«Накрываем колонны, работаем по укреплениям, бьем по бронетехнике»
С «Ямалом», бойцом-артиллеристом, мы познакомились на позициях орудия «Гиацинт-Б» в Курской области. Расчет полностью состоит из добровольцев. Уничтожает живую силу, технику и укрепления ВСУ. Интеллигентного вида парень в очках давал указания номеру расчета. Оказалось, это командир орудия. А еще — мой коллега-журналист в недалеком прошлом.
Фото: Руслан Сергеев
Крайний Север – жаркий Юг
Позывной у «Ямала», что называется, географический. Парень родом из тех мест – родился и вырос на Ямале, в городе с красивым названием Лабытнанги. Потом семья переехала в Ростовскую область. В Ростове-на-Дону закончил экономический университет по специальности «журналистика».
— Полжизни я на севере жил, полжизни — на юге, – улыбается парень. – После вуза вернулся на Ямал, так как там были более выгодные предложения и возможности – в Ростове у меня не получилось реализоваться как журналист. До срочной службы работал на местном телеканале и в информационном агентстве «Лабытнанги». Приехал я туда в августе прошлого года, поработать успел до начала ноября. Работа очень нравилась. Повезло отучиться, пойти работать по специальности и понять, что это действительно мое.
На местном ТВ парень набрался опыта, появилась мечта в качестве военкора отправиться в ДНР, освещать события в Волновахе. Но вместо этого пошел… в военкомат.
Из журналистов – в артиллеристы
Присягу «Ямал» принял в ноябре 2023-го. Попал служить в часть под Белгородом. Когда начались обстрелы со стороны ВСУ, бойцов эвакуировали в Воронежскую область. Там на полигоне обучались стрельбе из различных артиллерийских орудий.
– В части записали в артиллеристы. Это было мое желание, – вспоминает «Ямал». – Когда появилась возможность служить в артиллерии, был очень рад, потому что у меня дед был артиллеристом, работал на гаубице во время службы в группе советских войск в Германии. В детстве я тоже хотел быть, как дед.
В семье все по мужской линии служили в армии, в том числе участвовали в боевых действиях. Отец – ветеран второй чеченской кампании. Когда началась СВО, я тоже думал, что рано или поздно меня призовут, и я тоже буду принимать участие в боевых действиях. Либо в качестве журналиста, либо в качестве военнослужащего…
Как говориться, мечты сбываются. Во время курса молодого бойца и на полигоне в Воронежской области «Ямал» встретил своих будущих «братьев по орудию». Вместе обучались стрельбе из пушки Д-30. Приведение к боевой работе, имитация выстрела — по словам «Ямала», парни умудрялись проделывать все операции за 2 минуты 40 секунд. Это на полторы минуты меньше норматива.
Еще на полигоне распределили должности: кто лучше стреляет, у кого хорошее зрение – наводчик, кто сильнее – замковый или снарядный. Я обучался на командира орудия. Сейчас каждый в расчете взаимозаменяем. Важнейшая вещь в боевой работе.
– Нас готовили как универсальных артиллеристов: обучались на Д-30, стреляли из «Рапиры» (противотанковая пушка МТ-12), а здесь уже работаем на «Гиацинте», — говорит «Ямал». — Любой из нас может заменить кого-то из расчета и отработать так же качественно, пока его товарищ, например, на другом задании. Нам повезло, что мы попали в один расчет! Еще сильнее сдружились. У нас скорее братские отношения. Нет такого, что, например, ставится задача провести маскировку, и кто-то говорит: я это не буду делать – ищи другого. Все знают, что нужно просто выполнить задачу. С ребятами очень повезло…
Фото: Руслан Сергеев
С первых дней вторжения ВСУ в Курскую область этот расчет ежедневно выполняет боевые задачи по уничтожению скоплений «вэсэушников», накрывает колонны, работает по укреплениям, бьет по бронетехнике, включая танки. И бьет метко – разведка подтверждает поражение целей, а командир представил бойцов к госнаградам.
«Все рвались на границу»
– Еще когда тренировались на полигоне, сразу попросились на границу. Либо в Курскую, либо в Белгородскую область — неважно, – вспоминает «Ямал». – Там составляли списки желающих. Все, кто сейчас в расчете, именно рвались бить врага. А когда ВСУ вторглись в Курскую область, мы просто умоляли нашего командира, чтобы он договорился и нас не эвакуировали в тыл. У нас было орудие, полный боекомплект, и нам очень сильно хотелось работать. Мы рады, что не отсиживаемся где-то, а занимаемся боевой работой.
– А как быстро научились работать на такой пушке? Тут одна станина весом с противотанковую пушку МТ-12…
– Да без особых проблем. Конечно, раньше у нас была Д-30, которая весит три тонны, а сейчас «Гиацинт» — весом под десять тонн. И в расчете не пять человек, а девять. Но потом, когда началась боевая работа, «перекаты», смена позиций, мы очень быстро адаптировались, и сейчас уже можем быстро «сложить-разложить» эту пушку. Если до этого мы делали это впятером, сейчас достаточно трех человек. То есть уже настолько опытные.
***
После службы «Ямал» собирается связать жизнь с журналистикой. Свою профессию любит не меньше, чем бить врага из «Гиацинта», мечтает стать военкором.
– Надеюсь, именно военная служба, боевая работа помогут мне реализоваться. А если не получится здесь по увольнении устроиться, вернусь на прежнюю работу и поеду военкором в Волноваху, – резюмирует «Ямал».
Кстати, команды телевизионщиков уже не раз посещали позиции «Гиацинтов» и общались с «Ямалом». Говорит, что уже как минимум пара-тройка федеральных каналов предложила работу… Но пока надо доделать главную работу.