Истребитель МиГ 35 – это новейший многофункциональный истребитель, самый совершенный представитель семейства МиГ. Он относится к поколению 4++, которое по боевым качествам должно превосходить истребители четвертого поколения, а также успешно противостоять истребителям пятого поколения в воздушных боях.
Перехватчик МиГ-35 – это неплохая альтернатива самолетам пятого поколения, стоящим весьма дорого. В ВВС России МиГ-35 рассматривают как переходное звено между 4 и 5 поколениями. Новый перехватчик по планеру является развитием великолепного Миг-29, откуда собственно и появляется выигрыш в цене, так как конструкция уже отлично освоена в производстве. Поставки МиГ-35 истребителя в ВВС России начались в 2014 году. Министерство обороны России намеревалось сформировать не менее двух эскадрилий перехватчиков за 2020 год.
История создания
Перехватчик МиГ-35 начали разрабатывать в 2000-х годах. А к 2010 году уже были готовы 3 прототипа, которые участвовали в авиавыставках и проходили испытания.
Истребитель создавался на баз знаменитого е МиГ-29, производство новой машины было налажено в короткие сроки. Внешне МиГ-35 очень похож на своего предшественника, но при этом он получил совершенно новую «начинку». Прежде всего, это:
облегченный планер; современная авионика; РЛС с АФАР; перспективные виды вооружения, которые до этого не предлагались на экспорт; современный комплекс обороны; двигатели с повышенным ресурсом.
Новый самолет продемонстрировал отличные технические характеристики, в числе которых высокая скорость, маневренность, живучесть, передовое вооружение. При этом цена летного часа МиГ-35 получилась почти в 2,5 раза ниже, чем у предшественника МиГ-29.
Еще в 2005 году данный истребитель назывался МиГ-29М/М2. Разработка МиГ-35 основывалось на достижениях, полученных в ходе выполнении программы МиГ 1.44 МФИ, которым руководил Владимир Барковский, директор центра инженерии ОКБ им. Микояна.
Переговоры о поставках истребителей в вооруженные силы велись с 2010 года, и к 2014 году дело сдвинулось с места. МиГ-35 включен в Госпрограмму вооружений ВВС РФ до 2020 года.
Летно-технические характеристики МиГ-35
Экипаж 1 или 2 человека исходя из модификации МиГ-35/МиГ-35Д Длина — 17,3 м Высота — 4,73 м Размах крыла составляет 11,99 м Площадь крыла — 42 м² Нормальная взлетная масса — 17500 кг, пустого — 11000 кг Максимальная взлетная масса составляет 23500 кг 2 двигателя ТРДДФ с ОВТ «РД-33МКВ» Максимальная тяга — 2×5400 кгс Максимальная тяга на форсаже — 2×9000 кгс Углы отклонения вектора тяги: ±8° в любом направлении, ±15° в вертикальной плоскости Скорость отклонения вектора тяги составляет 60 °/с Масса двигателя составляет 1055 кг.
Летные ттх:
Максимальная скорость у земли — 1400 км/ч Максимальная скорость на высоте — 2400 км/ч Практическая дальность самолета с ПТБ — 3000 км Практическая дальность без ПТБ — 2000 км Продолжительность полета — 2,2 ч Практический потолок — 17500 м. Тяговооруженность при максимальной взлетной массе — 0,77 Тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 1,03 Нагрузка на крыло при максимальной массе — 618 кг/м² Нагрузка на крыло при нормальной взлётной массе — 468 кг/м² Максимальная эксплуатационная перегрузка — 9 g.
Вооружение:
Встроенная 30 мм пушка ГШ-30-1 с боекомплектом на 150 патронов Точки подвески: 10 Боевая нагрузка — 6500 кг УРВВ малой дальности Р-73 УРВВ средней дальности РВВ-АЕ и Р-27 Противокорабельные ракеты Х-35 и Х-31А Противорадиолокационные ракеты Х-31П УРВП: НАР, Х-29, Х-25 Ракеты класса воздух Х-29Л, Х-29Т, Х-25МЛ, РВВ-АЕ, Р-27 Корректируемые и свободнопадающие бомбы, авиационные мины.
Авионика:
Радиолокационная станция с АФАР Жук-А Максимальная дальность обнаружения наземной цели составляет до 60 км Максимальная дальность обнаружения по аэродинамической цели до 200 км (на экспортных до 148 км)
Задачи и цели
Многофункциональный фронтовой самолет МиГ-35 создавался для поражения наземных, воздушных и надводных целей ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях при пассивном и активном радиоэлектронном противодействии противника.
Основные задачи МиГ-35:
перехват воздушных целей; завоевание превосходства в воздухе; изоляция поля боя; подавление средств ПВО; непосредственная авиационная поддержка; нанесение ударов по морским целям.
Основные боевые характеристики самолетов МиГ-35Д и МиГ-35 по сравнению с МиГ-29:
сверхманевренность; увеличенная дальность полета; высокая боевая живучесть; повышенная надежность.
Особенности конструкции МиГ-35
Для повышения боевой эффективности истребителя было значительно усовершенствовано его БРЭО. Именно оно отличает машину от иных самолетов нового унифицированного семейства МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2. Причем отличия представляют эволюционный характер: доля приборов и систем пятого поколения от модели к модели увеличивается.
По уровню интеграции технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.
Сосредоточиться на электронике удалось благодаря великолепной аэродинамической концепции МиГ-29. При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива, а также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 повысились до уровня тяжелых истребителей. Максимальная взлетная масса возросла на 30%, достигнув 23,5 тонны. Для сохранения и улучшения летно-технических характеристик конструкция претерпела ряд усовершенствований: к примеру, повышена прочность конструкции и улучшены несущие свойства крыла. Обновлена силовая установка. Ее поменяли на двигатели РД-33МК с бездымной камерой сгорания, повышенную на 10% тягой, большим ресурсом и увеличенной надежностью. В качестве опционального решения устанавливаются модернизированные РД-33, со всеракурсным отклонением вектора тяги. Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B. Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолета, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесное. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS. В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных ЖКИ 6 на 8 дюймов, а также широкоугольный ИЛС. В основе управления вооружением МиГ-35 – новейшая РЛС с АФАР «Жук-АЭ», оптико-локационная станция ОЛС-К, а также оптико-локационная станция ОЛС-УЭМ, нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания НСЦПИ, которые по своим возможностям и характеристикам соответствуют бортовым системам самолетов пятого поколения. Оптико-локационная станция с лазерной, телевизионной и инфракрасной прицельной аппаратурой выполнена с применением космических технологий, не используемых ранее в авиации. Это позволяет повысить живучесть самолета и эффективность боевого применения. Использована технология антикоррозийной защиты основных систем и планера, что существенно облегчает применение самолета в условиях тропиков. Для МиГ-35 разработан комплекс технологических и технических решений, обеспечивающих полную автономность базирования. Это, например, бортовая кислорододобывающая станция.
Экономия и боеготовность
Срок службы МиГ-35 составляет не менее 40 лет. Ресурс машины по налету превышает 6 тысяч часов. Существенно увеличена надежность самолета, его авионики и двигателя. Число агрегатов, имеющих ограниченный ресурс, уменьшено почти в 3,5 раза по сравнению с истребителями предыдущих модификаций.
Радикально улучшенные эксплуатационные характеристики МиГ-35 — серьезный козырь в конкурентной борьбе за мировой рынок, где в большей степени ориентируются на самолеты с низкой стоимостью жизненного цикла. Кроме прочих факторов, данная тенденция связана с довольно быстрым ростом стоимости авиационного горючего.
МиГ-35 – это лучшее решение для ВВС России, а также для авиации других стран, имеющих на вооружении различные ранние варианты МиГ-29. По некоторым оценкам, ВВС России и иностранным заказчикам до 2020 года будет поставлено примерно 250–350 многофункциональных истребителей МиГ-35 на сумму примерно 10–12 млрд. долларов.