Характеристики самолета под маркировкой ЛИ-2 говорят о том, что это транспортное средство принадлежит к группе средств военно-транспортной авиации. Обозначение принято для официальных документов НАТО. Этот самолет появился во времена Второй мировой войны и эксплуатировался СССР до 1953 года. Во время ВОВ применялся как средство для перевозки пассажиров. Самолет перебрасывал диверсионные или партизанские группы.
История разработки
Конструкторское бюро легендарного Туполева закупило американский самолет «Дуглас-152». После осмотра и оценки технического состояния было принято решение о том, чтобы начать производство такого же средства на территории СССР. Лицензия обошлась советскому правительству суммой триста сорок тысяч рублей, контракт оговаривал, что на территории США будет осуществляться подготовка советских специалистов. Помимо этого была приобретена лицензия, а также экземпляр самолета последней модификации.
По сути, ЛИ-2 стал модификацией американской модели «Дуглас-2-152». Но после этого об этом уже никто не помнил. Самолет называли советским до конца производства после 1953 года.
С 1937 по 1938 год было закуплено еще восемнадцать экземпляров готового самолета, а также несколько комплектов для сборки на территории Советского Союза.
Главным конструктором был назначен Мясищев, а бригада конструкторского отдела стала называться специальным конструкторским бюро. Перед служащими специального бюро стояла задача по выполнению плана, поставленного высшим руководством страны. Самолеты должны были быть собраны, укомплектованы, а также должно было вестись всестороннее обслуживание. Производство самолета велось на территории подмосковных Химок.
Самолет адаптировали к реалиям СССР. Сначала системы координат были полностью переведены на метрическую систему, затем были перебраны узлы с учетом советской системы прочности, внедрены изменения, касавшиеся качеств мотора.
Известно, что Мясищев был арестован НКВД по подозрению в антисоветской деятельности. Он признал этот факт, поэтому был отправлен под арест, но к работе по-прежнему допускался.
Осенью 1938 года собрали первый вариант из того комплекта, который был куплен у американцев. После испытаний государственная инспекция выставила положительную оценку. Серийное производство развернули летом 1939 года. За короткий срок изготовили 6 вариантов.
Конструкция отличалась от американского аналога. Например, было сконструировано предельно простое и легкое по весу радио. Навигационное оборудование тоже упростили, но планер был тяжелее, а моторы показывали более низкие показатели.
К началу 1972 года модели ЛИ-2 были на вооружении 28 летных отрядов гражданской авиации. Пассажиров перевозили 23 отряда. Одновременно проводилось прекращение использования самолетов, оставшихся на вооружении.
К 1976 году перевозками пассажиров занимались ЛИ-2, которые принадлежали Читинскому и Петропавловскому округу. Самолеты выполняли только местные рейсы.
Полостью эксплуатировать ЛИ-2 закончили к концу 1976 года. Известно, что на территории Китая руководство использовало эти модели еще на протяжении 10 лет.
Модификации
ПС-84, как один из модификационных вариантов, начали выпускать в 1940 году. Тогда производство стартовало в Казани вместо выпуска модели ТБ-7. Когда началась война, то здесь помимо производства ПС-84 делали ремонт ИЛ-2. С 1942 по 1945 год было произведено 2 тысячи самолетов под общей маркировкой ЛИ-2.
С 1946 года начался выпуск унифицированных видов. Это пассажирский ЛИ-2 и самолет для транспортных перевозок ЛИ-2Т. Выпуск модификаций на заводе Ташкента был прекращен в 1953 году. Тогда его заменили на ИЛ-14.
Технические характеристики самолета
Цельнометаллический корпус с низкорасположенным крылом, шасси с хвостовым колесом. На самолете установлены два мотора типа АШ-62ИР.
Летные характеристики модели:
скорость у поверхности земли – 300 километров/ час; скорость на высоте – 290 километров / час; потолок высоты – 5600 метров; максимальный крен составляет 30 градусов; длина разгона – 400 метров; скорость отрыва от поверхности земли составляет 135 километров / час; длина пробега составляет 390 метров.
Известно, что максимальный вес при любых типах взлета не должен превышать 10700 килограмм. Вес пустого самолета составляет около 7300 килограмм. Для коммерческих грузов действует допущение при перевозке – 1500 килограмм.
Вооружение
Весной 1942 руководство страны приступило к формированию авиационного полка дальнего действия. Когда стало ясно, что зафиксирована нехватка бомбардировщиков, то выходом стало переоборудование того летного материала, который есть в наличии.
Так, ЛИ-2 постепенно превратился в ночной бомбардировщик. Потребовалось наличие штурмана, что стало проблемой. Гражданские варианты не имели места для размещения штурмана. Помимо этого переоборудование предусматривало установку боеприпасов.
Неудачное расположение прицела в случае полета со сносом влево осложняло прицельное бомбометание, поэтому постепенно перешли к практике ударов по площадным объектам типа железнодорожных узлов и аэродромов.
Стрелковые точки монтировали на задних окнах грузовой кабины. Внутри заводов переделывали много: ставили пулемет Березина, прорезали люк, монтировали самодельные створки, а грузовой отсек вмещал сооруженную конструкцию, на которую устанавливали кассетные бомбодержатели. Пулемет устанавливали крайне неудобно. Пулеметчику, чтобы наводить прицел, приходилось высовывать голову из кабины.
Но кардинально переделанные ЛИ-2 уже не могли использоваться как транспортные машины. Тогда самолет использовали как средство для перевозки грузов, переброски партизан, а также десантирования групп реагирования. Но основным назначением оставалась перевозка военных грузов. Для этого было достаточно всего двух членов экипажа.