Курсанты из Омска приехали в Подмосковье познать ремесло военных ремонтников
На днях мне представилась возможность побывать на автобронетанковом ремонтном заводе Минобороны. Располагается он в Подмосковье. Главная задача – ремонт двигателей наших танков, что поступают сюда из зоны СВО. А еще эта танковая «лечебница» решает важную задачу подготовки военных кадров для ремонтных подразделений. В этом я убедился лично.
Фото: Антон Алексеев
Недавно на ремзавод прибыли курсанты Омского филиала военной академии материально-технического обеспечения (МТО) для прохождения месячной практики. В будущем — это командиры военно-ремонтных подразделений, поэтому обязаны не просто знать, как и что, но и иметь прочные навыки работы, до автоматизма.
Починить двигатель танка — та еще задача. Капремонт должен исключить любую неисправность, движок надо полностью разобрать, проверить, а потом заново собрать. Мощность силовой установки, двигающей многотонную громадину, — сотни лошадиных сил. Масса и размеры соответствующие.
Это здоровенная V-образная железяка. Чтобы такую только разобрать, надо выполнить десятки манипуляций. Предварительно хорошенько промыть и только потом — «прооперировать»: разобрать и осмотреть коленчатый вал, головку блока цилиндров, проверить форсунки, коллекторы и так далее.
Фото: Антон Алексеев
В довершение всего — обязательно проверить работу собранного двигателя. Для этого на территории завода стоит испытательная станция на базе грузовика. Те, кто хоть немного связан с автомеханикой, отдаленно поймут объем задач, возложенных на молодые курсантские плечи.
У себя в Омске ребята получили необходимые теоретические знания и на практике кое-что уже отрабатывали. И все же здесь, на реальном заводе, все по-другому. На каждом рабочем месте они действуют, как правило, в одиночку, парами или тройками. Так что подход к ним у инструкторов без преувеличения индивидуальный.
В качестве преподавателей выступают местные специалисты, на счету которых десятки и сотни вылеченных движков. Готовы помочь молодежи с любым вопросом и прийти на выручку.
Правда, так будет не всегда. Принцип заводской практики построен таким образом: сначала курсанты научатся работать под присмотром профессионалов, а потом их соберут по небольшим группам и оставят тет-а-тет со сломанным двигателем. До победного, пока тот не заведется, действуя методом проб и ошибок.
— Ну и как они, часто портачат? — спрашиваю начальника завода Игоря Троянова.
Фото: Антон Алексеев
Отвечает, что в процессе обучения без ошибок, наверное, не обойтись.
— Главное, что у них есть блеск в глазах. Им самим интересно то, что они делают. Поэтому все у них получится, — уверен начальник.
За установкой для проверки и регулировки топливного насоса высокого давления внимательно наблюдает курсант Иван. В 12 колбах дизельное топливо должно влиться одинаково быстро и поровну. Две из них наполняются с запозданием.
— Мда-а, — протянул курсант, — надо будет отрегулировать еще…
В перерыве от занятия пообщались. Спрашиваю, как тот решил стать военным ремонтником.
— Отчим у меня военный, и я решил последовать его примеру. А что касается техники, то мне всегда нравилось с ней возиться, еще мальчишкой, — рассказывает курсант.
С юного возраста не раз помогал дедушке и отцу чинить автомобиль. Ум, говорит, так и сложился — технический. Осталось отучиться один курс, так что, можно сказать, до диплома рукой подать. Теперь его экспертного мнения частенько спрашивают друзья, когда у тех в машине барахлит движок. Неплохо иметь механика под рукой!
В случае же с танковыми двигателями, по словам Ивана, практически всегда его можно починить. Найти в чем проблема и исправить ее – это и есть главная задача, и она увлекает курсанта больше всего.
Фото: Антон Алексеев
Невзирая на молодой возраст, труды ребят не пропадут даром – все отремонтированные двигатели отправят обратно на передовую. И это, говорит Иван, особенно для него важно.
— Ни в коем случае не хотелось бы подвести наших бойцов, поэтому отдаемся учебе со всей ответственностью, — говорит он.
В среднем за неделю практики курсанты ремонтируют один-два двигателя. За всю практику – порядка четырёх-семи. Главное, как говорится, качество, а не количество. А в скором будущем они уже в роли начальников своих подразделений будут обучать своих солдат, изо всех сил стараясь, чтобы наша военная техника всегда была на ходу.