Важными авиационными боевыми единицами военно-морского флота РФ являются противолодочные патрульные воздушные судна. Самолет Ту-142, необходимый для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, разработан для борьбы с современными субмаринами. Какими же характеристиками обладает Ту-142 «Туполев» и каким требованиям отвечает самолет?
История разработки
Самолет дальней авиации для обнаружения плавсредств, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении, был создан в конструкторском бюро имени Туполева в начале 1950-х годов. Поисково-прицельный комплекс и комплект боеприпасов для поражения субмарин был скопирован с самолета Ту-95. Первый вылет готовый Ту-142 совершила 11 ноября в 1955 году. За штурвалом был советский летчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелет.
При проектировании воздушного судна конструкторы применили новую систему главных стоек шасси со спаренным креплением 12 колес на тележке. Кроме того, в Ту-142 начали применять закрылки с разделением на две части. Такая конструкция улучшила взлетно-посадочные характеристики судна, дали возможность подниматься и садиться самолету на грунтовые аэродромы. Конструкторы увеличили площадь крыла, оснастив его современными профилями. Для лучшего управления агрегатом увеличили отношение площади руля высоты к горизонтальному оперению.
По состоянию на 1991 год на вооружении Военно-воздушных сил Российской Федерации было 60 единиц Ту-142, которые несли и несут службу в Северной морской и Тихоокеанской флотилии. До 1990 года несколько самолетов были на вооружении Кубы и Вьетнама. В 1992 году с возникновением спроса на грузовые мощности, самолет оснастили оборудованием для транспортировки грузов весом до 20 т. Несколько лет раньше 8 авиамашин Ту-142 приобрела Индия. С 2020 года различные модификации самолета дальней авиации используют в морской авиации РФ.
Выход в серийное производство
Первый опытный образец самолета Ту-142 поднялся в небо 18 июля 1968 года. В сравнении с предшественником турбовинтовиком Ту-95, прототип не имел турельной установки под фюзеляжем и над ним. Аэродинамический обтекатель был гораздо меньше и установлен вместо огромной диэлектрической оболочки для защиты антенных систем. Весной 1970 года первые серийные самолеты поступили на службу в противолодочные войска ВМФ Советского Союза для оценки летно-технических характеристик.
Разработка подлодок с беспрецедентной бесшумностью и опыт использования средств и сил ПЛО показал, что гидроакустические буи не справляются с поставленными задачами. А вот буи для обнаружения подводных лодок по создаваемому субмаринами шуму и передачи его по радиоволнам нашли свое применение. Поэтому в Ту-142 «Туполев» соединили возможности этих средств поиска подлодок вместе со станцией «Коршун». Основное предназначение самолета – обнаружение взрывоопасных предметов с электронной начинкой.
Первый Ту-142 успешно поднялся в воздух 18 июня 1968 года, второй прототип взлетел 3 сентября, третий 31 октября. Однако передать судно на ГСИ получилось только в 1970 году. В итоге «своего первенца» Таганрогский завод выпустил в 1975 году. Последняя модифицированная модель самолета покинула сборочный цех в 1994 году. Всего за 26 лет серийного производства было изготовлено около ста воздушных суден Ту-142 различных модификаций.
Конструкция самолета
Отталкиваясь от базы двух летательных аппаратов Ту-96 МС и Ту-142 М, конструкторы создали агрегат для разведывательных действий и умения быстро и правильно указывать цели и ориентиры – Ту-142 МРЦ. Чтобы превратить старый аппарат в технически передовую боевую единицу «туполевцам» пришлось потратить большое количество сил и средств. Главным инструментом успеха в этом смысле стала цифровая интеграция — процесс переноса большей части оснащения от «старичка» Ту-214Р на «старую» базу турбовинтового самолета.
Передняя кабина судна двухэтажная и герметическая. Ее верхняя часть предназначена для работы и отдыха экипажа, установки радиоэлектронного оборудования. В нижней части предусмотрено три технических отсека. Среднюю часть корпуса летательного аппарата Ту-142 занимают два модуля вооружения, в которые устанавливают средства для поиска и поражения подводных плавательных крейсеров. Это могут быть:
морские аварийные радиобуи и авиационные радиомаяки; торпеды; мины; бомбы; ракеты; другое вооружение.
Задняя герметичная кабина вмещает в себе пушечные установки с двуствольной автоматической авиационной пушкой ГШ-23 и авиационной АМ-23. В ее верхней части располагается радиолокационный комплекс «Криптон» для выпуска управляемых крылатых ракет. Компоновка самолета с кессонным крылом изготовлена в виде единого целого с фюзеляжем. Топливные баки установлены от конца крыла до фюзеляжа.
Технические характеристики
Шасси первых машин «туполевцев» представляло собой сложную конструкцию из 12 колес на одной стойке. В них были предусмотрены многодисковые гидравлические тормоза. В дальнейшем конструкторы унифицировали самолет, имеющий на данный момент следующие характеристики:
Параметры | Значение |
Экипаж | 10 человек |
Размах крыла | 50 м 200 см |
Длина | 51 м 550 см |
Высота | 14 м 700 см |
Масса пустого судна | 93 т 891 кг |
Полная взлетная масса | 185 т |
Максимально допустимый взлетный вес | 187 т |
Тип мотора | Турбовинтовой с соосно вращающимися винтами противоположного вращения |
Развитие максимальной скорости на высоте | 855 км/ч |
Конкретная скорость самолета в пути | 855 км/ч |
Взлетная скорость | 300 км/ч |
Скорость в момент касания шасси взлетно-посадочной полосы | 270 км/ч |
Боевая дальность | 5200 км |
Путь, проходимый от старта до точки отрыва от земли | 2300 м |
Применение
О работе подразделений Морской авиации, предназначенных для уничтожения подводных лодок противника на море, совсем недавно писала пресс-служба Министерства обороны. В 2021 году экипажи противолодочного полка дальнего действия с задействованием самолета Ту-142 много раз выполняли задания в Атлантике и Арктике. Все проводимые вылеты осуществлялись в соответствии с нормативами и договорами без нарушения чужих границ.
Пилоты патрулировали территорию, искали субмарины потенциального врага. Также они проводили военные и стратегические цели для добывания сведений о противнике с помощью радиоэлектронных средств. Вели ледовую разведку, чтобы снизить риски для судоходства. Средняя продолжительность вылета самолета Ту-142, по последним данным составляет, 10 часов, а дальность полета – 7200 км.
Благодаря Ту-142 были возобновлены полеты над Арктикой по различным программам. Так, в 2018 году авиационные машины выполнили перелет через полюс к берегам Северной Америки. Все полеты самолеты совершали в виде патрулирования северной части Атлантики и Северного Ледовитого океана.