Junkers Ju 88 – это немецкий двухмоторный самолет времен Второй мировой войны, который изначально разрабатывался как тяжелый высокоскоростной бомбардировщик. Однако затем эту машину приспособили для выполнения самых разных задач. Поэтому Юнкерс Ju 88 можно назвать первым по-настоящему многофункциональным боевым самолетом.
Junkers Ju 88 часто называют одной из самых удачных машин Второй мировой войны, также этот самолет можно назвать и одним из самых массовых: всего было выпущено более 15 тыс. штук Ju 88 различных модификаций.
Самолет впервые поднялся в воздух в 1937 году, серийное производство началось в 1939 году и продолжалось до самого конца войны. За этот период в первоначальную конструкцию машины были внесены около 3 тыс. изменений, было создано шесть базовых моделей самолета и более шестидесяти его модификаций.
Немцы использовали Junkers Ju 88 в качестве тяжелого бомбардировщика, самолета-разведчика, ночного истребителя, торпедоносца. Основным эксплуатантом машины являлось немецкое Люфтваффе, однако немцы поставляли этот самолет и своим союзникам. Ju 88 участвовал во всех крупнейших сражениях Второй мировой войны, начиная с польской кампании.
История создания Junkers Ju 88
Уже в середине 30-х годов новое руководство Германии начало демонстративно нарушать условия Версальского договора, который значительно ограничивал возможности создания в стране новых видов вооружения. Одним из приоритетных направлений стало создание современной военной авиации – Люфтваффе.
История Ju 88 началась в 1935 году, после того, как Технический департамент немецкого министерства авиации подготовил техническое задание для создания нового скоростного бомбардировщика, способного развивать скорость около 500 км/ч.
Для сравнения: существующая на тот момент модификация немецкого истребителя Ме-109 могла развивать скорость 468 км/ч, а лучший советский истребитель И-16 — 454 км/ч. Так что, имея подобные скоростные характеристики, новый бомбардировщик мог чувствовать себя практически в полной безопасности.
Кроме скорости, в техническом задании для нового самолета было указано: нормальная бомбовая нагрузка 500 кг, один пулемет MG-15 в качестве оборонительного вооружения, время набора высоты 7 км в течение 25 минут.
Задание было отправлено крупнейшим немецким авиастроительным компаниям: Henschel, Focke-Wulf, Messerschmitt и Junkers. Focke-Wulf отказался от участия в проекте, Messerschmitt взял за основу истребитель Bf 110, остальные участники начали разработку совершенно новых машин.
Компания «Юнкерс» привлекла к работе над новым самолетом талантливых конструкторов Гасснера и Эверса, недавно вернувшихся из США и имевших большой опыт создания подобных машин. Первоначально работы велись над созданием двух разных прототипов: с разнесенным (Ju-85) и однокилевым оперением (Ju-88). Их характеристики были весьма схожими, но в итоге руководство германских ВВС остановилось на Ju-88.
После этого компания начала сборку первых трех опытных бомбардировщиков Ju-88. Первая машина поднялась в воздух 21 декабря 1936 года. Третий прототип самолета, оснащенный двигателями Jumo-211A, сумел достичь скорости 518 км/ч, что превышало скорость большинства истребителей того времени. Шеф немецкой авиации Герман Геринг был в восторге.
Этот успех привел к заключению нового контракта на постройку новой партии опытных самолетов, остальные компании, участвующие в конкурсе, выбыли из борьбы.
В 1938 году в Министерстве авиации пришли к мнению, что новый бомбардировщик необходимо приспособить к бомбометанию с пикирования. Также решено было усилить вооружение самолета, изменить остекление его кабины, а экипаж увеличить до четырех человек.
В этом же году Ju-88 был запущен в серию.
Серии и модификации самолета Junkers Ju 88
На протяжении всей войны немцы использовали Ju-88 в качестве бомбардировщика, ночного истребителя, разведчика и штурмовика. Каждому из этих способов применения самолета соответствовала своя серия, в состав которой входили многочисленные модификации. Наиболее массовой была бомбардировочная серия (А) Ju-88. Ее производство продолжалось с 1938 по 1944 год. За эти годы было создано полтора десятка модификаций бомбардировщиков, часть из которых позже переделывалась в штурмовые, разведывательные или истребительные варианты Ju-88. Вот список бомбардировочных модификаций самолета:
Ju-88A-0. Опытная серия самолетов, выпущенная в 1938 году, она состояла из 10 машин. В основном использовались для проведения испытаний и обучения летного состава. Ju-88A-1. Первая серийная машина, оснащенная двигателями Jumo-211B, размах крыла 18,37 м. Ju-88A-2. Серийный вариант, оснащенный моторами Jumo-211G. Ju-88A-3. Учебный самолет. Ju-88A-4. Модификация пикирующего бомбардировщика, которую можно назвать одной из самых массовых. Ju-88A-4Trop. Самолет для действия в условиях тропиков, серийно не изготавливался. Ju-88A-5. Бомбардировщик, который мог выполнять разведывательные функции. Оснащался моторами Jumo-211B или Jumo-211G. Ju-88A-6. Самолет, на который устанавливалась система преодоления аэростатного заграждения. Ju-88A-7. Бомбардировщик на базе модификации А с двигателями Jumo-211H. Ju-88A-8. Самолет, оснащенный системой преодоления аэростатного заграждения. Ju-88A-12. Учебная машина на базе А-4. Ju-88A-13. Самолёт, разработанный для непосредственной поддержки сухопутных войск. Он имел дополнительное бронирование, шестнадцать пулеметов для стрельбы вперед. Ju-88A-14. Модификация на базе А-4, этот самолет имел улучшенное оборудование и 20-мм пушку в носовой части. Ju-88A-15. Пикирующий бомбардировщик с тремя членами экипажа. Ju-88A-16. Учебный самолет на базе А-14. Ju-88A-17. Самолет-торпедоносец, мог брать на борт две торпеды LTF-5b.
Ju-88А прекрасно показали себя в первые месяцы войны, во время польской и французской кампании. Настоящим испытанием для этих машин стала битва за Англию, которую Люфтваффе проводила в середине 1940 года. Немцы проиграли это сражение. Последующий анализ боев показал слабые стороны Ju-88A.
Главное преимущество самолета – скорость – уже не являлась гарантией его неуязвимости: даже без бомб Ju-88A далеко не всегда мог уйти от британских истребителей. Мощь оборонительного вооружения оказалась явно недостаточной, чтобы гарантировано отбиться от противников. Еще более наглядно эти недостатки проявились в ходе последующих немецких кампаний, в Африке и России. Хотя, и пилоты, и руководство Люфтваффе неоднократно отмечали фантастическую надежность самолета.
Для увеличения живучести самолета немецкие конструкторы решили улучшить его скоростные характеристики. В конце 1942 года начались работы над созданием нового бомбардировщика с радиальными моторами и более совершенной аэродинамикой. Для увеличения его скорости самолет пытались максимально облегчить: была частично демонтирована броневая защита, уменьшена бомбовая нагрузка, экипаж сократили до трех человек. Однако выигрыш в скорости получился минимальным. Несмотря на это, работы над самолетами с радиальными двигателями были продолжены: всем изготовленным машинам присваивался индекс S. Всего в S-серии было изготовлено пять модификаций, последняя из которых могла развивать скорость до 610 км/ч.
Еще одной проблемой, которая встала перед вермахтом «в полный рост», стала необходимость уничтожения тяжелой бронетехники противника. С тяжелыми танками противника немцы впервые столкнулись уже в ходе французской кампании. Уничтожить их с воздуха можно было только прямым попаданием бомбы, что было практически нереально для точности бомбометания, существующей в то время. Еще больше ситуация усугубилась после начала Восточной кампании и «знакомства» гитлеровцев с Т-34 и КВ.
Рассматривалось два варианта: использование неуправляемых ракет или установка на самолет мощной скорострельной пушки. На Ju-88 была установлена система залпового огня, состоящая из шести реактивных снарядов в барабанной установке, однако ее эффективность оказалась недостаточной.
С артиллерийской системой все обстояло также непросто: проблема была в том, что у Германии просто не было автоматической авиационной пушки нужного калибра. Конструкторам пришлось использовать то, что стояло на вооружении сухопутных войск.
Летом 1942 года появилась модификация Ju-88, вооруженная 75-мм танковой пушки KwK-39. Во время испытаний выяснили, что во время захода орудие может сделать два выстрела, при попадании в танк (в качестве мишени использовалась «тридцатьчетверка») он гарантировано уничтожался, но точность стрельбы оставляла желать лучшего. За годы войны были выпущены четыре модификации штурмовиков на базе Ju-88:
Ju-88P-1. Модификация, оснащенная пушкой PaK-40 (75 мм). Ju-88P-2. Штурмовик, с двумя 37-мм пушками. Небольшая партия самолетов была изготовлена в 1943 году. Ju-88P-3. Штурмовик на базе Р-2. Ju-88P-4. Самолет, оснащенный 50-мм пушкой BK-5. Его производство началось в конце войны (1944 год), всего было изготовлено 32 машины. Р-4 пытались применять в качестве ночных истребителей, но без локаторов их эффективность практически равнялась нулю.
Самолеты Ju-88 серии D в основном применялись в качестве воздушных разведчиков. Обычно на них устанавливался дополнительный топливный бак и несколько фотокамер. Серийно выпускалось пять модификаций.
Позже для проведения разведки была создана Т-серия Ju-88. Она состояла из трех модификаций, разработанных на базе Ju-88S-1.
Еще одним направлением модернизации самолетов Ju-88 стали работы над увеличением его высоты и дальности полета. Так в 1942 году появился сверхдальний разведчик Ju-88H с дальностью полета до 5210 км. Он стал родоначальником еще одной серии Ju-88 – Н. Всего было выпущено четыре модификации этой серии: две машины являлись сверхдальними разведчиками, а еще две – тяжелыми истребителями.
Весьма интересными является «истребительные» С и G серии самолета Ju-88 – эти машины сыграли заметную роль в отражении налетов союзной авиации на Германию. Работы над тяжелым истребителем на базе Ju-88 начались еще в первые месяцы войны, после того, как руководство Третьего Рейха осознало реальность этой угрозы.
Первые самолеты С-серии появились уже в середине 40-го года, машины G-серии начали серийно выпускаться в 1943 году. Несколько модификаций самолетов использовались в качестве ночных истребителей, на них были установлены локаторы (например, Ju-88G6 или Ju-88C6).
Рассказ об этом легендарном самолете будет неполным, если не упомянуть о проекте Mistel. Из-за отсутствия стратегической авиации, немцы решили использовать старые дистанционно управляемые Ju-88 для разрушения особо важных объектов противника. Бомбардировщик использовался в паре с самолетом управления, обычно это были истребители Bf.109F-4. В Ju-88 загружался заряд взрывчатого вещества, а на носу устанавливался специальный металлический рог для пробивания бетонной или броневой защиты цели.
Описание конструкции Junkers Ju 88
Ju-88 – низкоплан, выполненный по классической схеме, с фюзеляжем типа монокок овального сечения. Он был образован набором шпангоутов и стрингеров, на которые крепилась работающая обшивка.
Бомбардировщик оснащался двумя двигателями (они отличались на разных сериях и модификациях). Крыло имело два лонжерона и работающую обшивку из алюминиевого сплава. За мотогондолами располагались тормозные воздушные решетки, которые использовались при пикировании.
Фюзеляж делился перегородками на три части: носовую, среднюю (она состояла из двух частей) и хвостовую. В носовой части самолета располагалась кабина экипажа, который мог состоять из четырёх или трех человек. Носовая часть самолета полностью закрывалась застекленным фонарем.
В передней средней части находился дополнительный бензобак (или бомбоотсек), а в задней – подвешивались бомбы. Для их сброса в этой части находился люк с управляемыми створками.
Хвостовое оперение – однокилевое, цельнометаллическое с работающей обшивкой. Работа горизонтального оперения синхронизировалась с закрылками.
Шасси – трехопорное с задней стойкой. Главные стойки шасси убирались в мотогондолы с поворотом на 90 градусов с помощью гидравлической системы.
Топливная система самолета состояла из баков, расположенных в крыльях (по 425 литров) и дополнительного бака, который мог быть установлен в передней средней части бомбардировщика.
В состав оборонительного вооружения самолета входило несколько пулеметов.
На Ju-88 были установлены две радиостанции FuG 10 – коротковолновая и длинноволновая, а также система слепой посадки «Лоренц».