Взглянув на американский высотный самолет-разведчик «Локхид У-2», может показаться, что машина несовременная и несуразная. Изначально идея создания Lockheed U-2 была в виде временного проекта, самолет был рассчитан максимум на четыре года эксплуатации. Из-за сложности управления судном погибало много пилотов. Но после его появления «на свет» прошло более полувека, и оно до сих пор продолжает служить в виде «всевидящего» ока Соединенным Штатам.
Что это такое
Уникальный по внешнему виду американский шпионский летательный аппарат У-2 изначально создавался по заказу гражданских лиц. Разработкой машины U-2 занимались ученые-исследователи Гарвардского и Массачусетского технологического института США. При этом среди них не было ни одного инженера-авиаконструктора.
Американский самолет прозвали «бесполезная двойка», но одновременно в истории США он оказался самым значимым. Несколько американских военных экспертов полагают, что Lockheed U-2 спас государство от участия в ядерной войне между США и СССР в 1962 году.
И хотя полеты американского У-2 над Советским Союзом закончились грандиозным скандалом – чудо американской техники сбили на его территории 1 мая 1960 года. Машина U-2, напичканная разведывательной аппаратурой, доказал, что американцам не о чем переживать. Тысяч бомбардировщиков, которые якобы стояли в СССР полной боевой готовности для нападения на США, просто не существовало.
Прослужив Америке более шестидесяти лет, разведывательный самолет У-2 не собирается «уходить на пенсию», до сих пор является самой востребованной машиной ВВС США. Его последняя модификация U-2S продолжает совершать полеты с современной аппаратурой, о которой не мог бы и мечтать предшественник. И даже спутники дистанционного зондирования США, которые могут прочесть с космоса заголовки газет и выполнять разведывательные задачи, не смогли стать полноценной заменой самолету U-2. Настоящим преемником станет лишь беспилотник, основанный на платформе модификации американского U-2R.
История разработки
О том, что Америке нужно создать «не сбиваемый» самолет-шпион, правительство начало вести разговоры в 1950 годах. По словам президента США Дуайта Дэвида Эйзенхауэра, не должно быть повторения Перл-Харбора. Поставленную перед американскими инженерами задачу удалось решить очень быстро. Проект «У-2» поручили авиаконструктору Кларенсу Джонсону, который только недавно закончил работу над строительством реактивного истребителя Локхид F-104 «Старфайтер».
Идея Кларенса состояла в том, чтобы спроектировать недосягаемый для средств ПВО и радаров самолет. Для этого машина должна подниматься на высоту не менее 20 км. Американский конструктор решил задачу с высотностью при помощи больших размахов крыльев и небольшой массы. В шутку Джонсон говорил, что на каждый 500 г веса его самолета У-2 приходится 30 см высоты.
В 1955 году в США поднялся первый прототип уникального самолета-шпиона У-2, который построили в условиях строжайшей секретности на одном из производственных цехов компании Lockheed Martin. Американская машина отличалась перспективными летными характеристиками, которые обеспечивали ей возможность полетов на огромной высоте и большую дальность. Такие ЛТХ U-2 стали возможны благодаря применению совершенных двигателей и удачной конструкции американского самолета.
В качестве силовой установки в машине Взглянув на американский высотный самолет-разведчик «Локхид У2», может показаться, что машина несовременная и несуразная. Изначально идея создания Lockheed U-2 была в виде временного проекта, самолет был рассчитан максимум на четыре года эксплуатации. Из-за сложности управления судном, погибало много пилотов. Но после его появления «на свет» прошло более полувека, и оно до сих пор продолжает служить в виде «всевидящего» ока Соединенным Штатам.
Испытания с неприятными последствиями
Работы над созданием машины U-2 начались в 1954 году, а первый образец поднялся в воздух уже в следующем. 25 одноместных воздушных суден первой серии У-2 были созданы в отделении по перспективным разработкам в городе Палмдейм штат Калифорния. Несколько самолетов передали в специализированные подразделения в составе бригады наблюдения ВВС США, чьи базы находились в Техасе и Пуэрто-Рико. Другие разведывательные самолеты U-2 попали в распоряжение ЦРУ и американского Национального консультативного комитета по воздухоплаванию.
Первая серия Lockheed U-2 поступила на службу по распоряжению ЦРУ во все уголки планеты для выполнения поставленных задач в операции «Полет». Но два из них неудачно закончили полеты, были сбиты в Китае и СССР. C июля 1956 г. по май 1960 г. президент США Дуайт Эйзенхауэр лично отдавал секретные приказы на каждый вылет разведывательных У-2 в глубь Союза и следил за выполнением задания.
Общей целью операции были секретные и нелегальные «посещения» чужих территорий так называемых в то время в Америке запрещенных государств. Самолет-разведчик U-2 при использовании оптических и инфракрасных систем проводил фотографирование, а благодаря уникальным датчикам не выявлялся радарами. После того, как 1 мая 1960 года его сбили ПВО, всему миру раскрылась тайна о нарушениях США чужих границ.
В 1956 году американский «шпион» U-2 был принят на вооружение в британские и французские ВВС, в следующем – на гигантской турецкой военной базе Инчирлик. Она принадлежит Военно-воздушным силам США в Турции, и именно отсюда вылетал отряд из десяти У-2 для проведения разведки над территорией Советского Союза. Несколько машин были сбиты советскими и китайскими ПВО, другие продолжают «трудиться на благо Америки» до сих пор.
Внедрение «фатальной» катапульты
Во время военной разведки, проводимой с воздуха, пилотов U-2 экипировали пистолетом с глушителем, ножом, ампулами с ядом, подробными картами стран, над которыми пролегал маршрут. А также валютой и драгоценностями, которые могли понадобиться в случае катапультирования и налаживания контактов с местными.
Но по славам американского летчика Фрэнсиса Пауэрса, захваченного в плен, устройство для спасения пилота из разведывательного летательного аппарата в сложных аварийных ситуациях, начинили взрывчаткой.
По его словам, этот секрет он случайно узнал от механика на заводском аэродроме. Поэтому в момент попадания в У-2 советской ракеты, Фрэнсис не использовал кресло-катапульту. При падении обломков U-2 просто выпрыгнул из горевшей машины и вручную раскрыл парашют. На публичном Судебном заседании в Колонном зале Дома союзов он поведал эту тайну перед присутствующими.
Модификации
Особо отличился самолет U-2 в 1962 году при обнаружении подготовки старта баллистических ракет на Кубе в сторону США. А свою уязвимость машина показала через полгода во время очередного облета островного государства. За штурвалом машины U-2 модификации (56-6676) был пилот Военно-воздушных сил США Рудольф Андерсон. Самолет подбили ракетой ЗРК с-75, а летчик погиб. Другие существующие модели:
U-2А. Первый «шпион», созданный по указанию ЦРУ; WU-2A. Летательные аппараты с метеорологическими приборами на борту, которые использовали для исследований атмосферных фронтов и циклонов; U-2В. Машина, выпущенная в 1959 году в интересах Центрального разведывательного управления США; U-2C. Усовершенствованная разведывательная машина U-2В; U-2С (Т). Учебно-тренировочный самолет; U-2D. Двухместная машина, в которой мог полететь второй пилот или дополнительная аппаратура;
U-2E. Улучшенная машина, с возможностью проведения электронной разведки; U-2EPX. Морской патрульный самолет-разведчик, который создавался для американского ВМС; U-2F. Самолет, имеющий возможность проведения операции передачи топлива с одного летательного аппарата на другой во время полета; U-2G. Разведывательные машины с посадочным гаком и специальными возможностями для базирования на авианосцах; U-2J. Несущий среднеплан, созданный специально для ЦРУ и выполнения полетов с авианосцев; U-2R TR-1. Усовершенствованный разведывательный образец с улучшенной разведывательной системой и двигателем; U-ER-2 — одноместный разведывательный вариант для исследования по программе НАСА.
Конструкция и ее особенности
Воздушное судно U-2 для высотных исследований и проведения разведывательных действий представляет собой свободнонесущий среднеплан. Крылья самолета имеют опущенные законцовки, которые в момент приземления он использует «по типу лыж». Отношение цельнометаллического крыла машины к средней хорде – 14, 3 м. Рули крена на нем, служащие для поворота, занимают примерно 60 % размаха.
Корпус У-2 – цельная оболочка, форма которой удовлетворяет требованиям аэродинамики.
В то же время является достаточно прочной для того, чтобы воспринимать и передавать нагрузки, возникающие при полете, посадке и движении по земле. Тормозные воздушные щиты, открывающиеся вперед, находятся по бортам за крылом.
Горизонтальное и вертикальное оперение U-2 – свободнонесущее, рулевые поверхности оснащены минирулями-триммерами. На некоторых машинах присутствует аэродинамический гребень. Шасси убирается в корпус, основная и хвостовая стойки оснащены двойными колесами. Силовой элемент конструкции фюзеляжа, служащий и для подкрепления и придания жесткости крыльям закреплен на концах консолей, имеет спаренные колеса. Тормоза у U-2 есть только на основной стойке, но в отсеке в задней части корпуса машины установлен тормозной парашют.
Силовая установка представлена турбореактивным «Пратт и Уитни» J-57C с тягой 4990 кг за секунду или J-75-P-13 такой же мощности. Емкость, в которой хранится жидкое топливо, вмещает 2970 л горючего. Есть возможность установки двух дополнительных на 395 л каждый. Кабина U-2 оснащена креслом-катапультой, аварийным фонарем с откидной частью и камерой, которая может осуществлять съемку в панорамном режиме.
Технические характеристики
Lockheed U-2 был отличным шпионом-исследователем, ведущим наблюдение за территориями противников задолго до появления современных спутников. За свою долгую и верную работу на службе США прошел несколько десятков этапов модернизации. До сих пор U-2 относится к лучшим летательным разведывательным самолетам. Основные технические характеристики машины:
Параметры | Значение |
Расстояние между плоскостями, параллельными плоскости симметрии крыла, и касающимися его крайних точек | 24 м 50 см |
Длина | 15 м 24 см |
Высота | 4 м 57 см |
Площадь крыла машины | 55, 70 м2 |
Вес пустого самолета | 6 т 464 кг |
Максимально взлетная масса | 10 т 954 кг |
Максимальный объем топлива | 5791 л |
Силовая установка | турбореактивный Pratt Whitney J75-P-13В |
Нефорсированная тяга | 1 х 70, 28 кН |
Форсированная тяга | 1 х 75, 62 кН |
Максимальная скорость | 850 км/ч |
Крейсерская скорость | 741 км/ч |
Дальность полета | 4633 км |
Автономность полета | 6 часов |
Экипаж U-2 | 1-2 человека (в зависимости от модификации) |
Применение
В целях секретности Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства оперативно перекрасило У-2 в свои цвета. По мнению NASA, машина должны была выглядеть как метеорологический летательный аппарат. 4 года шпион-исследователь совершал полеты над территорией всех бывших республик Советского Союза по заданию ЦРУ. Но со временем советские военнослужащие научились определять машину на радарах и даже поднимать собственные самолеты, чтоб перехватить У-2. Но значительное превосходство в плане наборы высоты, всегда спасало американскую разведывательную машину.
Проект U-2 использовали ВВС Соединенных Штатов уже более шестидесяти лет. Воздушное судно подвергли ряду модификаций. В частности, сделали длиннее крылья, установили современный турбовентиляторный мотор и подняли максимальный потолок высоты до 22, 5 километров. Скорость У-2 достигла уже 800 км/ч. Дополнительные опции дали возможность самолету дозаправляться в воздухе, что повысило его автономность работы и радиус действия.
Кроме того, воздушные судна U-2 последних модификаций оснащены высокотехнологичными индикаторами. Сенсоры позволяют разведывать заданные участки суши и моря с еще большей точностью. Поэтому У-2 может разглядывать и фотографировать даже те объекты, которые недоступны спутникам-шпионам. Чтобы отснять подробную карту любого большого штата Америки, самолету U-2 потребуется всего несколько часов. При этом разрешение снимков будет очень высоким.