Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
  • Главная
  • Армия
  • Боеприпасы
  • Военная техника
  • ВПК
  • Новости армии
  • Обмундирование
  • Оружие
  • СВО
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Армия
Нет результатов
Просмотреть все результаты
Главная Военная техника

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

24.07.2023
в Военная техника
Время чтения: 3 минут чтения

Советский истребитель МиГ-19

Советский истребитель «второго поколения» МиГ-19 считается первым серийным сверхзвуковым боевым самолётом. В линейке машин, разработанных ОКБ Микояна и Гуревича, он стал завершением эпохи истребителей со стреловидным крылом. Но несмотря на свои отличные лётные характеристики, МиГ-19 в СССР фактически стал «переходной моделью» к более совершенному по боевым возможностям сверхзвуковому истребителю следующего поколения, которым стал МиГ-21.

В то же время именно МиГ-19 послужил основой для испыта­ний различных систем, опробования многих важных конструктивных решений: в том числе катапультируемого кресла, жидкостных ра­кетных ускорителей, дозаправки топливом в воздухе, первых управляемых ракет, включая крылатую ракету Х-20 (К-20 «Комета»). Истребители МиГ-19 широко применялись в системе ПВО СССР, поставлялись за рубеж, где приняли участие во многих локальных войнах и конфликтах.

Содержание:

Toggle
  • История создания
  • Боевое применение
  • Конструкция
  • ТТХ
    • Экипаж
    • Дальность, скорость, высота полёта
    • Габариты, вес, длина
    • Лётные данные
    • Расход топлива
    • Снаряжённая масса
  • Основные модификации
    • МиГ-19П
    • МиГ-19ПГ
    • МиГ-19СВ
    • МиГ-19ПМЛ
  • Достоинства и недостатки

История создания

В конце 1940-х — начале 1950-х годов ведущие конструкторы истребителей всего мира стремились освоить выход на сверх­звуковые скорости полёта. Скорость звука достигалась в пологом пики­ровании уже многими самолётами, включая советские МиГ-17, но полноценным сверхзвуковым истребителем этот рубеж должен был преодолеваться и в гори­зонтальном полёте. Прирост скорости старались достичь как за счёт совершенствования аэродинамики, так и путём установки более мощных двигателей.

Началом истории разработки МиГ-19 считается 30 июля 1950 года, когда И.В. Сталин поставил задачу создания нового типа истребителей с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и МиГ-17. Уже в следующем году был создан первый двухдвигательный прототип нового самолёта СМ-1, на котором начали испытывать более мощные и компактные моторы. В течение 1952 года появился лётный прототип СМ-2, который стал опытным полигоном для достижения стабильных сверхзвуковых скоростей полёта. На нём были опробованы крылья большей стреловидности, а также наиболее оптимальное расположение хвостового оперения.

В 1953 году в ОКБ А.А. Микулина удалось создать ещё более мощный двигатель АМ-9Б с тягой на форсаже 3250 кгс в тех же габаритах, что и моторы для разрабатываемых МиГов, что позволило в минимальные сроки доработать прототипы новых самолётов. Опытные образцы истребителя-перехватчика (СМ-7) и фронтового истребителя (СМ-9) с двумя двигателями успешно прошли лётные испытания, в то время как характеристики ещё одного варианта — однодвигательного истребителя И-370 — оказались неудовлетворительными.

В января 1954 года уже по итогам первых полётов на предсерийной модели СМ-9 лётчик-испытатель Г.А. Седов оценил истребитель как «лёгкий в управлении» и способный стабильно превышать скорость звука. Вскоре главнокомандующий ВВС маршал авиации П.Ф. Жигарев одобрил принятие СМ-9 на вооружение с присвоением ему наименования МиГ-19. Кроме того, советское военно-политическое руководство приняло решение о целесообразности запуска самолета МиГ-19 в серийное производство, не ожидая окончания полной программы заводских и государственных испытаний, которые продолжались в течение всего 1954 года.

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

МиГ-19 стал завершением линейки советских истребителей со стреловидным крылом

Первые серийные МиГ-19 строились по чертежам ОКБ Микояна и Гуревича и начали поступать в строевые авиаполки с марта 1955 года. Уже 3 июля того же года 48 новейших истребителей были показаны публике на воздушном параде в Тушино. В их числе на МиГ-19 выступала пилотажная четвёрка, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я. Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A. С 1958 года в воинские части стали поступать перехватчики на базе МиГ-19 с ракетным вооружением.

Серийное производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод в Горьком (ныне Нижний Новгород) перешёл на выпуск МиГ-21, а завод в Новосибирске ещё раньше, с 1959 года, стал выпускать Су-9. Всего в СССР было произведено 2069 самолётов МиГ-19 различных модификаций. Кроме того, чуть более 100 самолётов было выпущено по лицензии в Чехословакии, а в Китае их общий выпуск под названием J-6 превысил советский и составил свыше 4 тысяч единиц.

Часть МиГов-19 была экспортирована для оснащения ВВС государств-союзников СССР по Варшавскому договору, а также в Афганистан, Индонезию, Кубу, Сирию. Ряд стран (Албания, Египет, Ирак, КНДР), получив советских МиГ-19, пополнила свой парк истребителей также их китайской версией J-6.

Боевое применение

В целом истребителей МиГ-19 в СССР было выпущено существенно меньше, чем МиГ-15 и МиГ-17. Ими были обеспечены свыше 60 авиационных полков в составе ВВС (где довольно скоро в качестве фронтовых истребителей их вытеснили МиГи-21), а также авиации ПВО и ВМФ, расположенных в основном вблизи советских границ. В роли истребителей-перехватчиков МиГи-19 уже в 1960-е годы стали уступать место самолётам Як-25. В начале 1970-х годов около 350 оставшихся к тому времени в строю машин, в массовом порядке не стали заменять на более современные Су-15 и МиГ-25. Окончательно с вооружения МиГ-19 был снят только в 1989 году.

Впервые МиГ-19 применили против реального противника осенью 1957 года в ПВО СССР. Истребитель авиаполка вылетел с аэродрома Андижан на перехват разведчика U-2, но смог лишь наблюдать самолёт-нарушитель, который летел на 3 километра выше потолка советской машины. Несколько последующих попыток перехвата U-2 тоже оказались неудачными, а при широко известном сбитии этого самолёта 1 мая 1960 года из ЗРК С-75, под ракетный удар советской ПВО попал один из МиГ-19, пилот которого при этом погиб.

Чуть позже в том же 1960 году советские пилоты на МиГ-19 успешно принудили к посадке над территорией ГДР американский самолёт-разведчик RB-47, а другой такой же самолёт сбили в Заполярье. В 1963 году советские перехватчики сбили ещё один RB-47, а годом позже — RB-66, пытавшийся сфотографировать учения ГСВГ. Кроме того, в конце 1950-х — начале 1960-х годов на МиГ-19 вблизи воздушных границ СССР было сбито значительное количество аэростатов с разведывательной аппаратурой.

Самолёт МиГ-19 за пределами СССР принимал участие во многих региональных конфликтах. В арабо-израильской Шестидневной войне 1967 года самолёты советского производства в составе сирийских ВВС успешно проявили себя в боях не только с «Супер Мистерами», но и с более современными «Миражами III». В то же время авиация Египта действовала заметно менее успешно и к тому же потеряла множество своих самолётов прямо на аэродромах в итоге внезапного удара израильтян.

В 1970-е годы именно активные поставки из КНР обеспечили «вторую жизнь» МиГу-19. В виде своей китайской версии J-6 (F-6) эти истребители во Вьетнаме смогли достаточно эффективно действовать против американских F-4 «Фантом». Выигрывая в манёвренности, вьетнамские пилоты смогли сбить несколько «Фантомов», а их собственные потери в воздушных боях составили лишь 5-6 самолётов.

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

Китайский J-6

Вторым после самого Китая обладателем авиапарка J-6 стал Пакистан, применив эти истребители в ходе нескольких военных конфликтов с Индией. Примечательно, что их противниками стали индийские Су-7Б и МиГи-21. Итоги такого противостояния в официальных данных обеих сторон расходятся кардинально, но впоследствии индийцы смогли доказать сбитие двух J-6 в воздушных боях с помощью МиГ-21 и ещё одного — Су-7, пакистанцы представили доказательства трёх воздушных побед J-6 над Су-7 и ещё трёх — над своими примерными аналогами Hawker Hunter британского производства.

В ходе войны между Ираном и Ираком стороны прибегали к боевому применению соответственно J-6 и МиГ-19, для нанесения ударов по наземным целям, но прямых воздушных боёв между ними отмечено не было. Китайские J-6, поставленные в ряд стран Африки, применялись в локальных гражданских войнах и вооружённых конфликтах, в том числе в Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

В составе ВВС самого Китая J-6 трижды сбивали тайваньские самолёты, обойдясь без потерь со своей стороны. В целом именно этот истребитель стал для ВВС НОАК по-настоящему «легендарным», прослужив в их составе почти полвека: последний из самолётов этого типа был снят с вооружения в 2010 году. На данный момент единственной страной, где он продолжает значиться в числе боевых истребителей, остаётся Северная Корея.

Конструкция

Истребитель МиГ-19 является классическим цельнометаллическим однокилевым среднепланом. Фюзеляж типа «полумонокок» состоит из легкоразъёмной носовой и хвостовой частей. В носовой части расположены воздухозаборник, отсеки с авионикой, гермокабина лётчика и носовая стойка шасси.

Пилотская кабина защищена бронёй: толщина бронестекла составляет 64 мм, передней переборки — 10 мм, бронеспинки — 16 мм. В кабине истребителя установлено кресло-катапульта.

Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. Стандартный МиГ-19 оснащался двумя турбореактивными двигателями АМ-9 (РД-9) — каждый с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой турбиной и форсажной камерой. По бокам корпуса и под ним установлены тормозные щитки, имеется и тормозной парашют.

Цельнометаллическое крыло с углом стреловидности 55 градусов оснащено щитками-закрылками и интерцепторами. Горизонтальное оперение в серийном МиГ-19 цельноповоротное, вертикальное, состоит из киля со стабилизатором и гребня под фюзеляжем истребителя.

Система управления МиГ-19 с гидроприводами для своего времени являлась передовой и весьма эффективной. Тормозная система шасси, перезарядка оружия, аварийный сброс фонаря производились с помощью бортовой пневмосистемы.

В состав навигационного оборудования самолёта входили радиокомпас, радиовысотомер, система «свой-чужой». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 составляла до 350 км. Кроме того, МиГ-19 оснащался сигнализацией об облучении радаром.

Встроенное вооружение истребителя первоначального МиГ-19 состояло из трёх автоматических пушек калибра 23 мм (позднее в основном заменённых на пушки калибра 30 мм). Два орудия находились в корневой части крыла, третья – в носу фюзеляжа. Боекомплект составлял по 70 снарядов на пушку. Скорострельность каждого орудия – 900 выстрелов в минуту. При необходимости МиГ-19 первой модификации мог нести неуправляемые ракеты АСР-57 и свободнопадающие бомбы калибра до 250 кг.

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

Система управления МиГ-19 с гидроприводами для своего времени являлась передовой и весьма эффективной

ТТХ

Истребитель МиГ-19 обладал намного лучшими характеристиками по скороподъёмности, высоте, скорости и дальности полёта по сравнению с МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты.

Экипаж

Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.

Дальность, скорость, высота полёта

Практическая дальность полёта МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивался до 2200 км.

Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 достигалась на высоте 10 км и составляла 1452 км/ч (1,6 Маха).

Практический потолок по высоте полёта для стандартного МиГ-19 установлен в 15 600 метров. С применением форсажа максимальная высота полёта могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.

Габариты, вес, длина

Параметры Значения
Длина корпуса 12,54 м
Высота 3,885 м
Размах крыла 9,0 м
Площадь крыла 25,16 кв.м
Масса пустого самолёта 5172–5447 кг

Лётные данные

Параметры Значения
Взлётная скорость 280–305 км/ч
Длина разбега с ПТБ 900 м
Длина разбега на форсаже без ПТБ 515 м
Время набора высоты 10 км 1,1 минуты
Время набора высоты 15 км 2,6 минуты
Посадочная скорость 235 км/ч
Длина пробега 890 м
Длина пробега с парашютом 610 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка +8,0 ед.

Расход топлива

Суммарная ёмкость четырёх фюзеляж­ных топливных баков МиГ-19 составляет 2170 литров. Предусмо­трена возможность размещения под кры­лом двух сбрасываемых подвесных топливных баков ёмкостью по 400 л или 760 л. Обеспечиваемая продолжительность полёта составляет от 1 часа 43 минут до 2 часов 38 минут (с использованием ПТБ).

Снаряжённая масса

Нормальная взлётная масса МиГ-19 составляет 7560 кг, максимальная взлётная масса — 8832 кг.

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

МиГ-19 в различных модификациях имел на вооружении не только пушки, но и ракеты

Основные модификации

Первый вариант МиГ-19, выпущенный партией около 50 машин, представлял собой прототип СМ-9/1, оснащавшийся вооружением из трёх 23-мм пушек НР-23. Кроме того, эти самолёты получили подкрыльевые пилоны для подвески вооружения и ПТБ.

В серийных МиГ-19С литера «С» означала наличие цельноповоротного стабилизатора вместо того же устройства с рулями высоты. Под фюзеля­жем для увеличения путевой устойчивости смонтирован вертикальный гребень. Истребитель также оснащался тремя 30-мм пушками НР-30.

МиГ-19П

МиГ-19в версии перехватчика имел под крылом четыре пи­лона для подвески вооружения плюс два пи­лона для подвески ПТБ. Главным отличием пере­хватчика от фронтового истребителя стала РЛС (фактически радиоприцел) «Из­умруд», в связи с чем дли­на фюзеляжа увеличена на 36 см. Воору­жение — две пушки (НР-23 в первых сериях, НР-30 в поздних). Кроме того, в процессе се­рийного производства РЛС «Изумруд-1» со временем заменили на РЛС «Изумруд-2».

МиГ-19ПГ

Версия перехватчика, оснащаемая аппаратурой «Горизонт-1».для передачи данных и наведения с наземного командного пункта. Это оборудование позволяло использовать ракеты Р-3С класса «воздух-воздух».

МиГ-19СВ

Истребитель-перехватчик высотных целей ориентировался на перехват британских самолётов-разведчиков Canberra. Представлял собой облегчённый серийный МиГ-19С с более мощными двигателями, а также уменьшенным углом отклонения закрылков и увеличенной на 2 кв. м площадью крыла. Крыльевые пушки в этих машинах не устанавливались, но фюзеляжная в конструкции сохранялась. Строился малой серией. Для летчиков этих машин был разработан высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом. В де­кабре 1956 года в ходе летных испытаний МиГ-1 9СВ им была достигнута высота 20,7 км.

МиГ-19ПМЛ

Перехватчики МиГ-19ПМ/ПМУ, ос­нащенные системой наведения с зем­ли «Лазурь», иногда обозначались МиГ-19ПМЛ. На них было установлено цельноповоротное горизонтальное оперение, а также впервые именно эта модификация получила в оснащение ракеты К-5М. Пу­шечное вооружение отсутствовало, а вме­сто К-5М допускалась подвеска неу­правляемых ракет разного типа и калибра.

Истребитель МиГ-19: история создания и боевого применения, конструкция и характеристики

МиГ-19 за счёт манёвренности успешно противостоял самолётам даже «третьего поколения»

Достоинства и недостатки

МиГ-19 в сравнении со своим прямым американским аналогом, притом появившемся годом позже, — истребителем F-100 «Супер Сейбр» — обладал существенными преимуществами:

Был примерно на 3 тонны легче; Имел на 200 км больший радиус действия; Развивал более высокую максимальную скорость (1450 км/ч против 1215 км/ч); Почти вдвое обгонял по скороподъёмности.

К недостаткам МиГ-19 принято относить сравнительно частые отказы бортового оборудования (особенно РЛС), но в тот период с подобными проблемами сталкивались практически все истребители «второго поколения». По сравнению с тем же «Супер Сейбром» МиГ-19 можно было приводить как образец надёжности.

По характеристикам скороподъёмности на форсажном режиме, а также маневренности МиГ-19 вплоть до начала 1970-х годов считался одним из лучших истребителей в мире. Эти особенности МиГ-19 отмечали даже противники, вступая в воздушный бой с ними на машинах, относимых на Западе к «третьему поколению».

ВВС Пакистана, получив в 1970-е годы более современные западные самолёты (F-104 и «Мираж III»), в конечном итоге предпочли модифицированные китайские версии МиГ-19, сохраняя их на вооружении до 2002 года. По мнению пакистанских лётчиков, «миги» обладают более высокой надёжностью своих систем, хорошей живучестью и великолепной манёвренностью на малых и средних высотах.

Источник

Share128Tweet80Share16ShareSend
Предыдущий пост

Характеристики и принцип действия управляемого снаряда Краснополь, виды

Следующий пост

Москва снова подверглась атаке дронов

Похожие новости

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

США Испытывают НОВЫЙ F-22 Raptor После Модернизации

10.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4×4 (Турция)

02.12.2024

Бронеавтомобиль BMC 350-16Z Kirpi 4x4 разработан инженерами компании BMC Otomotiv в рамках требований командования сухопутных войск Турции. Этот автомобиль был...

Франция планирует создать собственный «Орешник»

Франция планирует создать собственный «Орешник»

30.11.2024

В Париже всерьез задумались над разработкой собственной новой баллистической ракеты. Международная выставка военного вооружения во Франции - Фото: ZumaTASS Информацию...

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

Тяжёлый гусеничный БТР Achzarit (Израиль)

23.11.2024

Программа разработки тяжелобронированного БТР была начата в 1982 г Машина создавалась на базе шасси советских танков Т-54 или Т-55, которые...

Следующий пост
Москва снова подверглась атаке дронов

Москва снова подверглась атаке дронов

Командовать беспилотными судами позволят только настоящим капитанам

Командовать беспилотными судами позволят только настоящим капитанам

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новое на сайте

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

Военкор Сладков выступил против заключения перемирия с Украиной

13.12.2024
«Сталина видел редко»:  умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

«Сталина видел редко»: умер последний солдат Кремлевского полка, охранявшего генсека

12.12.2024
МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

МО показало кадры работы снайперских пар в приграничье Курской области

12.12.2024
Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

Морпехи ВС РФ захватили укрепленные позиции ВСУ в Курской области

12.12.2024
Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

Задержание жителя Ярославля за призывы к террористической деятельности Оперативное видео ФСБ России

12.12.2024
Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

Кремлевский кадетский бал зажигает новые звезды

12.12.2024

О НАС

Армия

Армия и вооружение. Блог военной тематики, где ежедневно публикуются норвости, собраннные нашими корреспондентами со всего мира. Все про армию, оружие, военны конфликты, ВПК, снаряжение и обмундирование - только актуальная информация!

ВЫБОР РЕДАКТОРА

Пацанский Тюнинг АК от DLG Tactical — Самый Универсальный и Бюджетный Оружейный Набор для Калаша!

Пацанский Тюнинг АК от DLG Tactical — Самый Универсальный и Бюджетный Оружейный Набор для Калаша!

24.12.2023
Движение по Крымскому мосту возобновлено после трехчасового перерыва

Движение по Крымскому мосту возобновлено после трехчасового перерыва

02.09.2023

ТОП МЕСЯЦА

No Content Available

ТОП НЕДЕЛИ

No Content Available
  • Контакты
  • Лента
  • Карта

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.

Нет результатов
Просмотреть все результаты
  • Weaponmax.ru
  • Контакты
  • Лента
  • О сайте

© 2023 Weaponmax.ru. Все права защищены.