Владимир Шигин рассказал об истории праздника и вспомнил занятные случаи
Военные моряки и офицеры достают свою парадную форму, начищают до блеска туфли и пряжки на ремнях. На кораблях вот-вот взовьются Андреевские флаги и флаги расцвечивания… Значит грядет День Военно-Морского флота, который традиционно отмечается в последнее воскресенье июля. Об истории праздника, морских традициях, как на Черноморском флоте разогнали русалку с чертями, почему у моряков форма черного цвета, и что лежит в основе традиционного третьего тоста, рассказал «МК» капитан первого ранга запаса, писатель-маринист Владимир Шигин.
Фото: МК в Питере
— В 1935 году Сталин принял решение о создании океанского Военно-Морского флота, — говорит Владимир Шигин. — Началось строительство судовых верфей, судостроительных заводов, стали открываться военно-морские училища. В апреле 1939-го на должность наркома Военно-Морского Флота был назначен молодой флагман флота 2 ранга (ныне соответствует званию контр-адмирала) Николай Герасимович Кузнецов. В то время ему не было еще и 35 лет. Он поставил перед Сталиным вопрос о том, чтобы военные моряки имели свой праздник. Сталин с ним согласился. Осталось определиться с датой. Николай Герасимович предлагал даты, связанные с постановлениями ЦК, указами, когда был учрежден Наркомат. Все даты выпадали на осень. Как вспоминал в своим мемуарах Кузнецов, Сталин походил, покурил трубку и сказал, что этот праздник надо отмечать летом. Чтобы не было штормов, чтобы люди в хорошую погоду приходили полюбоваться морскими парадами. А потом подумал и сказал: «Николай Герасимович, я хочу вам сделать подарок. День Военного-Морского Флота мы проведем 24 июля, в ваш день рождения». Это было в 1939 году. Кузнецов вспоминал, что он просто онемел, потому что в истории ничего подобного еще не было. А Сталин, покрутив усы, продолжил: «Но, вы, не очень зазнавайтесь. В этом году 24 июля выпало на воскресенье, а потом мы будем проводить День ВМФ в последнее воскресенье июля». Кузнецов сказал спасибо, но заметил, что раз в семь лет все равно будет отмечать свой день рождения в День ВМФ.
В 1939 году, как рассказывает Владимир Шигин, Николай Кузнецов посетил Балтийский флот.
— Корабли на всех флотах стояли в парадном строю. Был объезд кораблей на катере, поздравления, крики «Ура!». В Севастополе, где вода была теплая, устроили звездный заплыв, который стал потом традиционным. Матросы плыли в одних трусах, тогда плавок еще не было. На голове у них были чехлы от бескозырок, за собой они тащили плотики, на которых были установлены транспаранты с надписями, прославляющей вождей, портреты Сталина, Ленина, руководители партии. И когда диктор кричал: «Слава коммунистической партии!», матросы начинали все разом бить по воде руками и кричать: «Ура!». Получалось очень зрелищно.
Капитан первого ранга рассказывает, что в 70-80 годах на Черноморском флоте укоренилась одна из традиций.
— Когда после парада зрители уже рассаживались, к берегу подходил катер, преображенный в Чудо-юдо Рыбу-кит, где восседали Нептун, русалка и черти. Нептун сходил на причал и вручал командующему Черноморским флотом грамоту на право владения Черным морем на год.
Но в 1998-ом с подачи капитана первого ранга Владимира Шигина, черти с Нептуном и русалкой на Черноморском флоте были разогнаны.
— Я задумался. Нептун — это символ языческий, русалка, по-русски говоря, вообще топлянка, нечисть, которая выбиралась на берег, заманивала людей, чтобы погубить, утопить их в реках и болотах. Я уже не говорю о резвящихся чертях, на которых «пробу ставить негде». Получалось, что нечистая сила давала право командующему Черноморским флотом владеть морем на год. Напрашивался вопрос, а кому мы подчиняемся? Многие адмиралы уже ходили в церковь, были верующими. А получалось, что грамоту брали от нечистой силы. Я опубликовал соответствующую статью в журнале «Морской сборник» Военно-Морского флота. Еще год по инерции Нептун с чертями приезжали. А потом моряков уже стали поздравлять на Черноморском флоте Екатерина II или адмирал Ушаков, роль которых исполняли артисты местных театров. На Балтике и на других флотах грамоты обычно вручал Петр I, заложивший основу Российского императорского флота. «Царь всея Руси» приезжал, стучал по настилам ботфортами. Настроение у всех было праздничное.
30 июля военные моряки, офицеры и их близкие соберутся за праздничный столом. И третий тост традиционно будет — «За тех, кто в море». Как выяснилось, у этого тоста — глубокие корни.
— Как-то античный философ Анахарсис Скифский сказал, что все люди делятся на три категории: на живых, мертвых и тех, кто находится в море. Человек, находящийся в море, как бы балансирует между жизнью и смертью. Море — чуждая для человека среда. Поэтому моряки во все времена поднимали третий тост «За тех, кто в море» и чокались. Чтобы люди, находящиеся в море, обязательно вернулись к своему берегу живыми.
Объяснил Владимир Шигин и черный цвет морской формы.
— Традиционная черная морская форма с золотом очень похожа на одеяния монахов. Монахи отрекаются от всего мирского и уходят в монастырь. Золоченые кресты — это приближение к Богу, к вечности. Моряки тоже уходят в дальние походы от родных берегов, от своих близких, многим жертвуя, во имя родины. Не случайно у них тоже черная форма с золотом. Такова морская традиция.