В старину копье называли ланец. Самый древний вид колющего оружия появился во времена первобытных людей. Оно пережило эволюцию от заточенной остроги до сакрального христианского символа. Универсальное оружие применяли в бою, состязаниях, охране и на охоте, а также использовали как флагшток. Что такое боевое копье, как менялся его вид, значение в армии и культуре различных стран, рассмотрим подробнее.
История копья
Заостренные стволы деревьев служили орудиями охоты первобытному гейдельбергскому человеку — промежуточному виду людей на пути эволюции к Homo Sapiens между человеком прямоходящим и неандертальцем. Найденные в Германии образцы трехсот тысячелетней давности изготовлены из обожженной сосны и ели длиной 1,8-2,5 метра. Реконструкция показала, что первобытные люди метали их на расстояние в 20 метров.
Исторический путь древнего орудия по эпохам:
Период | Место | Описание |
280 тысяч лет назад | Эфиопия | С каменными наконечниками |
128-115 тысяч лет назад | Леринген, Германия | С заостренным концом |
40-12 тысяч лет назад | Сунгирь на реке Клязьма, Россия | Из бивня мамонта |
753-476 годы до нашей эры | Древний Рим | С металлическими наконечниками, длинные и короткие |
IV-VII века нашей эры | Древняя Русь | Ланцетовидные наконечники, пики, остроги |
V-XI века (Средневековье) | Дальний Восток | С выдвижным ножом |
В крестьянском обиходе были распространены раздвоенные рогатины, бамбуковые палки со срезанным наискось концом.
Боевые копья использовались в Европе до XVIII-XX века, несмотря на появление огнестрельного оружия. Постепенно их заменили штыки.
В XXI веке старинные пики и реплики используют в торжественных церемониях, реконструкциях в дни памятных исторических событий, а островитяне, африканские племена — для охоты.
Разновидности оружия
Копье — это вид колющего или колюще-рубящего оружия, состоящий из длинного древка и острого наконечника. Оно предназначалось для метания или ближнего боя в различных военных подразделениях.
Копья пехоты
В македонских, эллинских, древнеримских и славянских войсках по-разному называлось и выглядело вооружение. В бою использовали несколько видов:
одноручные — короткие, несли воины в первых рядах со щитами; сариссы — длиной 2-6 метров, несли с третьего ряда, использовали для метания и в ближнем бою; пилумы — древко и пирамидальный наконечник из мягкого железа были одинаковой длины, несли воины легкой пехоты и легионеры в древнеримском войске; сулицы (дротики, джериды) — метровые орудия для метания, носились в колчане, использовались на Руси, в средневековой Европе, на Ближнем Востоке.
Самая известная разновидность длинных копий — пики. Их наконечники длиной 12 сантиметров имели по 3-4 грани с продольными желобками долами.
Кавалерийские
Всадники Греции и Македонии сражались короткими копьями со смещенным к древку центром тяжести. Также для конницы приспособили сариссы, намеренно оснастив их ломким древком. Иначе тяжелое оружие тянуло за собой всадника вместе с конем. Кавалерийские пики весили в среднем три килограмма. Длина древка не превышала 3,5 метра.
Польская крылатая гусария носила орудия с полым древком от наконечника до середины, округлой гардой и окончанием древка из тяжелого дерева. В Западной Европе рыцари наносили первый удар копьем длиной в 4,4 метра, а затем сражались на мечах.
На Руси поместная конница выступала с маневренными рогатинами весом в 1,5 килограмма и длиной в 2,5 метра.
Для охоты
Длина древка охотничьих орудий подбиралась так, чтобы держать зверя на безопасном расстоянии, а наконечник — чтобы теснить его. К ним относят:
гарпун — метательное орудие с зазубренным наконечником для охоты на китов и морских животных; трезубец — длинное древко в трехзубчатым наконечником и крючкам на концах зубцов для ловли крупной рыбы; кабанье копье — двухметровое древко с наконечником и перекладиной, традиционный атрибут немецкого егеря; рогатина — русское приспособление с перекладиной под острием для охоты на медведя.
Охота считалась развлечением аристократов, поэтому орудия украшали драгоценной отделкой.
Для охраны
Охранники-копьеносцы появились в первых крупных городах. Они сторожили городские ворота, дворцы, патрулировали улицы. Охрана использовала приспособления, которые произошли от бердыша, топора с серповидным лезвием. Они оснащались наконечником с двусторонней заточкой и тоже назывались рогатинами.
Древнеримские телохранители носили облегченные копья ланцеи длиной 2,5 метра с листовидным удлиненным наконечником. Ланциарии сопровождали полководцев, иногда сенаторов.
Копье как флагшток
В Древнем Египте на конце пики прикрепляли фигурки богов и ленты. Воины армии Чингисхана, украинские казаки привязывали к древку бунчук из конского волоса. С помощью знамен, привязанных к древку, воины и военачальники подавали сигналы во время боя. Римляне специально приделывали под острием перекладину с табличкой, на которой указывали название воинской части.
Позже появилась традиция оснащать верхушку древка флага наконечником. Знамена имперской России напоминали пики. В СССР навершия флагов были стилизованы в виде острия копья.
Копья в разных странах
В Китае древковое оружие использовали три тысячи лет, начиная с династии Шан и до правления династии Цин. Копья цзи носили китайские пехотинцы и всадники. Его разновидности — цинлун цзи с одним вогнутым серповидным лезвием и фантань цзи с двумя лезвиями по бокам от наконечника.
Южноамериканские индейцы предпочитали лук и дротики. Но воины племени арауканов поняли, что с длинными пиками они могут отражать нападения испанской кавалерии.
Племена зулусов из Южной и Юго-Восточной Африки использовали ассегай — двухметровое древко с листовидным железным наконечником. Коренные народы Океании соорудили копьеметалку — палку или дощечку с желобом и упором для метания орудия на дальнее расстояние.
Символизм
Копье символизирует воинскую доблесть и мужское начало. В скандинавской, китайской и индийской мифологии это атрибут богов, а начиная с бронзового века — атрибут воинской власти, вождей. Наконечники из золота и серебра украшали орнаментами.
Наиболее известный символ несправедливого суда — «копье Судьбы», которым воин Лонгин пронзил распятого на кресте Христа. Также древковое орудие означает древесную ветвь и указатель направления. Испанский миссионер и философ Раймунд Луллий считал, что копье символизирует высокую нравственность рыцаря.
Значение в культуре
В мифах пики преподносятся как атрибут начала. Скандинавский бог Один начал войну, метнув копье Гунгнир. Молния-копье — символ древнего средиземноморского бога грозы Баала. Пика индийского бога войны Индры — символ победы. В культуре разных народов копье служит оружием возмездия, силы и власти.
Другие известные орудия:
трезубец греческого бога Посейдона; копья пророка Мухаммеда Аль-Монсари и Аль-Монсави; Ронговеннан короля Артура; копье Георгия Победоносца, пронзающее змея.
Дон Кихот Сервантеса атаковал мельницы, вооруженный рыцарской пикой. Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» описывает охоту китобоев с гарпунами.
Согласно славянскому мифу копье Юлия Цезаря было воткнуто в священный столб в городе Юлине, ушедшем под воду Балтийского моря. В кремлевской Оружейной палате хранится острие копья князя Тверского Бориса Александровича, которое привез как трофей царь Иван Васильевич.