Идея создания воздушных командных пунктов на случай ядерной войны появилась в 70-е годы прошлого века. Первыми этот проект реализовали США, вскоре СССР создал свой самолет «Судного дня». Автономные летающие крепости предназначались для эвакуации командования и руководства войсками. Рассмотрим особенности отечественного ВзКП Ил-80: технические характеристики, историю создания, конструкцию одного из самых засекреченных самолетов России.
История самолета
В 70-е годы гонка вооружений и ядерная угроза достигли апогея. Американцы создают специальный самолет Boeing E-4B для руководства армией, который должен стать командным пунктом на случай ядерной войны, так как подземные бункеры надежным местом уже не считают.
По мере роста напряженности в отношениях с США и их союзниками советское руководство осознает необходимость создания аналогичного воздушного командного пункта. Заказ на проектирование получает КБ Ильюшина.
Разрабатываются требования к воздушному лайнеру «Судного дня»:
защищенность от всех видов оружия массового поражения; возможность взлета-посадки с аэродромов гражданской авиации, принимающих дальнемагистральные самолеты; комплект аппаратуры на борту, способной обеспечивать командование всеми родами войск; возможность автономного использования при отказе наземных и спутниковых систем связи; повышенную дальность и время полета; высокую надежность, превышающую обычную для военных самолетов (до 10 раз); комфортность при длительном нахождении на борту.
Базовым судном для модернизации выбрали Ил-86. Этот самолет считался наиболее надежным из отечественных лайнеров, за годы эксплуатации случилось всего несколько нештатных ситуаций. Ил-86 идеально подходил по размеру салона, оставалось продумать рациональное размещение бортовой аппаратуры, антенн, электроники.
Ил-80 (Ил-86ВзПУ) – такое наименование получил летающий командный пункт. Первый полет лайнер совершил в 1985 году, а в 1992 году поступил в эксплуатацию. Изготовили 4 единицы полностью оснащенных самолетов – с автономными средствами связи, системами жизнеобеспечения, энергоустановкой, обеспечивающей длительный полет.
Особенности конструкции
Ил-80 имеет традиционную для пассажирских лайнеров конструкцию – это низкоплан, то есть крыло проходит через нижнюю часть фюзеляжа. Хвостовое оперение однокилевое.
Для повышения защищенности людей на борту отказались от иллюминаторов (остеклена только кабина экипажа), число выходов сократили до 3-х (у Ил-86 их 8).
Отличия от базовой версии Ил-86:
корпус и крылья повышенной прочности; изменен каркас фюзеляжа; дизайн салона изменен – установлены рабочие места для группы боевого управления, связистов; доработана система вентилирования для защиты от заражения при ударе оружием массового поражения; разработана специальная система кондиционирования; установлен радиотехнический комплекс связи для управления всеми группами ВС РФ; специальные средства связи получил экипаж; предусмотрели возможность дозаправки в воздухе; энергоустановка, размещенная под крыльями в пилонах, обеспечивает работу связи, систем жизнеобеспечения.
Внешне фюзеляж отличается от Ил-86 не только корпусом без иллюминаторов, но и верхним накладным отсеком в носовой части, в котором располагается радиоэлектронное оборудование.
Самолет с усиленным корпусом получился тяжелым, пришлось установить 4 шасси с тележками по 4 колеса в каждом, чтобы распределить нагрузки на взлете-посадке. Из-за массивности Ил-80 нуждается в хорошо оборудованных и подготовленных длинных ВПП, любой аэродром принять борт не сможет. Экипаж должен обладать навыками вождения сверхтяжелой техники.
Справка: комплектация Ил-80 не предусматривает вооружений, защиту борта обеспечивают самолеты-истребители сопровождения.
Радиосвязь повышенной безопасности
Главный упор при создании летающего командного пункта делался на создание надежных «неубиваемых» средств связи, способных работать в любых условиях.
Радиотехнический комплекс ИЛ-80 включает:
радиостанции для поддержания всех видов связи; средства засекречивания (шифрования); аппаратуру отстройки от помех; общую шину обмена цифровой информацией, бортовые компьютеры, модемы; средства для сохранения и копирования данных; аппаратуру защиты от электромагнитных импульсов и статического электричества; энергосистему, стабильно обеспечивающую питание, с многократным запасом прочности.
Приемные и передающие антенны скрываются в специальных углублениях, законцовках стабилизаторов фюзеляжа. На всех Ил-80 есть антенны КВ, СДВ, УКВ связи, поддерживается радиорелейная связь.
Летающий командный пункт обеспечен несколькими станциями спутниковой связи, которые в случае ядерного удара считаются наиболее неуязвимыми. На борту собраны все виды радиоэлектронных средств, обеспечена многоступенчатая система защиты информации, криптографические способы шифрования.
Разработку и компоновку технических средств связи для ВзКП осуществило НПП «Полет». Базой для создания послужили электронные средства военных серий, обладающие устойчивостью к радиации.
Отметим, что детальная информация по этому проекту строго засекречена и является государственной тайной. Внешние данные командного пункта хорошо известны – горбоносый Ил-80 могли увидеть все желающие на параде Победы в 2010 году, но наполнение лайнера техническими средствами держится в секрете.
Технические характеристики
Приведем находящиеся в свободном доступе летно-технические характеристики Ил-80:
Наименование | Показатель |
Модель лайнера | Ил-80 |
Длина | 59.54 метра |
Высота | 15.81 метра |
Размах крыла | 48.06 метра |
Масса взлетная | 208 тонн |
Скорость
крейсерская максимальная |
850 970 километров в час |
Потолок практический | 11000 метров |
Дальность полета без дозаправки | 3600 километров |
Силовая установка | 4 турбовентиляторных двигателя Кузнецов НК-86 |
Экипаж | 5 человек |
На самолетах имеется штанга для дозаправки во время полета, что многократно увеличивает время пребывания в воздухе.
Сравнение с аналогами
Первыми самолет на случай ядерного Апокалипсиса построили американцы. Знаменитый Boeing E-4B предназначается для спасения президента и высшего командования и осуществления руководства войсками в непрерывном полете над страной. Сейчас один из четырех самолетов E-4B постоянно готов к выполнению своих функций и следует за американским президентом, как ядерный чемоданчик.
E-4B
Поскольку другие страны о создании воздушных командных пунктов не сообщали, сравним наш Ил-80 с E-4B.
Показатель | Ил-80 | E-4B |
Длина | 59.54 метра | 70.5 метра |
Высота | 15.81 метра | 19.3 метра |
Размах крыла | 48.06 метра | 59.7 метра |
Взлетная масса максимальная | 208 тонн | 370 тонн |
Дальность полета | 3.6 километра | 11 километров |
Потолок | 11 километров | 14 километров |
Экипаж | 5 человек | 60-114 человек |
Двигатели
Тяга каждого |
4Х ТВД Кузнецов НК-86
127 кгс |
4Х General Electric семейства CF6
252.44 кгс |
Таблица демонстрирует некоторое превосходство американского Boeing над нашим самолетом Ил-80. Но, как известно, воюют не числом (размером, скоростью), а умением, поэтому эти преимущества весьма условны.
Применение самолетов
Потребность в ВзКП остается, так как угроза ядерной войны не исчезла. Проверить боевые качества Ил-80, по счастью, не удалось, но все самолеты находятся в постоянной готовности.
Самолеты экстренного реагирования проходят регулярное обслуживание, готовы к подъему в воздух в любое время.
Ил-80 относится к первому поколению командных воздушных пунктов и требует серьезной модернизации. Доработкой оборудования ВзКП занимается НПП «Полет». По имеющимся данным, ВС располагают сейчас 6-ю командными лайнерами (2 из них Ил-82).
По сообщениям военного командования, бортовое оборудование одного из самолетов с индексом RF-93642 полностью модернизировано в 2015 году.
Американцы, фанатично следящие за безопасностью первых лиц и обороноспособностью США, регулярно сообщают о новых вливаниях в модернизацию воздушных командных пунктов.
Наши Ил-80, разработанные в 70-е годы, давно требуют замены на более современные самолеты. Сообщается, что планируются работы по переводу «летающих штабов» на лайнер Ил-96-400. После завершения этого проекта у страны появятся ВзКП условно второго поколения.
Самолет Ил-80, созданный для стратегического управления войсками на случай ядерной катастрофы, продолжает нести службу. Модернизация с обновлением бортового оборудования, переводом на современные средства связи и защиты информации помогает поддерживать «летающий штаб» в постоянной боевой готовности.