Боинг Б-29 «Суперкрепость» — знаменитый американский бомбардировщик времен Второй мировой войны, созданный для борьбы с японским милитаристским режимом. Известен он тем, что с него на Хиросиму и Нагасаки были выпущены ядерные бомбы. Благодаря непревзойденным для своего времени техническим характеристикам, Boeing B-29 Superfortress, созданный талантливым конструктором Асеном Йордановым, стал лучшим тяжелым бомбардировщиком для дальних атак.
История создания
В феврале 1940 года американский производитель «Боинг» получил заказ на разработку бомбардировщика, который по техническим характеристикам должен был превзойти ранее созданный самолет В-17 «Летающая крепость». Запланированный летательный аппарат по специфике назначения должен был обозначаться как «супербомбардировщик».
Война была уже в самом разгаре, поэтому на начальный этап проектирования был отведен всего месяц. Выручило компанию «Боинг» то, что у нее уже было множество наработок по производству самолетов подобного типа. Плюс, производителю предоставили исследовательскую и техническую информацию по прототипу — самолету В-17.
Из всех наработок конструкторы выбрали проект №341, разрабатывать который начали с середины 1939 года. Этот бомбардировщик отличался фюзеляжем, составленным с использованием скрытых клепок, не выпячивающимися за обводы элементами и уникальным профилями, повышающими нагрузку на крылья. В апреле 1940-го появилась модель супербомбардировщика №345. Она имела несколько преимуществ перед базовой моделью №341: увеличенное бомбовое оснащение, более мощный оборонительный комплекс оружия, усиленную двигательную систему.
Модель бомбардировщика №345 получила эксплуатационный индекс ХВ-29. Начался следующий этап разработки самолета. 24 августа 1940-го был составлен контракт на создание 2-х прототипов бомбардировщика ХВ-29. Макет в полную величину был изготовлен в апреле 1941-го, через месяц был собран прототип. 21 сентября 1942 года самолет ХВ-29 впервые поднялся в воздух для испытательного полета.
Значительный временной промежуток между изготовлением макетов и прототипов говорит о возникавших сложностях и недоработках. Один из прототипов самолета даже разбился на испытаниях, экипаж погиб. Дорабатывать бомбардировщик приходилось регулярно. Поэтому открытие серийного производства приходилось многократно переносить на более поздний срок. Летом 1943-го прошли летные испытания предсерийных экземпляров самолета.
B-29
Выход в серийное производство
Серийное производство бомбардировщиков, которые к тому времени обрели название B-29 Superfortress, началось в 1943 году. На вооружение в армию США самолеты попали только весной 1944 года. Завершилось серийное производство в июне 1946 года. Всего было произведено 3965 бомбардировщиков B-29 Superfortress разных модификаций.
Весной 1942 года было решено расширить количество сборочных предприятий, поскольку ВВС США заказали более 1000 самолетов. Поэтому, помимо старого завода компании Boeing в Уичито в штате Канзас и нового предприятия в Рентоне в штате Вашингтон, были задействованы сборочные цеха других производителей. Это завод компании Bell Aircraft в Мариетте в штате Джорджия и завод компании Glenn L. Martin в Омахе в штате Небраска. Узлы и механизмы бомбардировщика B-29 Superfortress производились отдельно на смежных предприятиях Hudson, Briggs, Chrysler, Cessna, Goodyear и прочих.
Вот как распределялось производство:
завод Boeing в Уичито выпустил 1620 самолетов B-29; завод Boeing в Рентоне производил только модификацию B-29А; предприятие Bell в Мариэтте произвело 357 самолетов В-29, после чего перешло на производство модификации В-29В; предприятие Martin в Омахе выпустило 536 самолетов В-29.
В 1944-ом на заводе в Сиэтле планировали после завершения выпуска самолетов В-17 приступить к производству модификации бомбардировщика В-29С-ВО.
Было заказано 5000 экземпляров, но война закончилась, такое количество бомбардировщиков оказалось невостребованным, поэтому заказ был снят. С 1947-го в течение нескольких послевоенных лет завод Boeing в Рентоне выпускал B-50A-BN с усиленной двигательной системой.
Конструкция и ее преимущества
B-29 Superfortress — среднеплан с цельнометаллическим корпусом и одним килем. Конструкция фюзеляжа представляет собой полумонокок, разделенный на 6 отсеков.
Три отсека герметичные. Первый — кабина, где находятся 7 членов экипажа: два пилота, штурман, бортинженер, бортмеханик, оператор, бомбардир. Второй, хвостовой — кабина для трех артиллеристов. Третий — отсек для пулеметной установки. Первый и второй отсеки имеют единую воздуховодную систему. Задние отсеки негерметичные, там находятся бомбы и вспомогательная двигательная установка.
Крылья бомбардировщика B-29 прямые, имеют контур в форме трапеции. Шасси имеет 3 опоры и носовую стойку, при взлете убирается. Винты состоят из 4-х лопастей.
Силовая система самолета B-29 Superfortress представлена 4-мя поршневыми двигателями с воздушным охлаждением Wright К-3350. Мощность каждого — 2200 л.с. Это были не самые лучшие двигатели для своего времени, несмотря на многочисленные доработки. Они не были надежными, имели относительно небольшой эксплуатационный ресурс.
Эксплуатация
Впервые в ходе боевых действий B-29 Superfortress применили 5 июня 1944 года. Тогда армада из сотни бомбардировщиков атаковала железнодорожные пути в Бангкоке. Правда, 14 самолетов вернулись из-за неисправных двигателей, 42 машины вынужденно сели на ближайших аэродромах из-за нехватки топлива, а 5 бомбардировщиков разбились при неудачной посадке.
Уже в середине июня самолеты B-29 направили бомбить Японские острова. Первой целью 14 июня стало металлургическое предприятие на острове Кюсю. Правда, точно в цель попала лишь одна бомба. Далее бомбили маньчжурские и суматранские заводы, но тоже неудачно. Ситуацию изменил новый командующий — генерал Лимэй. Он в короткий срок организовал работу самолетов так, что в сентябре 1944 года в Маньчжурии бомбами удалось парализовать 1/3 промышленных производств.
Сначала бомбардировщики B-29 Superfortress вылетали с китайских аэродромов. Затем стало удобнее стартовать с индийских аэродромов, поскольку приходилось бомбить сингапурскую и сайгонскую приморскую инфраструктуру. С Индии самолеты вылетали до апреля 1945 года. В октябре 1944-го около сотни бомбардировщиков B-29 разместили на базе на острове Сайпан. С этой базы самолеты систематически бомбили цели на Японских островах.
Мощь и размах атак возрастали. С января 1945-го бомбардировщики B-29 стали совершать налеты ночью, выпуская зажигательные бомбы. Города Нагоя, Осака и Кобе превратились практически в пепелище. Количество бомбардировщиков все увеличивалось, прибыли для подкрепления самолеты из Индии и США. Количество бомбардировщиков B-29, атакующих Японию, увеличилось до 700.
Boeing B-29 Superfortress — первый и пока единственный в мире самолет, выпустивший ядерное оружие. Группу самолетов для этой операции сформировали в декабре 1944 года, а в апреле после длительных тренировок перебросили на базу на острове Тиниан. 6 августа 1945 года ядерное облако взметнулось над городом Хиросима, а 9 августа — над Нагасаки. В Хиросиме от радиации пострадали 129 тысяч человек, погибло 78 тысяч. В Нагасаки — 60 и 35 тысяч соответственно.
Налеты на Японию завершились 14 августа 1945 года. За время Второй мировой войны ВВС США потеряли 344 самолета Boeing B-29. Общая масса сброшенных фугасов составила 54900 т, зажигательных бомб — 109070 т. Также бомбардировщики сбросили около 12 тысяч морских мин.
После Второй мировой войны самолеты Boeing B-29 Superfortress стали основой образованного весной 1946 года Стратегического авиационного командования. С 1949-го бомбардировщики Superfortress постепенно стали заменять более современными В-50. В 1950 году 84 экземпляра B-29 было отправлено в Великобританию. Они состояли на вооружении Королевских ВВС до 1955 года. Три бомбардировщика, которые в военное время вынужденно приземлились на территории Советского Союза, стали базой для разработки модели Ту-4. Этот тяжелый бомбардировщик, практически идентичный американскому «родственнику», производили до 1952 года.
С 1950-го по 1953 год бомбардировщики Boeing B-29 использовали в войне в Корее. На территорию КНДР американцы сбросили 167 тысяч тонн бомб. В Корейской войне было потеряно 16 самолетов Superfortress по сведениям американцев. Если же верить советским данным, потери составили 69 бомбардировщиков.
Армия США продолжала эксплуатировать самолеты Boeing B-29 Superfortress до 1960 года. Отслужившие свой век летательные аппараты в 1970-е стали мишенями на военных учениях.
Модификации
Модификаций самолета Boeing B-29 Superfortress выпущено огромное количество. Фактически были созданы модели всех возможных назначений. Значительная часть модификаций была создана в послевоенные годы. Даже опытных и предсерийных моделей было несколько: XB-29E, XB-29G, XB-29H, XB-39, XB-44, YB-29, YB-29L, YB-50C, YKB-29T.
В военное время были созданы три модификации Boeing B-29:
B-29A — модель с измененной конструкцией для экономии запаса топлива и увеличенным размахом крыльев; B-29B — облегченный самолет с уменьшенным перечнем вооружения и оснащения; F-13A — фоторазведчик.
После войны появились следующие модификации:
B-29F — арктический самолет; B-29D — оснащенный двигателями R-4660; B-29L — с возможностью дозаправки при полете; CB-29K — транспортник; DB-29 — корректировщик мишеней; DB-50D — транспортировщик ракет XGAM-63; EB-29, EB-50A, EB-50D — транспортировщики самолетов; JB-50D — самолет-лаборатория; KB-29M, KB-29P, KB-50D, KB-50J, KB-50K — заправщики; P2B-1S, P2B-2S — противолодочные самолеты; RB-29M — разведывательный самолет; SB-29 — спасательная модель; TB-29, TB-50D, TB-50H — учебные модели; VB-29 — пассажирская модель для военного командования; WB-29, WB-50D, WB-50H — сборщики метеоданных.
Технические характеристики
Летно-технические характеристики самолета Boeing B-29 Superfortress представлены в таблице.
Длина | 30,2 м |
высота | 8,5 м |
размах крыльев | 43 м |
площадь поверхности крыла | 161,3 м |
пустая масса | 31800 кг |
максимальная взлетная масса | 61230 кг |
скоростной максимум | 600 км/ч |
практический потолок | 9700 м |
дальность полета с максимальной весовой нагрузкой | 2700 км |
перегоночная дальность | 8300 км |
время поднятия на высоту 7600 м | 38 минут |
стрелковое оружие | пулеметы 12×12,7 мм по 500 патронов |
бомбовое оружие | 40×227 кг, 12×454 кг, 8×907 кг, 4×1814 кг |