Фото: AP/ТАСС
«Удары возмездия» по украинским портам оказались крайне болезненны для ВСУ. Киевский режим уже потребовал от НАТО дополнительные системы ПВО для прикрытия Одессы, портовая инфраструктура которой была крепко искорежена ударами 18 и 19 июля.
Пострадали порты Николаева и Ильичевска (Черноморска). Ликвидированы места стоянок радиоуправляемых катеров. Именно эти беспилотники ВСУ использовали для атак на Крымский мост и корабли Черноморского флота в Севастополе.
Истинный итог «зерновой сделки» — Украина озолотилась, Африка голодает
У России появился еще один козырь в украинском конфликте — это «зерновая сделка». После организованного Киевом теракта на Крымском мосту Россия вышла из Черноморской инициативы, расстреляла всю портовую инфраструктуру в Одессе и объявила любые украинские корабли в Черном море законными военными целями.
Абсолютно адекватная позиция, ставшая финалом многомесячных издевательств со стороны Запада. Владимир Путин сам неоднократно подчеркивал, что «не была достигнута главная цель сделки — поставки зерна нуждающимся странам, в том числе на Африканском континенте».
Вместо этого зерновозы из украинских портов уходили в основном в Европу, обогащая зернотрейдеров. Можно подсчитать их прибыль, учитывая, что с момента заключения «зерновой сделки» 1 августа 2022 года Украина экспортировала почти 33 млн тонн зерна, в основном пшеницы и кукурузы.
В обмен на экспорт украинского зерна Россия требовала снять любые ограничения на экспорт своих удобрений. Причем Россию в этом вопросе поддержал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И даже направил в Кремль официальное письмо. Правда, натовским странам и киевской хунте на официальную позицию ООН было наплевать.
Теперь же при всем желании Украина больше не сможет экспортировать зерно. Портовая структура в Одессе, Ильичевске (Черноморске) и Николаеве (в том числе склады) уничтожена в ходе ударов возмездия. Натовская ПВО оказалась полностью бессильна.
После чего ВСУ экстренно запросили у НАТО новые средства ПВО. И прикрывать они должны вовсе не зернохранилища и нефтебазы, а военные объекты, которые ВСУ тщательно маскировали под портовые.
Уничтожить украинские дроны могут «Панцирь» и Ка-27
В Одессе и Николаеве «Герани» и «Калибры» накрыли стоянки британских безэкипажных катеров (БЭК). Такие радиоуправляемые лодки и использовали для атаки на Крымский мост и на Севастопольскую бухту.
Впервые ВСУ использовали БЭК в октябре 2022 года — тогда на Черноморский флот украинцы направили 7 плавучих дронов. Все они были уничтожены. И уже во второй атаке, произошедшей 23 марта, участвовали только 3 плавучих беспилотника.
В апрельской атаке было всего 2 дрона. Причем, по словам губернатора Севастополя Михаила Развожаева, один дрон был уничтожен, а второй взорвался сам по себе, не причинив никакого ущерба.
Военно-морские эксперты, опрошенные изданием Eurasian Times, сходятся во мнении: морские беспилотники — опасный и коварный враг. Они обладают высокой маневренностью, постоянно меняя курс. Это затрудняет их уничтожение на рейде. Так что дроны лучше подрывать в местах хранения и ремонта.
Причем украинцы переняли тактику у йеменских повстанцев-хуситов. Те в 2017 году подбили фрегат ВМС Саудовской Аравии с помощью радиоуправляемого катера, набитого взрывчаткой.
Причем такие дроны легко обнаружить, когда корабль стоит в гавани: для этого устанавливают наблюдателей на самом корабле, на берегу, а также обозревают акваторию с воздуха. Поражать дроны может ЗРК «Панцирь-М» (он предназначен конкретно для военно-морских целей), ударные вертолеты Ка-27 и Ми-14 и малые ракетные катера типа «Одинцово».
Гораздо сложнее бороться с дронами в открытом море, беспилотники могут подойти к цели в плохую погоду или в темное время, когда видимость плохая. Как это было с Крымским мостом.
Eurasian Times: у ВСУ было несколько десятков морских беспилотников
Точно известен тип морских беспилотников, которые атаковали в октябре 2022 года Севастопольскую бухту и пытались повредить минный тральщик «Иван Голубец» и фрегат «Адмирал Макаров». Катера имели длину 5,5 метра, дальность действия 400 километров, 60-часовую автономность. Каждая из таких лодок способна вести до 200 килограммов взрывчатки.
Анализ, проведенный Eurаsian Times, показал, что украинцы располагают довольно большим, но не массовым запасом морских беспилотников. Таких дронов было как минимум несколько десятков. Сколько из них уничтожено в ходе ударов по портам, точно неизвестно.
В мартовских и последующих атаках на Севастополь использовали уже другие беспилотники. Конструктивная переделка была необходима: чтобы сделать катер более маневренным и менее уязвимым, считают эксперты The Drive War Zone.
Впрочем, хитрости ВСУ не сработали. Теперь топят вредоносные дроны не на подходе к российским кораблям, а прямо в украинских портах.