Что такое «козырьки», «борода с цепями», подземная мастерская
Бой – это кульминация противостояния, исход которого зависит от того, кто к бою лучше приготовился. Тот, кто умнее, кто быстрее анализирует ситуацию и адаптируется к ней, кто нестандартно мыслит – всегда побеждает. Это касается и тактики действий, и способов применения оружия, и средств защиты.
Командир танкового взвода с позывным «Волк-61» Фото: Кадр из видео
Танкисты группировки войск «Запад» рассказали, как опыт боев на передовой помог им «прокачать тачку», сделать танк неуязвимым для средств поражения противника и без каких знаний и навыков не обойтись командиру танка.
Экипаж глубоко модернизированного Т-72Б3М из группировки «Запада», выполняющей боевые задачи на Купянском направлении, признается, что пришлось постараться для того, чтобы превратить танк в непробиваемую машину. Стандартную «семьдесятдвойку» в новом облачении не узнать – защита в несколько слоёв, «козырьки» от дронов, «борода» с цепями. Все для сохранения жизней бойцов и техники.
Командир танкового взвода с позывным «Волк-61» поясняет, что поставленные задачи танкистам приходится выполнять независимо от времени суток и погодных условий. Работают по разнообразным целям: это и пулеметные расчеты противника, и расчеты противотанковых управляемых ракет – ПТУР, и опорные пункты ВСУ. Удары по вражеским целям наши танкисты наносят как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций.
Т-72 Б3М оснащены установками РЭБ Фото: Кадр из видео
– Так как машина у нас подготовленная, чаще всего работаем прямой наводкой, – уточняет «Волк-61». – Выкатываемся на расстояние 700-800 метров до противника, а бывает, что и 500 метров. Практически вплотную. И разносим цели…
Работа на близком расстоянии от противника сопряжена с огромным риском, а потому военные стараются еще больше защитить свою боевую машину, делая ее практически неуязвимой для врага.
Командир, указывая жестом в сторону Т-72Б3М, поясняет, что одним из элементов защиты является так называемая «борода с цепями», защищающая машину от противоднищевых мин.
– Позади цепей прикреплен резиновый фартук, который также защищает от мин, – поясняет военный. – Сбивая мины, он направляет кумулятивную струю в другую сторону, а не под днище машины.
Наружная защита танка над рабочим местом механика-водителя также дополнена бронелистами с динамической защитой. Установлена она и на бортах, в ящиках для запасного имущества и запчастей. Все съемное — в случае, если нужно будет совершить марш, элементы снимаются, ставятся дополнительные топливные баки, и машина готова пройти сотни километров.
«Борода с цепями» Фото: Кадр из видео
На поддоне установлена дополнительная динамическая защита — бронелисты, противокумулятивные решетки, динамической защитой усилены борта танка.
– Борт машины с дополнительной защитой способен выдержать не одно попадание, – уточняет танкист.
Корма в свою очередь защищена противокумулятивными решетками, на которых установлены элементы динамической защиты – взрывпакеты, направляющие при попадании снаряда противника кумулятивную струю в сторону. На башне танка военные установили противодронный купол, который закрывает люки командира и оператора-наводчика от попадания дронов-камикадзе.
А еще Т-72Б3М оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы – РЭБ, которая защищает машину от дронов-камикадзе, нарушая их систему управления.
Подземная мастерская, где модернизируется и ремонтируется техника, – здесь же на передовой. Заведует ею командир танка с позывным «Плита», инженер-энергетик по образованию. Мелкий ремонт танкисты делают сами. Признаются, что мастерская, сделанная для себя, в разы сокращает время на ремонт. В результате получившие от огня противника легкие повреждения машины не покидают линию боевого соприкосновения, и готовы постоянно выполнять задачи.
«Маскировка — залог успеха» Фото: Кадр из видео
– Если можем самостоятельно устранить неисправность, то стараемся это делать, не гоняя машину туда-сюда, – делится «Плита». – Ежедневное техническое обслуживание и мелкий ремонт – все это в наших силах.
Есть в мастерской свой сварочный аппарат, верстак, тиски. Все как положено, поясняет командир боевой машины.
Из самых «неприятных» поломок – военный вспоминает, как им пришлось удалять течь среднего бака. После удара боевая машина получила пробоину. По правилам войскового ремонта пришлось бы снимать башню, но ребята смогли устранить неисправность на месте.
– Командир машины должен уметь все: работать и за наводчика, и за механика, и машину починить, если надо, – резюмирует командир экипажа.
Уничтожил две гаубицы М-777: командир расчета «Гиацинт-С» рассказал о контрбатарейной борьбе
Смотрите видео по теме