Происхождение бронеавтомобиля NIMR имеет прямые корни от многочисленных проблем, вскрывшихся в ходе эксплуатации во многих странах американского автомобиля HMMWV, в том числе и вооруженных силах Арабских Эмиратов. К концу 90-х годов прошлого столетия в силовых структурах ОАЭ насчитывалось несколько тысяч машин американского производства, примерно половина, из которых, заняла свои места в мастерских в очереди на ремонт Такое положение дел явно не устраивало руководство страны и ее военного ведомства. Поэтому руководители местных военных структур, с участием арабских бизнесменов через посредников обратились к российским машиностроителям с просьбой создать многоцелевой автомобиль на замену «Хаммера».
В 1998 г, прибывший в Россию бывший генеральный директор чешского автозавода TATRA Карел Бенеда пригласил на переговоры конструктора колесной бронированной техники автозавода «ГАЗ» Александра Григорьевича Масягина, имевшего уже тогда огромный опыт создания и модернизации колесных бронированных машин, таких как БРДМ-2, БТР-70, БТР-80, БТР-90, ГАЗ-39371 «Водник» и других. Экс-гендиректор «Татры» на тот момент времени работал советником Шейха Сайда Аль Суэйди (Н.Е Saeed Bin Jabr А1 Suwaidi) — президента эмиратской компании Bin Jabr Group Ltd. (BJG). От его имени Карел Бренда и вел переговоры с Александром Масягиным о разработке многоцелевого автомобиля, который должен был заменить в ОАЭ американский HMMWV.
Помимо всплывших в армии ОАЭ проблем в ходе эксплуатации американских машин случилось еще и то, что по традициям американского бизнеса, президента эмиратской компании BJG, который закупал у американцев «Хаммеры» и поставлял силовым структурам ОАЭ, американцы попросту «кинули». Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения арабов. Сайда Аль Суэйди решил через своего советника, кстати, хорошо разговаривавшего по-русски, попросить российских конструкторов создать новую машину. Переговорный процесс протекал от случая к случаю, но имел положительную динамику. В конечном итоге российские конструкторы из КБ ОАО «ГАЗ» согласились, но при этом было оговорено, что «ГАЗ» нигде фигурировать не должен.
От ОАЭ под проект создания многоцелевого армейского автомобиля была привлечена компания Bin Jabr Group Ltd. (BJG), через которую осуществлялось финансирование проекта. К этому времени, созданная в начале 70-х годов компания BJG, уже имела в ОАЭ высокий авторитет, завоеванный ей осуществлением проекта совместной разработки с компанией TATRA для армии ОАЭ многоцелевого армейского автомобиля с колесной формулой 8×8. Для осуществления проекта в России была привлечена дочерняя фирма Горьковского автозавода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» («ПКТ»), ставшая главным исполнителем и координатором проекта в России.
Поскольку изначально предусматривалось создание автомобиля на замену американскому «Хаммеру», то техническое задание (ТЗ) составлялось совместно нашими конструкторами и арабскими представителями при личном участии президента BJG Сайда Аль Суэйди. Изучались характеристики и американской машины, но в любом случае ТЗ составлялось с таким расчетом, чтобы новая машина была
надежнее, более живучей и практичней. Особое внимание в ТЗ на новый армейский «джип» уделялось простоте, живучести и надежности конструкции узлов и агрегатов, сохранению их работоспособности при эксплуатации в условиях пустыни при температуре до +50°С в тени, способности машины передвигаться по песчаной местности и преодолевать песчаные барханы с большими углами подъема, спуска и косогора. При этом Аль Суэйди требовал создания удобного и современного интерьера салона, способного обеспечить относительно комфортные условия для находящихся в машине военнослужащих. Он даже предоставлял нашим конструкторам, приезжавшим в ОАЭ для взаимных консультаций, свой личный «Мерседес» для изучения интерьера, как одного из вариантов отделки.
В ТЗ предусматривалось, разработать и изготовить опытный образец машины с бронированным корпусом. Надо отметить, что американские HMMWV бронированного корпуса не имели, а оснащались отдельными панелями из броневой стали поверх жестяных конструкций корпуса. Так что говорить, что будущий «Тигр» полностью копировался с «Хаммера», как некоторые пытаются представить, будет не корректно. Скорее, конструкторы тщательно изучали конструкцию «Хаммера» с той только целью, чтобы не дай Бог, что-то сделать так же, как и в американской машине, тем самым повторив ее ошибки. Изначально, главный конструктор Александр Масягин предложил несколько вариантов оригинальной конструкции нового автомобиля. Однако заказчик, узнав о том, что в этом случае понадобится около пяти лет, категорически не согласился. Ему нужно было представить новую машину через год, максимум через полтора. Для этого Александр Масягин предложил использовать в конструкции инженерные и конструкторские решения, узлы и агрегаты уже отработанных серийно выпускаемых машин, в том числе и бронетранспортеров. Он привозил Аль Суэйди в Нижний Новгород и Арзамас, демонстрировал различные машины, включая БТР-80, ГАЗ-66, ГАЗ-39371 «Водник» и другие. В конечном итоге были определены основные направления работ и конструкторы принялись за дело.
За достаточно короткое время российскими конструкторами были проведены проектно-конструкторские работы по разработке шасси, небронированного и бронированного корпусов и интерьера. В помощь конструкторам ОАО «ГАЗ» и ЗАО «ПТК» привлекались специалисты Арзамасского машиностроительного завода (ОАО «АМЗ»), Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» (ОАО «НАЗ «Сокол»), а также ряда других предприятий. В 2000 г на опытном производстве ГАЗа был собран первый опытный образец автомобиля, получивший наименование ГАЗ-2975. По согласованию сторон машина получила наименование «Tiger» или «Тигр» и на решетке радиатора машины стал красоваться силуэт головы хищника. Позже арабский вариант машины, выпускаемый компанией BJG получит наименование «NIMR», что в переводе с арабского также означает «тигр».
Первоначально задача ставилась на разработку многоцелевой машины с колесной формулой 4×4 и бронированным корпусом. Но позже по договоренности руководства компаний BJG и «ПКТ» российские конструкторы должны были разработать и другие конструкции автомобиля, изготовить три опытных образца автомобиля с различными корпусами, которые должны были быть представлены на Международной выставке вооружений и военной техники IDEX-2001 в г Абу-Даби. После окончания выставки опытным машинам предстояло совместно со специалистами BJG и «ПКТ» пройти полномасштабные шестимесячные испытания в Арабских Эмиратах, в числе которых значился и 300-километровый испытательный пробег в пустыне. Так как, сразу предусматривалось создание семейства автомобилей на данном шасси, то изначально ГАЗ-2975 был выполнен по классической капотной компоновке на лонжеронной раме, изготовленной из специальной стали с повышенными прочностными характеристиками. На раму устанавливалась силовая установка, состоящая из дизельного двигателя, совместно с механической или автоматической коробкой передач. Ввиду отсутствия в России в тот момент времени дизеля с необходимыми характеристиками конструкторы решили использовать импортный, американский двигатель Cummins.
Коробка передач могла использоваться двух типов: автоматическая американская производства компании Allison, либо механическая шестиступенчатая Praga 6PS51. Раздаточная коробка двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом, подвеска независимая торсионная, рулевое управление с гидроусилителем. Стоит отметить, что изначально, для повышения надежности ходовой части и опорной проходимости машины, главный конструктор Александр Масягин предложил использовать в конструкции ГАЗ-2975 проверенные временем, дорогами и боевым использованием высоконадежные узлы от бронетранспортера БТР-80, включая главные передачи переднего и заднего мостов с межколесными самоблокирующимися кулачковыми дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, узлы подвески. Все они были доработаны до соответствующих требований к новой машине.
В короткие сроки на ОАО «ГАЗ» было построено три опытных образца ГАЗ-2975 с различными корпусами:
— с 3-дверным цельнометаллическим бронированным 8-ми местным корпусом — базовый вариант;
— с 4-х дверным алюминиевым корпусом с 4-местным салоном и дополнительным тентованным багажным отделением;
— с алюминиевым 2-х дверным 8-ми местным открытым (с тентом) корпусом.
Все три опытных образца машины NIMR в марте 2001 года приняли участие в международной выставке вооружений IDEX-2001 в столице ОАЭ г Абу-Даби. На выставке автомобиль был представлен под наименованием Tiger 4×4 HMTV (High Mobility Tactical Vehicle — тактический автомобиль высокой проходимости) на совместном стенде эмиратской компании Bin Jabr Group и иорданской компании KADDB. Это было обусловлено тем, что производство машины планировалось на производственных площадях этой компании. Машины участвовали в демонстрационном показе в ходе выставки и понравились тогдашнему президенту ОАЭ Шейху Зайду бин Султану Аль Нахьяну. Тут же было объявлено, что ОАЭ для нужд своей армии запланировали закупить не менее 12 тыс. машин Tiger. Кроме того, для армий других арабских стран, могло быть произведено еще не менее 10 тыс. таких машин. Для этого предполагалось организовать сборку автомобилей Tiger в ряде ближневосточных стран. В частности, переговоры на эту тему были проведены с представителями военного ведомства Иордании.
По условиям контракта после участия в выставке IDEX-2001 автомобили должны были проходить на территории ОАЭ испытания с участием специалистов ЗАО «ПКТ». Но почему-то российские специалисты не были привлечены к испытаниям, более того, заказчик даже не предоставил российским партнерам информацию о результатах испытаний. В связи с невыполнением условий контракта со стороны компании BJG, он в одностороннем порядке был расторгнут. Дальнейшее сотрудничество с компанией-заказчиком не получило развития. У обеих сторон осталась техническая документация на машину, а у BJG к тому же остались и опытные образцы автомобиля. Позже президент BJG подавал в суды, судился за право владения не только товарным знаком «Тигр», но и вообще хотел получить все права на машины «Тигр», в том числе и те, которые были разработаны в России после разрыва отношений. Эти суды он все проиграл. В дальнейшем, на основе имеющейся документации, компания BJG продолжила разработку «NIMR» совместно с французской компанией Renault Truck Defence (RTD). В 2005 г на выставке IDEX-2005 компания Bin Jabr Group продемонстрировала бронеавтомобили NIMR с колесными формулами 4×4 и 6×6. До этого момента, автомобили представляемые компанией Bin Jabr Group носили наименование Tiger.
В 2010 г. государственная компания Tawazun Holdings приобрела 60% акций компании Bin Jabr Group, в результате чего было создано совместное предприятие NIMR Automotive. С 2011 г эта компания в ОАЭ занимается разработкой, производством и поставками тактических и многоцелевых автомобилей высокой проходимости для Вооруженных сил ОАЭ и за рубеж. В это же время было начато строительство нового завода компании на территории индустриального парка Tawazun в Абу-Даби. Завод NIMR Automotive помимо производственных объектов включает в себя комплексы для проведения исследований и разработок, маркетинга, а также по производству металлов. Кроме того металлургический комплекс был построен в г Аль-Айне. В 2014 г. компания приступила к расширению производственного комплекса, в составе которого была выстроена специальная испытательная трасса. Все это значительно расширило производственные возможности компании NIMR.
В декабре 2014 года правительство ОАЭ объявило о создании оборонной промышленной компании Emirates Defense Industries Company (EDIC), представляющей интегрированную национальную оборонную производственную и сервисную платформы, совместно принадлежащую двум ведущими эмиратским компаниям Mubalada Development Company и Tawazun Holdings. В связи с этим право собственности на торговую марку NIMR было передано компанией Tawazun компании EDIC. Уже в 2016 г компания NIMR Automotive отметила выпуск 1000-го автомобиля. В настоящее время компанией NIMR Automotive разработана и производится широкая линейка многоцелевых бронированных машин, машин для полицейских нужд, для транспортировки грузов и вспомогательного назначения, медицинских защищенных автомобилей с колесными формулами 4×4 и 6×6. На базе автомобилей NIMR создаются различные автомобили с комплексами вооружения, такие как противотанковые и ПВО, командно-штабные машины и другие.
Первые образцы автомобилей NIMR собственной разработки и производства компания BJG представила на выставке IDEX-2005. Это был не единичный образец. На демонстрационном показе и на стенде компания под маркой NIMR представила машины с колесной формулой 4×4. Правда, они были в небронированном исполнении, но на танкодроме выступали достойно. За исключением двигателя, коробки передач и колес, все комплектующие автомобиля NIMR, в том числе карданная передача, шасси были разработаны и произведены компанией BJG. Машины были оснащены дизельным двигателем MTU 6R 106 мощностью 325 л.с.работающем совместно с автоматической коробкой передач Allison LCT 1000. Пассажировместимость машин составляла от двух до шести человек в зависимости от конфигурации. Через два года на выставке в Абу-Даби компания BJG представила доработанную версию автомобиля NIMR — NIMRII, а также машины на ее базе — машину ПВО NIMRAD (NIMR Air Defense) 4×4, противотанковый комплекс NIMRAT (NIMR Anti-Tank) 4×4/ Также был продемонстрирован и бронетранспортер NIMRc колесной формулой 6×6.
Основными новшествами по сравнению с базовым вариантом автомобиля NIMR, который демонстрировался двумя годами стали:
— круговая баллистическая защита соответствующая, по заявлениям разработчиков, 3 уровню по стандарту STANAG 4569;
— противоминная защита обеспечивающая безопасность экипажу при взрыве мины или взрывного устройства, соответствующего взрыву до 6 кг в тротиловом эквиваленте;
— мощность двигателя увеличена с 320 до 350 л.с.;
— грузоподъемность базового варианта увеличена до 2,5 тонн.
В противовоздушной модификации NIMRAD оснащен многоцелевой боевой системой (MPCS), которая включает вращающуюся на 360° башню, на которой установлена стабилизированная оптоэлектронная система прицеливания с приборами дневного/ночного видения и встроенным лазерным дальномером. По обоим бортам башни установлены по две пусковые установки ракет класса «земля-воздух» Mistral 2, производства компании MBDS. Еще 4 ракеты перевозится внутри машины. Противотанковая модификация машины NIMRAT отличается от машины ПВО тем, что у нее на башне установлены противотанковые ракетные комплексы Milan/Milan ER. Боевые машины NIMRAD и NIMRAT создавались совместно со специалистами MBDA и Rheinmetall Defence Electronics. По утверждению представителей компании-производителя, за 12 часов противотанковая комплектация машины может быть изменена на противовоздушную и наоборот Кроме того, на обе платформы можно было установить пулемёт калибра 12,7 мм (.50 BMG). Возможна также установка других боевых модулей по требованию заказчика. Бронированный вариант автомобиля NIMR демонстрировался на стенде компании BJG как командирская машина. Впоследствии эти модификации эмиратских автомобилей поставлялись в ряд стран ближнего востока.
NIMR AJBANISV
Осенью 2013 года на авиасалоне Dubai Air Show 2013 компания NIMR Automotive продемонстрировала бронеавтомобиль NIMR 4×4, предназначенный для использования сил специального назначения. Новый бронеавтомобиль предназначен для перевозки отрядов специального назначения, проведения антитеррористических операций, и перевозки оборудования для проникновения на защищенные объекты. Автомобиль может перевозить отряд из 8 полностью экипированных бойцов не считая двух членов экипажа. Машина оснащена штатным оборудованием для подавления уличных беспорядков, среди которого водометная установка, дымовые гранаты. В случае необходимости возможна установка более тяжелого вооружения типа пулемета калибра 12,7 мм.
Бронированный корпус автомобиля оборудован 10 бойницами для ведения огня из машины из индивидуального оружия, а также бульдозерным отвалом для преодоления завалов и преград на дорогах. Он способен обеспечить надежную защиту экипажу от пуль различного стрелкового оружия, а также от возгораний различных зажигательных смесей типа «коктейля Молотова». В стандартное оборудование полицейского бронеавтомобиля AJBANISV (Internal Security Vehicle) входят кондиционеры для отделения управления и отсека для экипажа, оборудование колес вставками типа Run Flat, центральной системой подкачки шин, системой пожаротушения обитаемого отделения, двигателя, колес и крыши, системой фильтрации воздуха от специальных химических средств, таких как CS газ, два аварийных люка, защиту лобового стекла и боковых окон сетчатыми экранами, специальными замками дверей.
В качестве опций по требованию заказчика на машину AJBANISV может быть установлено дополнительное оборудование, такое как: система ситуационной осведомленности (на 360°), оборудование ночного видения водителя, всесуточные видеокамеры наблюдения, бульдозерный отвал для разрушения баррикад, светозвуковые полицейские устройства с сиреной, акустические и лазерные системы нелетального воздействия для усмирения агрессивной толпы, дополнительные прожекторы, лебедка, дымовые гранатометы, система связи у управления типа C4I. На сегодняшний день компания NIMR Automotive ведет полномасштабное производство семейства легких защищенных машин, получивших наименование AJBAN. В линейке этого семейства имеются защищенные автомобили с колесной формулой 4×4 и 6×6.
NIMRA JBAN 440A
Бронеавтомобиль AJBAN 440А является представителем защищенных высокомобильных тактических машин с колесной формулой 4×4. В конструкции машины использованы новейшие технологии баллистической и противоминной защиты. NIMRA JBAN 440Апредназначен для работы в жестких условиях местности. По заявлениям разработчиков, машина имеет «непревзойденную исключительную надежность», а благодаря модульной конструкции, она может быть конфигурирована для решения различных задач. Это позволяет эксплуатантам иметь единый парк машин для выполнения самого широкого круга задач при наличии унифицированного технического обеспечения эксплуатации машин, что влечет за собой снижение стоимости жизненного цикла изделия.
В отличие от большинства подобных машин, на NIMRA JBAN 440А не используются узлы, детали и агрегаты коммерческих автомобилей, что удовлетворяет военным стандартам, при этом срок службы машин намного превышает сроки службы военизированных коммерческих автомобилей, бронированных машин, созданных на шасси коммерческих автомобилей. В ходе проведенных испытаний AJBAN 440А отлично зарекомендовал себя в самых тяжелых геоклиматическихи боевых условиях. Машина выполнена в едином бронированном четырехдверном корпусе по типу кузова «пикап». Она способна транспортировать до 4 человек и до 1200 кг груза на открытой грузовой платформе, расположенной за бронированной кабиной. Как и все машины семейства AJBAN, она оснащена рядным 6-цилиндровым дизелем Cummins 300 с рабочим объемом 6,7 л и развивающим мощность 296 л.с. в комплексе с автоматической шестиступенчатой коробкой передач.
В стандартное оборудование AJBAN 440А входят система контроля и управления АКБ BMS (Battery Management Systems); лебедка для самовытаскивания;центральная система подкачки шин СТ15;самозатягивающиеся топливные баки емкостью 180 л. В качестве дополнительных опций по требованию заказчика на машину могут быть установлены: различные системы оружия или боевые модули, дымовые гранатометы, защита двигателя, система пожаротушения, комплект защиты от гранат РПГ (хотелось бы увидеть существование такового), система коллективной защиты для действий в условиях применения отравляющих веществ и биологического заражения местности, система для работы в зимних условиях и система связи у управления типа С41.
Многоцелевой бронированный автомобиль NIMR JAIS 4×4
Меняющийся характер асимметричных угроз и широкое использование в последние годы самодельных взрывных устройств (СВУ) способствовал развитию бронеавтомобилей с усиленной баллистической и противоминной защитой при сохранении их высокой подвижности. В результате такой эволюции конструкторами компании NIMR Automotive был создан многоцелевой бронеавтомобиль JAIS с колесными формулами 4×4 и 6×6. Новый бронеавтомобиль обеспечивает идеальный баланс показателей основных боевых свойств бронемашины, таких как огневая мощь, защищенность и подвижность, как в условиях обычного боя, так и в условиях асимметричных угроз. Комплекс защиты CrewCitadel coздaeт основу для защиты экипажа от мин, СВУ и огня стрелкового оружия.
Как полагают разработчики JAIS, исключительные защитные свойства и высокая подвижность машины использовать ее в качестве боевой машины пехоты (БМП) в некоторых условиях. Автомобиль имеет на 60% больше забронированного объема и полезной нагрузки по сравнению с традиционным конструкциями бронемашин, которые используются в войсках для выполнения многодневных задач с полным набором оружия, боеприпасов и пайков. Дополнительная функция, которая ставит JAIS на передовые позиции — это выполнении машины по технологии MRAP в сочетании с модульностью конструкции. Это обеспечивает использование машины в нескольких вариантах, таких как БМП, БТР, медицинская машина, командно-штабная и управления, инженерная или ремонтно-эвакуационная на одной и той же платформе. Это снижает эксплуатационные расходы в течение срока службы машины и обеспечивает высокую унификацию.
В компоновке машины прослеживается след южноафриканских конструкторов, но абсолютно не факт, что они выступали консультантами у эмиратских коллег. Машина JAIS выполнена в однообъемном бронированном корпусе с использованием независимой гидропневматической подвески. При сопоставимых размерах с российским «Тигром», эмиратская машина имеет почти втрое большую массу и способна перевозить на двух человек меньше, российского броневика. В качестве стандартного оборудования на броневике JAIS 4×4 устанавливается центральная система подкачки шин (CTIS), колесные вставки типа Run Flat и комплект ЗИП и специального инструмента. В качестве дополнительных опций заказчику могут быть предложены: система изменения клиренса, система пожаротушения, различные комплексы вооружения и боевые модули, комплекс средств связи типа C4I, лебедка самовытаскивания, система управления электропитанием, система коллективной защиты для действий в условиях применения отравляющих веществ и биологического заражения местности, система ситуационной осведомленности, вспомогательные средства для водителя и система для обеспечения работы машины в зимних условиях.
Машины разработки и производства компании NIMR Automotive пользуются авторитетом в армиях ОАЭ и ряда стран Ближнего Востока. Так, например, как сообщил интернет-портал warspot.ru, 23 февраля 2017 г. министерство обороны ОАЭ и руководство компании NIMR Automotive подписали контракт на поставку с 2018 г. 1765 бронированных машин: 1500 единиц броневиков JAIS в модификациях 4×4 и 6×6, 150 единиц бронеавтомобилей HAFEET 630А 6×6 и 115 единиц бронеавтомобилей AJBAN 440А. Кроме того эмиратские машины были замечены в ходе гражданской войны в Йемене. Также отмечалось, что некоторые ранние модификации бронеавтомобилей NIMR принимали участие в столкновениях в Ливии и несколько из них были уничтожены оппозиционными силами. Как бы то ни было, компания NIMR Automotive сумела развиться, как создатель и производитель колесных бронированных машин и в ближайшем будущем сможет составить конкуренцию многим мировым лидерам по производству аналогичной продукции.
Технические характеристики NIMR AJBANISV
Число посадочных мест, ед. 10
Полная масса машины, т 10,5
Длина, мм 5730
Ширина, мм 2690
Высота, мм 2715
Колесная база, мм 3300
Дорожный просвет, мм 450
Грузоподъемность, кг 1000
Запас хода, км 650
Минимальный радиус разворота, м 15,5
Двигатель, тип, марка — дизель Cummins 300
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 221 (296)
Крутящий момент двигателя,Нм 1100
Коробка передач 6-ступенчатая автоматическая
Глубина преодолеваемого брода, м 1,0
Высота преодолеваемой стенки, м 0,4
Ширина преодолеваемой траншеи, м 0,4
Угол подъема % (град.) 60 (30)
Максимальная скорость, км/ч 110
Диапазон эксплуатационных температур, °С от -19 до +49
Баллистическая защита — противопульная, класс в зависимости от выполняемых задач
Противоминная защита — предусматривается