Необходимость подвязывать одежду появилась с самого начала ее появления в виде примитивных накидок. Для этого использовались доступные по технологическому уровню материалы, начиная от лиан, жил, тетивы и заканчивая кожаными ремнями, которые вполне близки к современным, несмотря на то, что их возраст составляет тысячи лет. Имеется достаточно оснований, чтобы предположить, что первый ремень появился именно у охотников, а потом и у военных. В обычной народной и крестьянской одежде ремни долгое время не получали распространение из-за дефицитной кожи.
Возможная история появления кожаного ремня в армии
Современный солдатский ремень мало чем отличается от образцов трехсотлетней давности. Это все такая же кожаная полоска с пряжкой. В самой полоске ничего необычного нет. К ней пришли после того, как веревка, поддерживающая одежду охотника, стала сильно натирать во время ходьбы. Выгода плоской формы здесь очевидна, и кто является первым изобретателем этой конструкции — неизвестно.
Интереснее история с пряжкой ремня. Простое подвязывание концов для кожаного ремня не очень подходит. Изобретатель пряжки тоже скрыт в истории, но подобных застежек из бронзы имеется предостаточно в археологических находках на самых различных территориях. Ремни с латунной пряжкой (вариант бронзы) выпускаются до сих пор. В армейских ремнях ставится двухрожковая пряжка или пряжка-автомат. Второй вариант удобен тем, что он позволяет регулировать длину не кратно отверстиям.
Главные особенности современного офицерского ремня
Увеличенная ширина. Среднее значение 50 мм. Интересно, что это имеет огромное практическое значение. На широком ремне удобнее носить различную нагрузку, например, патронные сумки, котелок. Большая ширина прибавляет прочности. Разрывное усилие для офицерских ремней составляет несколько сотен кг; Цвет — черный, белый, коричневый разных тонов. Никакие другие цвета не допускаются. Узоры также запрещены. Цвет должен быть равномерным, интенсивным, без пятен; Большая и равномерная толщина. Из кожи используется только спилок — среди кожевенников так именуют кожу, прошедшую строгание для получения строго равномерной толщины по всей площади; Двухшпеньковая пряжка. Эта особенность офицерского ремня самая характерная. Такие пряжки крайне редко можно видеть на других ремнях. Возможна комплектация как стальными, так и латунными пряжками; Прошивка по краю и прошивка «рыбкой» посередине.
Основные особенности солдатского ремня, отличия от офицерского
Допускаются различные цвета. Классический черный, белый, камуфлированный; Различные материалы. Солдатские ремни изготавливаются из ременного спилка (натуральная кожа), кожзаменителя, ткани, келвара, металла, перспективны композитные конструкции; Вместо шпеньковой пряжки можно ставить пряжку-автомат; Солдатский ремень имеет бляху. Это его главное отличие, причем она есть не только на парадной, но и на полевой версии ремня.
Солдатский ремень используется в полевой форме. У него совсем другие требования к надежности и прочности. Для изготовления нужны прочные материалы, которые не изменяют свою форму. В основном это натуральная и искусственная кожа. Армейский ремень делают широким, чтобы на нем удобно было носить различные грузы. Офицерский ремень может использоваться как солдатский, но не наоборот. К нему также можно крепить разнообразные предметы.
Армейские парадные ремни разных стран
В парадной форме армий многих стран мира наблюдается переход от кожаных ремней к тканевым. Этому имеется вполне утилитарное объяснение: парадная военная форма требует ярких цветов, а технологии окраски кожи в такие цвета появились сравнительно недавно. Например, для Армии России по регламенту установлен желтый парадный ремень с черными или темно-коричневыми полосами.
Черный цвет для парадного ремня не используется. Чисто белый вариант утвержден как ремень ДМБ. Конструкция парадных ремней — тканевая плетеная. В армиях различных стран мира можно найти все цвета и самые необычные их сочетания. Вместо шпеньковой пряжки используется пряжка-автомат из проволоки. На конце ремня закреплена бляха. Армейский порядок подразумевает, чтобы бляха всегда была начищенной. Современные материалы и гальванические покрытия здесь очень кстати.
В СССР парадный ремень был таким же, как и сейчас: желтым с черным плетеным узором.