Похоже, что в элитном клубе государств, способных производить новейшие истребители пятого поколения, пополнение: на днях китайцы представили широкой общественности свою последнюю разработку — Чэнду J-20. Показ состоялся во время авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай. В сообщении по этому поводу говорится, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.
Работами над созданием этой машины занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, они ведутся довольно давно, первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. Китайцы планируют принять этот самолет на вооружение в 2020 или в 2020 году.
Следует напомнить, что в настоящее время серийное производство новейших истребителей пятого поколения налажено только в США. Американцы уже эксплуатируют F-22 Raptor (первый полет в 1990 году) и F-35 Lightning (первый полет в 2000 году). «Раптор» уже даже успели снять с производства.
В настоящее время разработками в этом направлении серьезно занимаются еще в нескольких странах мира: в России, Китае и Японии. Работы по созданию истребителя пятого поколения ведутся в Индии, Южной Кореи и Турции.
В России новый самолет называется ПАК ФА (перспективный комплекс фронтовой авиации). Он создается специалистами ОКБ Сухого, в настоящий момент проводятся испытания самолета, начато мелкосерийное производство. Первые поставки в строевые части запланированы на 2020 год.
Активно работает над созданием новых машин и Китай. Эта страна за последние годы совершила действительно впечатляющий рывок вперед, и если раньше эта страна в основном занималась копированием иностранных образцов вооружения, то сегодня КНР вполне способна сама производить технику самого высокого класса.
Известно о двух истребителях пятого поколения, работы над которыми ведутся китайскими специалистами: Шэньян J-31 и Чэнду J-20, который и был показан на авиасалоне 1 ноября.
J-31 также находится на стадии испытаний, его первый полет состоялся 31 октября 2012 года. Информации о планах принятия его на вооружение пока что нет.
Чэнду J-20
Еще в начале прошлого десятилетия (2002 год) в китайских СМИ появилась информация о начале разработок истребителя пятого поколения. В 2009 году ее подтвердили официальные представители ВВС Китая. Уже в следующем году несколько китайских изданий сообщили о том, что планеры первых двух самолетов готовы.
Самолет разрабатывается группой конструкторов, под руководством Янг Вея, который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. Следует отметить, что Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ.
11 января 2011 года новый самолет, который позже получил название Chengdu J-20, впервые поднялся в воздух. На начало 2012 года он совершил 60 испытательных полетов. Весной этого же года к испытаниям подключился второй прототип истребителя.
В настоящее время известно о девяти прототипах (они несколько отличаются друг от друга) и двух предсерийных машинах, изготовленных в рамках этого проекта.
Испытания и доводка новой машины продолжалась более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой общественности, этот этап находится уже на завершающей стадии.
Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.
Есть и еще один интересный момент. В конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44, она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.
Описание Chengdu J-20
Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Самолет имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.
Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет острые очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета состоит из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.
J-20 оснащен двумя двигателями, близко расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в будущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.
Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с поворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.
Есть информация, что на J-20 будет использован целый ряд технических новинок, ранее появившихся на западных и российских истребителях четвертого и пятого поколения. На самолете будет использована система ЭДСУ без всяких дублирующих механических или гидравлических систем.
Вся электроника машины и ее бортовое оборудование планируют объединить в единую сеть Ethernet.
Пока не совсем понятна степень «невидимости» нового самолета, также остается под вопросом и наличие у него РЛС с активной фазированной решеткой, что является одной из главных особенностей истребителей пятого поколения.
Оценка проекта
Несмотря на отсутствие полной информации по конструкции и характеристикам J-20, первую оценку самолета можно сделать уже сегодня.
Первое впечатление, которое складывается после внимательного взгляда на J-20, что этот самолет будто бы собран из разных частей существующих и перспективных машин пятого поколения: российского МиГ 1.44 и американских F-22 и F-35.
Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35. В итоге получился такой себе «летающий Франкенштейн», слепленный из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям.
Сразу следует отметить, что схема с передним расположением оперения — это не слишком хорошее решение для «стелс»-самолетов, а подфюзеляжные гребни (как на МиГ 1.44) – настоящий подарок для любой РЛС противника.
Есть вопросы и к аэродинамике J-20. ПГО самолета находится довольно далеко от высоко расположенного крыла, что, вероятно, сделано, чтобы увеличить размеры отсека для размещения вооружения. Это еще более уменьшает маневренность машины. Вызывают вопросы у экспертов и недостаточный размер воздухозаборников, что не позволит J-20 достичь значительной скорости на больших высотах.
Однако даже не это главная проблема J-20. Непонятно, сумели ли китайцы создать РЛС с активной фазированной решеткой достойного уровня. Несколько лет назад КНР сотрудничала с Россией в этом направлении, однако позже работы были свернуты. Естественно, что России невыгодно делиться с КНР своими наработками в этой области. Следует еще раз отметить, что установка подобного радара – одна из основных особенностей истребителя пятого поколения.
Еще больше вопросов по поводу двигателя новой машины. Вызывает большие сомнения, что Китай смог наконец-то создать двигатель нового поколения WS-15, который и планируется устанавливать на серийный истребитель. Несколько лет подряд китайцы россыпью покупали лопатки и диски турбин, трубы и покрывные диски для двигателя АЛ-31Ф, причем в количествах явно превышающих ремонтные нужды. Вероятно, на основе этих элементов, а также ранее полученных российских двигателей в Поднебесной пытались построить новую силовую установку. Сейчас на истребителе J-20 стоят российские АЛ-31ФН, но вероятность того, что Россия продаст Китаю более мощные и современные двигатели практически нулевая.
Анализируя форму китайского истребителя, его двигатели и сравнительно небольшое крыло, тяжело поверить, что перед нами самолет завоевания господства в воздухе. Непохож самолет и на манёвренный легкий истребитель, способный наносить удары по наземным целям. Тяговооруженность J-20 уступает всем существующим истребителям пятого поколения и многим машинам четвертого.
Вероятно, на J-20 китайцы пытаются обкатать новые технологии и вплотную приблизиться к созданию машин нового уровня. Несмотря на очевидные недостатки этого самолета, следует признать, что Китай сделал большой шаг в правильном направлении. Руководство страны не жалеет ресурсов, исследования ведутся сразу по многим направлениям. Китай уже довольно давно не закупает тяжелое наземное вооружение для нужд своей армии, очень может быть, что скоро КНР сможет полностью обеспечивать потребности своих ВВС самолетами самого высокого уровня. А может и начнет поставлять их в другие страны. В любом случае, темпы, с которыми развивается авиационная промышленность Китая, действительно впечатляют.
Характеристики 5-ого поколения
Ниже указаны предполагаемые характеристики самолета J-20.
Модификация | J-20 |
Размах крыла, м | 12.88 |
Длина, м | 20.30 |
Высота, м | 4.45 |
Площадь крыла, м2 | 78.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 19391 |
норммальная взлетная | 32092 |
макс. взлетная | 36288 |
Двигатель | 2 ТРДДФ WS-10G |
Тяга, кгс | 2 х 14470 |
Макс. скорость, км/ч | 2600 (М=2.00) |
Практическая дальность, км | 5500 |
Практический потолок, м | 20000 |
Экипаж, чел | 1 |