция позволяет использовать различные варианты вооружения и оборудования для обеспечения современных боевых требований для решения тактических задач. Ожидается что, БТР Otokar ARMA будет иметь более лучшую рентабельность, чем его конкуренты и обладать превосходными техническими и тактическими свойствами.
Бронетранспортер Otokar ARMA имеет колесную формулу 6×6. Машина способна перевозить экипаж из 10 человек, включая командира, водителя и восемь пехотинцев. Такую вместимость для относительно небольшой трехосной бронированной машины, конструкторы обеспечили благодаря размещению силовой установки в носовой части бронетранспортера у правого борта. Моторно-трансмиссионное отделение занимает порядка 45% длины машины и 2/3 ее ширины. По заявлению разработчиков, благодаря такой компоновке достигается высокая эффективность внутреннего объема и эргономичность. Водитель машины расположен в носовой части корпуса слева, за ним располагается командир машины. Для их посадки в левом борту оборудована распашная, открывающаяся вперед, бронированная дверь. Кроме того и водитель и командир имеют люки в крыше корпуса.
Десант располагается в кормовой части корпуса вдоль бортов лицом к лицу Для посадки и высадки десанта имеется в корме одностворчатая распашная бронированная дверь (открывается вправо) и два люка в крыше корпуса, закрывающиеся бронированными крышками. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах оборудованы закрывающиеся бойницы с установленными над ними небольшими бронестеклами для ведения наблюдения. Еще по такой же бойнице оборудовано в кормовой и бортовой дверях. Несмотря на относительно большую высоту корпуса, высота обитаемого отсека не очень большая, поскольку значительное расстояние внутренней высоты корпуса занято трансмиссией. В результате этого сиденья расположены достаточно низко к полу обитаемого отделения машины. По центру машины со смещением к правому борту в крыше корпуса оборудован люк для установки вооружения. Корпус машины выполнен полностью сварным из броневой стали.
По заявлениям разработчиков БТР Otokar ARMA обеспечивает высокую баллистическую и противоминную защиту благодаря сварному бронированному корпусу, который как бы образует бронекапсулу Герметичный корпус также обеспечивает защиту от биологического и химического оружия. Экипаж и десант БТР оснащены специальными антитравматическими сиденьями, которые наряду с дорожным просветом в 425 мм уменьшают негативные воздействия на экипаж и десант при взрыве на минах или самодельных взрывных устройствах. Точные данные о баллистической защите бронетранспортёра не афишируются, но по оценкам специалистов в плавающем варианте БТР Otokar ARMA его бронирование не превысит 2 уровня стандарта STANAG 4569. Что касается противоминной защиты, то учитывая относительно высокий дорожный просвет и антитравматические кресла, то она может достичь уровня 3b по этому стандарту. Автоматическая противопожарная система в стандартную комплектацию машины не входит, а устанавливается опционально, по требованию заказчика. Также опционально может быть установлен и комплект для защиты от оружия массового поражения (ADE и другие элементы). В стандартную компоновку Otokar ARMA 6×6 входит кондиционер.
В стандартном варианте БТР Otokar ARMA вооружен 12,7-мм пулеметом установленном на поворотной опоре. Ведение огня осуществляется из люка, на котором установлена пулеметная установка. Наведение оружия производится вручную. Однако, по заявлениям разработчиков БТР может быть оснащен широкой номенклатурой оружия с ручным или дистанционным управлением. Так, например, на выставке IDEX-2013 в ОАЭ компания Otokar продемонстрировала вариант БТР ARMA с закрытой башенной установкой, в которой в качестве основного оружия используются 12,7-мм пулемет (или 40-мм автоматический гранатомет), а в качестве дополнительного оружия — 7,62-мм спаренный пулемет. В состав комплекса данного вооружения также входят цифровая система управления оружием (переключения темпа стрельбы, производство выстрела последнего в ленте патрона), комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел. Опционально могут быть установлены электромеханический стабилизатор оружия с электроприводами.
Продемонстрированный на выставке IDEF-2013 в Турции в мае 2013 г БТР Otokar ARMA с колесной формулой 8×8 оснащался дистанционно управляемым боевым модулем Mizrak-30 (Мизрак-30), который также является собственной разработкой компании Otokar. Вооружение данного модуля включает в себя 30-мм автоматическую пушку и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Также в состав боевого модуля входят 4 перспективных ПТУР L-UMTAS с лазерной системой наведения. Данные противотанковые ракеты спроектированы турецкой компанией Poketsan. По своей идеологии и внешнему виду боевой модуль Mizrak 30 очень сильно напоминает боевой модуль, устанавливаемый на немецкую БМП Puma. Готовый к использованию боекомплект к 30-мм автоматической пушке с двойной подачей боевого модуля Mizrak 30 состоит из 200 выстрелов в двух лентах боепитания. Процесс заряжания пушки в составе боевого модуля осуществляется под защитой брони. Боекомплект спаренного с пушкой 7,62мм пулемета состоит из 400 патронов, снаряженных в одну ленту. Установленное в боевом модуле прицельное оборудование позволяет вести боевые действия в любое время суток.
Высокую подвижность машине обеспечивают 6-цилиндровый турбированный дизельный двигатель с рабочим объемом 8,9 л, с водяным охлаждением, развивающий мощностью 450 л. с. Силовой агрегат соединен с автоматической шестиступенчатой коробкой передач, одноступенчатой раздаточной коробкой и колесными редукторами. Для повышения проходимости межосевые и межколесные дифференциалы могут блокироваться. Машина способна развивать скорость в 105 км/ч по шоссе. Топливные баки с объемом 350 л обеспечивают БТР запас хода 700 км. Подвеска БТР Otokar ARMA рычажная, независимая гидропневматическая, обеспечивающая повышенную проходимость и подвижность на пересеченной местности, а также высокий уровень безопасности и комфорта для экипажа. Версия БТР Otokar ARMA с колесной формулой 6×6 имеет удельную мощность 24,3 л.с./т, версия БТР с колесной формулой 8×8 — 18,7 л.с./т
Бронетранспортер Otokar ARMA может передвигаться на спущенных шинах и в стандартной комплектации оснащен центральной системой подкачки шин. При движении по хорошим дорогам привод колес осуществляется на двух мостах (6×4). При движении в тяжелых условиях местности подключается третий ведущий мост (6×6). Благодаря двум передним поворотным осям радиус поворота составляет 7,8 метра. Преодолеваемые углы въезда и съезда составляют 42°. БТР может преодолевать подъем крутизной 60% и двигаться по косогору с предельным боковым уклоном до 30%. Высота преодолеваемого вертикального препятствия составляет 0,6 м, а ширина преодолеваемой траншеи — 1,2 метра. Движение на плаву БТР АРМА обеспечивают два гребных винта с гидравлическим приводом, размещенных снаружи корпуса машины в кормовой его части. Вариант машины с закрытой башней не плавает, но может преодолевать водные преграды глубиной до 1,55 м. Электрическая система машины имеет напряжение 24 В, обеспечивается двумя 12-вольтовыми аккумуляторами емкостью по 125 Ач и генератором. Вариант БТР Otokar ARMA 6×6 имеет 6428 мм в длину, 2708 мм в ширину и 2223 мм в высоту. Полная масса бронетранспортера составляет 18 500 кг и грузоподъемность 4500 кг.
Работа над версией бронетранспортера Otokar ARMA с колесной формулой 8×8 была начата ещё в ходе разработки БТР АРМА 6×6 для того, чтобы сэкономить расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ К концу 4-летнего этапа разработки, Otokar выпустила 3 прототипа новых бронетранспортеров АРМА и как сообщается, компания уже готова начать серийное производство всех моделей БТР. Бронетранспортер Otokar ARMA с колесной формулой 8×8 имеет массу 24 тонны. По компоновке эта машина аналогична своему «собрату» БТР АРМА 6×6. Он способен перевозить 12 полностью экипированных солдат, включая водителя и командира машины. Машина может транспортироваться по воздуху при помощи транспортных самолетов типа C-130 Hercules или их аналогов. БТР Otokar ARMA с колесной формулой 8×8 сохранил амфибийные способности. При движении по дорогам водитель бронетранспортера нажатием кнопки может легко переключаться с режима 8×8 на более экономичный режим 8×4. Проходимость машины осталась на уровне версии ARMA 6×6.
Как сообщается, БТР ARMA 8×8 будут поставляться с большим набором стандартных и дополнительных опций, таких, как например, тепловизионные камеры 4-го поколения с круговым полем зрения, система предупреждения о лазерном облучении, цифровые средства радиосвязи, система постановки инфракрасных ловушек, пусковые установки дымовых завес, система защиты от ОМП, дополнительная композитная броня, противокумулятивная сетка, лебедка и усиленная противоминная защита. По требованию заказчика может быть установлено управляемое вручную или дистанционно оружие, а именно дистанционно управляемые пулеметы различного калибра, противотанковые ракетные пусковые установки, минометы, зенитные и ракетные пусковые установки.
Бронетранспортером ARMA заинтересовались представители вооруженных сил других государств. Как сообщили представители компании Otokar, первый экспортный заказ на БТР ARMA на сумму в $10,6 миллиона был получен в декабре 2010 года. В июне 2011 года компания Otokar получила дополнительный экспортный контракт на сумму $63,2 миллиона. Однако в какие страны будут поставляться турецкие бронированные машины не уточняется.
Технические характеристики ARMA 6×6
Колесная формула — 6х6
Экипаж (десант), чел. — 2 (8)
Боевая масса, кг — 18500
Габаритные размеры, мм
— длина 6428,
— ширина 2708,
— высота — 2223,
— дорожный просвет — 425
Бронирование, мм — 12,5
Вооружение 1 1 х 12,7-мм пулемет
Двигатель — турбо-дизель с водяным охлаждением, мощностью 450 л. с
Удельную мощность, л. с./т — 24,3
Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 105
Запас хода по шоссе, км — 700
Преодолеваемые препятствия
— подъём, град. 60;
— стенка, м 0,6;
— ров, м 1,2;
— брод, м — плавает