Як-18Т – это логическое развитие самолета тандемной схемы. Его характеристики схожи с моделью 18ПМ. В результате глубокой модернизации получилась машина, рассчитанная на 4 пассажиров. Идея оказалась очень удачной. И самолет, способный нести до 400 кг груза, стал востребованным. Массово производился с середины семидесятых. Остается в строю до сих пор.
Описание и история создания
Самолет Як-18Т – это легкая машина с фюзеляжем «полумонокок», комбинированным размещением пассажиров в кабине. Основные узлы, внешний вид у самолета – от другой модели КБ. За основу конструкторы взяли другой «Яковлев», 18ПМ. Поэтому стоит сначала рассказать о нем.
Тандемная схема размещения экипажа в кабине самолета (инструктор/обучаемый) сложилась в авиации давно. Стала привычной. Мало кто задумывался, что ее пора менять. Однако опыт показал: рядное размещение кресел способствует наилучшему контакту между курсантом и тренером.
Як-18ПМ, базовая машина, появился в пятидесятых. Самолет пришел на смену трудяге У-2. И стал основой для последующих модификаций. Некоторые источники утверждают, что «тэшка» – это совсем другая машина. Имеющая мало общего с линейкой Як-18. Действительно, новый самолет выглядит более современно. Хотя основные узлы, агрегаты в нем – от Як-18ПМ.
Фюзеляж пришлось полностью переработать. Кабина рассчитана не на одного, двух, а четырех пассажиров. Для изготовления самолета использован металл. Двери – автомобильного типа. Центроплан связан с фюзеляжем. Пилотажное оборудование заменили, заодно установив спаренные штурвалы.
Изначально установленная двигательная установка М-14П поршневой конструкции обладала мощностью в 300 лошадиных сил. Позже двигатель стал мощнее. 360 «лошадок». Впервые общественность увидела Як-18Т в Ле-Бурже, на всемирной выставке. Самолет на тот момент существовал в единственном экземпляре. Даже не имел окраски, опознавательных знаков. А уже после авиасалона начались испытания.
В процессе обкатки, как водится, выявились «детские болезни». «Тэшка» излишне реагировала на руль высоты, движение элеронов. Это объяснялось следующим: самолет ПМ был пилотажной моделью, а основные узлы новая машина получила именно от него. Также комиссия высказывала претензии к лобовому обтекателю.
После доработки самолет предстал на повторную приемку, испытания. На этот раз все прошло удачно. И Як-18Т запустили в серию. Интерес к машине повторно возник в девяностых, когда СССР распался. Вновь образованная ФЛА, федерация авиаторов-любителей, по достоинству оценила ЛТХ машины. Выпуск модели был возобновлен в 1992 году.
Технические характеристики
Напрасно полагать, что ЛТХ Як-18Т полностью совпадают с данными ПМ. С ними можно ознакомиться ниже:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Миллиметров | |
Длина | 8354 | |
Высота | 3400 | |
Размах крыльев | 11160 | |
Двигательная установка | — | 1хПД АИ-14 (М-14П) |
Мощность | Лошадиных сил | 360 |
Вес самолета | Тонн | |
«Пустой» | 1,219 | |
Взлетный (максимум) | 1,685 | |
Полезный (максимум) | 0,446 | |
Скорость | Километров в час | |
Крейсерская | 210-250 | |
Максимальная | 300 | |
Скорость подъема | Метров в минуту | 300 |
Пробег | Метров | 250 |
Дальность полета | Километров | 900 |
Потолок (практический) | Километров | 5,52 |
Запас топлива | Килограммов | 360 |
Экипаж | Человек | 1/2 |
Первый полет машины состоялся в 1967 году. Всего было выпущено более 700 самолетов. Як-18Т может нести нагрузку в 3 пассажиров (до 400 килограммов).
Особенности конструкции
Як-18Т – это биплан из алюминиевого сплава, у которого фюзеляж образует единую конструкцию с центропланом. Кабина рассчитана на 4 человек. Машина является завершающей в серии модификаций «восемнадцатых». Топливные баки размещены в крыльях.
Двигательная установка – поршневого типа, предназначенная для легких машин. Схема шасси – трехколесная: одно колесо по центру, под носовой частью. 2 остальных – под крыльями. Большие распашные двери в будущем стали предметом споров. Дело в том, что в холодном климате раскрытие створок приводило к быстрому остыванию кабины. Данный недостаток не помешал эксплуатировать «тэшку». И попытаться создать на базе самолета несколько модификаций:
Як-18СТ. Санитарная модель. Кабина была переделана таким образом, что в нее помещался больной с санитаром (плюс пилот). Серийный выпуск не состоялся. Як-18Т. Грузовой вариант. Планировался для доставки почты, грузов. Предусматривалась также версия для лесного патрулирования. Оба проекта не были реализованы.
Кроме того, с 1997 года выпускалась модификация СМ-94 (разработка концерна «Техноавиа»). Позднее был создан 6 местный вариант СМ-2000, получивший турбовинтовую двигательную установку. Производится до сих пор.