«Через месяц украинских летчиков можно списывать в утиль»
Украина максимально громко «презентовала» первый поставленный истребитель F-16: фото с натовским самолетом в небе над Львовом разлетелись в Сети. Между тем, Заслуженный военный летчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов раскритиковал рекламную акцию Киева с F-16, практическая польза от которой стремится к нулю. По его словам, шестью истребителями (именно столько передали Украине Нидерланды) противник не сможет прикрыть даже Львов.
Фото: Соцсети
Фото с утюжащим небо над Львовом первым украинским истребителем F-16 появилось в Сети 31 июля. Некоторые, правда, посчитали, что это мастерский фотошоп с силуэтом самолета над львовскими крышами. Так или иначе, но сраз несколько иностранных СМИ сообщили, что Украине уже передали несколько штук F-16.
По мнению экспертов, эти самолеты будут взлетать с баз НАТО, загружать там топливо и боеприпасы, а затем решать боевые задачи, используя ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». В частности, защищать важные объекты от российских барражирующих боеприпасов и крылатых ракет.
Базироваться на украинских аэродромах F-16 вряд ли решаться, поскольку все они в зоне поражения российского высокоточного оружия.
Если с местом базирования истребителей все более-менее понятно, то с личным составом, похоже, у ВСУ проблемы. Так, в Сети появился отчет минобороны Румынии об успеваемости украинских летчиков, переучивающихся на F-16. Согласно ему, из 50 курсантов «на троечку» осилили материал только трое. Все «студенты» за полгода обучения так и не подтянули свой английский, не соблюдали режим и употребляли алкоголь.
«Ждем с нетерпением этих «соколов» на линии боевого соприкосновения», — прокомментировали эту информацию в наших соцсетях.
По словам генерала Владимира Попова, фото с F-16 над Львовом — «рекламная акция, в духе артиста Зеленского» для поднятия боевого духа у порядком уставшего населения Украины.
— Этот полёт, возможно, выполнил украинский «летун», но взлетал он, скорее всего, с одного из аэродромов Польши. Вероятно, залетел во Львовскую область (а это примерно 30-40 км от границы), прошел над знаменитым Яворовским полигоном, по которому мы периодически бьём, а также над Львовом, сделал в хороших погодных условиях два-три виража и — бегом опять на польскую территорию.
Не думаю, чтобы самолет базировался непосредственно во Львове. Там есть аэродром военно-гражданского назначения Скнилов, есть авиационный ремзавод, база хранения. Взлетно-посадочная полоса хорошая, но у нее ограниченные возможности. Поэтому, думаю, он там даже посадку не совершал. Если бы это случилось, мы бы об этом знали.
— Владимир Александрович, говорят, что натовские истребители будут использоваться в целях ПВО.
— В принципе, в задачи истребительной авиации входит как нанесение ударов по наземным целям, так и выполнение перехватов различных воздушных целей и ведение воздушного боя. F-16, как лёгкий истребитель, все эти задачи должен выполнять.
Но вести воздушный бой против ракет типа «Кинжал» или «Калибр», Х-101 или Х-55 — очень проблематично. Нужно время, чтобы обнаружить цель, навести на нее истребитель. Даже если все экипажи находятся в дежурном режиме, им не хватит времени. Я очень сомневаюсь, что самолет дежурного звена успеет взлететь и выйти в заданный район на заданной высоте и скорости для пуска ракет для перехвата. Максимум, что они могут добиться, так это продемонстрировать эффект присутствия.
— Шесть истребителей — это много?
— То, что передали Украине — капля в море. Линия соприкосновения составляет более тысячи километров. Как они собираются на этом пространстве «размазывать» шесть истребителей? Они даже Львов эффективно не прикроют, не говоря уже о Киеве. До Киева из Львова они просто не успеют долететь.
— А что с летным составом? Его хватит?
— Конечно, нет. Вообще должно быть как минимум дежурное звено истребителей — две пары самолетов. Дежурные летчики находятся на аэродроме сутками. Одна пара дежурит ночью, другая — в светлое время суток. Получается, уже четыре экипажа должно быть задействовано в сутки.
Кроме того, должна быть еще резервная пара… Теперь посчитайте, какая нагрузка за неделю будет у 8-10 украинских лётчиков в расчете на шесть истребителей. Через два месяца их можно будет списывать, потому что они не смогут выдержать психологической нагрузки. И физиологическая нагрузка будет возрастать. Лётчик обязательно должен отдохнуть, побыть в кругу друзей или семьи, да просто выспаться. Иначе он не боец.
— И все же, теоретически перехватить цель в воздухе эти самолеты могут? Ведь иначе их бы не поставляли…
— Если у них случайно получится перехватить какую-то одну цель, то все равно результативность будет очень мала. Вероятность, скажем, для крылатой ракеты Х-101 класса «воздух — земля» Х-101 — один к пятидесяти. Для тихоходного большого ударного беспилотника «Герань-2» — один к двадцати пяти. А гиперзвуковые ракеты «Кинжал» и «Циркон» вообще не подлежат перехвату.
Дело в том, что в процессе пикирования с большой высоты тот же «Кинжал» летит с такой скоростью, что ПВО не успевает отследить его толком и включить автосопровождение. Срабатывает только обнаружение. Сигнал тревоги часто даже не успевают подать. Этот сигнал просто становится бесполезен — некого оповещать, хотя знают, в какой район падает.
Допустим, летит ракета в центральный район Львова. А что ты сделаешь? Телефонный сигнал или сигнал по громкоговорящей связи ничего уже не решает, даже из здания выбежать не успеют. Дефицит времени очень большой для того, чтобы решить эти вопросы. Тем более для полёта этой ракеты на конечном этапе траектории. Счет идет даже не на минуты, а на секунды.