На смену ближнемагистральному самолету-транспортнику АН-178 пришел ИЛ-76 МД, предназначенный для межрегиональной транспортировки войск и военной техники. По проекту последний самолет должен был летать на более высокой скорости и большей высоте. Какие же характеристики имеет военно-транспортный ИЛ-76 МД? Для каких целей вообще предназначена современная модификация этого воздушного судна?
Описание и предназначение
Предназначение самолета ИЛа-76 – переброска тактического воздушного десанта по воздуху в тыл противника для выполнения боевой задачи. Также аппарат должен доставлять армии срочные грузы, военную технику (в том числе бронетранспортеры и танки), перевозить раненых. При оснащении самолета специальным оборудованием, он может использоваться для тушения лесных пожаров. Первый опытный летательный аппарат был создан в 1981 году, а первый вылет состоялся 6 марта этого года. С лета 1984 года самолет начал поступать на вооружение.
ИЛ-76 МД представляет собой автономный летательный аппарат, который может летать под управлением автоматики и не нуждается во вмешательстве пилотов. В течение нескольких месяцев машина способна выполнять задания далеко от «родного» аэродрома» и обслуживаться лишь экипажем. По сравнению с моделью-предшественницей, в аппарате 76 МД сохранили все системы, силовые установки и вооружение. В конструкцию планера внесли только коррективы, связанные с наращиванием ресурса и взлетной массы.
Подобное усовершенствование позволило улучшить дальность полета и увеличить максимальную транспортную нагрузку на 40 %. Система опор самолета ИЛ-76 МД в отличие от предыдущей модели располагается не вдоль, а поперек, что улучшает взлетно-посадочные параметры на грунтовых аэродромах. Для того, чтобы в нишу шасси не попадала грязь, во время взлета и посадки она автоматически закрывается. На аппарате ИЛ-76 МД предусмотрены закрылки с тремя щелями, оснащение специальными приспособлениями для десантирования людей и техники.
Основные узлы самолета резервированы в несколько раз больше по сравнению с ИЛ-76 М. Бортовые системы и механизмы, предназначенные для выполнения всех задач, связанных с транспортировкой и десантированием, включают в себя:
комплекс, предназначенный для решения задач навигации и применения оружия; оборудование, предназначенное для ведения двухсторонней радиосвязи между экипажем самолета и наземными пунктами управления; оборудование, позволяющее производить десантирование личного состава и грузов в парашютном и посадочном вариантах.
История самолета
После того, как в 1967 году генеральный советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин утвердил разработку аппарата, к работе над его изготовлением приступил доктор технических наук конструктор Генрих Васильевич Новожилов. Эскизное проектирование выполнил советский конструктор самолетов Дмитрий Владимирович Лещинер. Методы размещения оборудования, десантуры и вооружения были проверены на макете заслуженным военным летчиком Георгием Николаевичем Пакилевым.
Первый прототип аппарата собрали на Московском заводе и 27 марта 1971 года пилоты и механики под руководством заслуженного летчика-испытателя Эдуарда Ивановича Кузнецова перегнали летательный аппарат на аэродром Раменское. В этом же году самолет демонстрировали на международном авиационном салоне во Франции. Военные испытания аппарат проходил под Нижним Новгородом, а в мае 1975 года заслуженный летчик-испытатель Александр Михайлович Тюрюмин поднял в воздух первую серийную модель ИЛ-76.
Особенности конструкции
Облик летательного аппарата был выполнен по обычной схеме: компоновка изготовлена в виде Т-оперения и высокого расположения хвоста. Элементы, обеспечивающие подъемную аэродинамическую силу, оснастили мощной механизацией. Стабилизатор установили в верхнюю часть киля, который имеет руль направления с небольшой отклоняющейся поверхности в элероне летательного аппарата. А модификация серворуля позволила уменьшить шарнирный момент.
На подкрыльевых пилонах расположены 4 турбовентиляторных двигателя на базе генераторов ПС-90А. Самолет может транспортировать грузы до 60 т на расстояние 4, 2 км. При использовании летательного аппарата в качестве десантного варианта, здесь могут располагаться 245 солдат или 126 десантников в полной экипировке.
Летно-технические характеристики
На аппарате ИЛ-76 МД установлено радиоэлектронное оборудование, обеспечивающее пилотирование и навигацию. Все устройства в самолете оснащаются в соответствии с требованиями о Конвенции Международной Авиации. Конструкторы подготовили ряд изменений в ИЛ-176, где предусмотрено размещение многофункциональных экранных индикаторов на основе жидких кристаллов, куда будут полностью выводиться все пилотажно-навигационные данные.
Основные характеристики модификации ИЛ-76 МД:
Параметры | Значение |
Расстояние между плоскостями, параллельными плоскости симметрии крыла, и касающимися его крайних точек | 50 м 50 см |
Длина | 46 м 49 см |
Высота | 14 м 76 см |
Площадь проекции крыла на базовую плоскость | 300 квадратных метров |
Масса пустой снаряженной машины | 92 т |
Допустимая масса самолета с запасом топлива | 190 т |
Допустимая масса полезных предметов на борту вместе с самолетом | 48-50 т |
Расход топлива | 109480 л |
Тип авиамотора | 4 ТРДД Д-30КП сер.2 |
Воздушная максимальная скорость | 850 км/ч |
Скорость полета в пути | 750-800 км/ч |
Дальность полета с грузом 20 т | 7200 км |
Дальность полета с грузом 50 т | 4200 км |
Максимальная высота реального применения | 12000 м |
Применение
Ни одна задача ВДВ не обходится без прыжков с парашютом. Десантники высаживаются с самолетов в точках потенциально локальных конфликтов. В воздушно-десантных войсках с большой ответственностью относятся к подготовке молодых кадров в «крылатой пехоте». Ни один солдат без прохождения тщательной подготовки не будет допущен к исполнению тренировочных прыжков. Все ребята ВДВ-шники проходят специальную подготовку, совершают тренировочные и боевые прыжки именно с аппарата ИЛ-76 МД.
В этом самолете предусмотрены все меры для безопасной выброски личного состава группы. В механизированном люке носовой части фюзеляжа предусмотрены «светофоры». Зеленый – «пошел прыгать», желтый – «приготовиться», красный «отбой команде». Если включается желтый свет, срабатывает сирена, которая звучит до тех пор, пока последний военный парашютист не спрыгнет с борта.
В самолете ИЛ-76 МД можно почувствовать себя и настоящим астронавтом, парить в невесомости. Поэтому самолет часто используют в качестве уникального тренажера. Тренировки для будущих космонавтов на борту самолета проводятся в течение 25-30 секунд. В ходе тренировочно-испытательных работ в специальной лаборатории ИЛ-76 МД будущие покорители космоса проводят технические и медицинские эксперименты, совершенствуют программно-методическую базу проведения ИТР в условиях кратковременной невесомости.
Самолет набирает высоту с перегрузкой и достигает кратковременной невесомости. Ее длительность составляет примерно 22-25 секунд. Принять участие в такой тренировке могут не только космонавты, но и обычные люди. Самое главное, чтоб со здоровьем проблем не было. Кроме тренировок и «полетов для туристов-адреналинщиков» самолет-лаборатория ИЛ-76 МД используется для научных экспериментов.
Их главная задача, понять, насколько определенное устройство способно функционировать в невесомости перед отправкой его в космос. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения неполадок или неправильной работы в невесомости была возможность исправить это.