Истребитель Ла-9 — образец послевоенного советского самолетостроения. От предшественников он отличался усовершенствованным корпусом, меньшим весом и большим количеством вооружения. Летные показатели улучшились, благодаря изменениям в технических характеристиках самолета Ла-9, хотя по описанию он похож на Ла-7. Срок его службы был недолгим, так как монопланы вскоре вытеснили самолеты с реактивным двигателем.
История разработки и испытания
В конце Великой Отечественной войны конструкторское бюро С. А. Лавочкина столкнулось с важной проблемой. Самолеты Ла-7 с деревянным корпусом быстро выходили из строя. Они портились от дождя, были непригодны для полетов в плохую погоду и стоянки под открытым небом. Инженеры нашли логичное решение — заменить дерево более устойчивым к неблагоприятным условиям материалом.
В 1945 году прототип новой модели под номером 120 показал хорошие результаты, но его подвел новый двигатель. За время пробных полетов пришлось заменить пять агрегатов. В целом картина получилась смазанной, и испытания остановили.
Следующая модель с доработанным двигателем получила номер 126 и новую конструкцию крыла. Окончательным вариантом стал самолет 130, собранный на авиастроительном заводе №21 «Сокол» в Нижнем Новгороде. Заводские испытания проходили на заводе №301 в московских Химках. Машина успешно прошла тридцать полетов.
В июне 1946 года модель 130 испытывали и доводили до готовности в НИИ ВВС, так как в КБ С. А. Лавочкина возможности были ограничены. В числе доработок был расчет оптимальной нагрузки на рычаг управления, очередная замена двигателя и повышение устойчивости. Финальные испытания прошли успешно в октябре 1946 года.
Конструкция самолета
Модель истребителя-моноплана 130 получила название Ла-9. Корпус самолета был цельнометаллическим. Крылья ламинарного профиля оснастили посадочными щитками, расположенными под углом 60 градусов, и элеронами «Фрайз» с аэродинамической компенсацией в 25 процентов.
Самолет Ла-9 оснастили мощным двигателем АШ-82ФН с непосредственным впрыскиванием топлива.
Центральный бак для топлива был сделан из жесткого металла, а центропланные и консольные баки — из мягкого материала. Фюзеляж состоял из передней и хвостовой части, соединенных в четырех узлах болтами. Шпангоуты обеих частей были изготовлены из листов дюралюминия. В хвостовой части имелись стрингеры и четыре лонжерона.
В передней части на сварной ферме крепился двигатель, вооружение и располагалась кабина пилота. Раздвижной фонарь защищало бронестекло. Средняя часть отодвигалась лебедкой и при аварийной ситуации отбрасывалась в полете с помощью специального устройства.
Вертикальное хвостовое оперение состояло из руля поворота и киля, слитого с фюзеляжем. Цельнометаллический каркас хвостового оперения был обтянут прочной тканью перкалью.
Опоры двухстоечного шасси самолета Ла-9 оснащались масляно-пневматическими амортизаторами, а колеса — двухсторонними пневматическими тормозами. Хвост тоже покоился на опоре с колесом. При взлете все шасси убирались внутрь фюзеляжа.
Вооружение
На самолет Ла-9 устанавливали четыре синхронные пушки НС-23с с запасом патронов. Истребитель считался передовым по мощности вооружения в конце 40-х годов. С помощью пневмоэлектрического управления пилот мог стрелять из пары верхних или нижних пушек, а также открывать огонь одновременно из четырех орудий.
Конструкция пушки НС-23с разработана инженерами А. Э. Нудельманом и А. Сурновым в ОКБ-16 на базе пушки НС-37, но под новый патрон с уменьшенным зарядом. Благодаря оснащению штатного противотанкового патрона переобжатой под меньший калибр гильзой и новым звеном снизилась начальная скорость снаряда, отдача и габариты орудия.
Пушка НС-23с испытывалась на истребителе Як-9 и была принята на вооружение в 1944 году. Ее технические характеристики:
Критерий | Значение |
Тип орудия | Одноствольное автоматическое |
Калибр | 23 миллиметра |
Тип отдачи | Короткий ход ствола (меньше хода затвора) |
Общая длина орудия | 1985 миллиметров |
Высота | 256 миллиметров |
Ширина | 165 миллиметров |
Длина ствола | 1450 миллиметров |
Вес орудия | 37 килограмм |
Скорость стрельбы | 600 выстрелов в минуту |
Начальная скорость патрона | 700 метров в секунду |
Вес снаряда | 200 грамм |
Тип патронов | Бронебойно-зажигательный
Осколочно-зажигательный |
Запас патронов | 600 штук |
В самолете Ла-9 использовали оптический прицел АСП-1Н, разработанный в ОКБ-16. По конструкции он был аналогичен прицелу МК-2Д, который попал в СССР вместе с поставленными в военные годы английскими истребителями.
Преимущества, недостатки, особенности
Кабина самолета Ла-9 была лучше оборудована, чем у его предшественника. Пилот пользовался радиополукомпасом (РПК), авиагоризонтом, полукомпасом, аппаратом опознавания «свои-чужие» СЧ-3М. Также в кабине имелся радиоприемник РСИ-6М и передатчик РСИ-6.
При перегрузках пилот мог дышать с помощью кислородного прибора КП-14 с запасом кислорода в баллоне на 4 литра.
Преимущества самолета Ла-9:
благодаря металлическому фюзеляжу машина стала легче на 150 килограмм; появились удобные основные рычаги управления; повысилась устойчивость при взлете и наборе высоты; аппарат лучше слушался руля благодаря удалению предкрылков, которые в модели Ла-7 выдвигались несинхронно и мешали управлению.
Во время испытаний пилоты отметили удобное положение кресла в кабине, благодаря которому длительный полет не вызывал сильной усталости. Обзор из кабины истребителя Ла-9 был лучше, чем у американского «Тандерболта» и немецкого ФВ-190.
Заостренный носик центроплана улучшил штопорные свойства машины. Главное преимущество истребителя Ла-9 перед Ла-7 и Як-9 — высокая продолжительность и дальность полета. При большем запасе топлива он мог сопровождать бомбардировщики на протяжении всего радиуса их действия. Также Ла-9 мог максимально выполнять боевые задачи даже в плохую погоду благодаря более мощному огневому залпу.
Недостатки истребителя:
отсутствие автоматической винто-моторной группы; задний обзор затрудняла антенна; скорости не хватало для пикирования; не оснащался светом для ночных вылетов; уступал в маневренности истребителю Як-3.
Самолет оснащался смешанной системой управления: жесткой тягой регулировался руль высоты и элероны, а с помощью тросов двигался руль направления. На истребителе Ла-9 устанавливали фотопулемет «Файрчайлд» шестого типа.
Выход в серийное производство
Истребитель Ла-9 производился с 1946 по 1949 год на заводе «Сокол». В 1947 году на вооружение ВС СССР были приняты тридцать самолетов. Устройство машин совершенствовали без отрыва от производства. К 1948 году и 197 поправок спустя появилась учебно-тренировочная двухместная модель УЛа-9. Ее производили на заводе в Улан-Уде до 1948 года.
Самолет Ла-9М с увеличенной дальностью полета позже стал прототипом Ла-11. У истребителя Ла-9РД появились два пульсирующих воздушно-реактивных двигателя, спроектированных конструктором В. Н. Челомеем. При этом самолет потерял в маневренности, дальности полета и взлетно-посадочных характеристиках. В 1947 году на авиапараде в Тушино шум его реактивных двигателей оглушил толпу.
За три года производства из заводских ангаров вышли 1882 истребителя Ла-9 в боевом и тренировочном варианте.
Эксплуатация
Первая партия самолетов Ла-9 проходила испытания на аэродроме в Теплом стане. Истребитель находился в эксплуатации Воздушных армий в Польше, Румынии, Маньчжурии и в Московском военном округе. Советский Союз поставлял самолеты Ла-9 в Китай. Там их использовали до конца 50-х. В СССР истребители сняли с вооружения в 1952 году.
Во время эксплуатации случались поломки. В 1948 году частой проблемой были сломанные шасси. При посадке одна из стоек уходила внутрь фюзеляжа при соприкосновении колес с землей.
В 1951 году на вооружении советских ВВС состояли 640 истребителей Ла-9. Часть самолетов переделывали в учебно-тренировочные, часть поставляли за рубеж. Рабочие истребители приспособили к ночным полетам с помощью светотехники.
ЛТХ
Самолет Ла-9 комплектовался одним парашютом. Пилот внутри кабины был защищен бронированной стенкой толщиной 8,5 миллиметра. Кресло из дюралюминия с мягкой спинкой регулировалось по высоте, а под сиденьем был уложен парашют.
Летно-технические характеристики истребителя:
Критерий | Значение |
Длина | 860 сантиметров |
Высота | 360 сантиметров |
Размах крыльев | 10 метров |
Площадь крыла | 18 квадратных метров |
Номинальный вес | 2600 килограмм |
Масса при взлете | 3400 килограмм |
Максимальный вес на взлете | 3700 килограмм |
Тип двигателя | 14-цилиндровый
Звездообразный |
Вес двигателя | 868 килограмм |
Объем двигателя | 41,2 литра |
Мощность двигателя | 1850 лошадиных сил
2500 оборотов в минуту |
Время разгона двигателя | 5 минут |
Система охлаждения | Воздушная |
Тип топлива | Бензин |
Скорость самолета на высоте | 700 километров в час |
Крейсерская скорость | 380 километров в час |
Скорость у земли | 640 километров в час |
Скорость подъема при взлете | 24 метра в секунду |
Дальность полета | 1700 километров |
Предельная высота полета | 11000 километров |
Количество топливных баков | 5 штук |
Объем центрального бака | 270 литров |
Объем центропланного бака | 210 литров |
Объем консольного бака | 60 литров |
Размер основных колес | 600х200 миллиметров |
Размер хвостового колеса | 300х125 миллиметров |
Количество пушек | 4 штуки |
Экипаж | 1 пилот |
В XXI веке истребитель Ла-9 является раритетным образцом авиатехники. Его можно увидеть в музеях авиации в Румынии и Китае. В 2001 году самолет, бывший в эксплуатации в китайских ВС, восстановила компания Pioneer Aero Restorations из Новой Зеландии. Отреставрированный Ла-9 поднимался в воздух на авиашоу в городе Уанака. Позже он отправился к частному коллекционеру в США.