В феврале 2023 года над Атлантическим океаном у побережья Южной Каролины Военно-воздушные силы Соединенных Штатов перехватили не спеша проплывавший над территорией Америки аэростат из Китая. При этом со стороны Министерства Обороны США было заявлено, что справиться с этим смогли ракеты серии AIM-9X Sidewinder. Однако Пентагон не удосужился рассказать, что перехват осуществили только после второй попытки запуска.
Описание
«Сайдвиндер» AIM-9X представляет собой авиационные управляемые ракеты, предназначенные для поражения воздушных целей противника. Свое название оружие получило из-за своей головной части, которая заставляет его самостоятельно брать нужный ориентир в полете, реагируя на тепловое излучение заданного объекта. Аналогичные действия проводит гремучая змея, то есть уничтожает добычу по излучаемому ею теплу. Именно поэтому ракеты AIM-9X и прозвали «гремучий рогатый сайдвиндер». Но если перевести слово при помощи английского словаря, то выходит довольно чудное выражение «моталка боком».
Изначально ракеты планировались использовать в американских авианосных ударных группах. Но после того, как AIM-9X Sidewinder показали свои удачные возможности, в Пентагоне издали указ о расширении их применения. По утверждению военных экспертов, на конец 2022 года заводы изготовители выпустили более 200 000 таких ракет AIM-9X, которые Америка не только использовала в своих целях. Но и успешно продавала другим государствам.
История разработки
Работы по созданию AIM-9Х Sidewinder начали в 1996 году, занималась проектом военно-промышленная компания Raytheon, один из крупнейших поставщиков вооружения и военной техники для США. Ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» были предназначены для уничтожения воздушных объектов и имели небольшой радиус действия. Также AIM-9X Sidewinder можно было применять в условиях ближнего воздушного боя в любое время суток.
Этим оружием Министерство обороны США планировало заменить состоящие на вооружении бомбы у оперативно-тактической авиации. Необходимость в создании подобного проекта возникла из-за того, что в Америке было мало авиабомб, которые были в состоянии поражать цели на больших отклонениях углов, относительно самолета-носителя. Кроме того, новинка Sidewinder должна была иметь повышенную избирательность и надежную защиту от помех систем ПВО. А также не бояться привода, который отвечает за точность наведения в заданную точку по горизонтали и вертикали.
Также программу начали из-за недостаточно боевой эффективности тактических штурмовиков в США. Так, в 2107 году F-18 в Сирии над провинцией Ракка выпустил по сирийскому самолету 2 ракеты с расстояния 9,5 км. Первая из них вообще не попала по цели, а вторая повредила заднюю часть «старичка» Су-22, пилот выпрыгнул с парашютом. Подобные истории случались часто во время проведения миротворческих миссий США.
Проанализировав результаты ближних воздушных боев и неудачное поражение целей F-16 со Sidewinder и Миг-29 с Р-73, эксперты начали утверждать о превосходстве последних. И даже несмотря на то, что российским пилотам приходилось тратить время на сопряжение ракет нашлемной системой целеуказания и на подготовку оружия к пуску, они умудрялись поражать цели быстрее.
Несмотря на значительное превосходство американских AIM-9X Sidewinder по скорости, российские комплексы перехвата были более маневренными, и могли наводиться на цель при угловом отклонении от самолета-носителя до 60 градусов. Сравнивая последние два показателя, в Пентагоне пришли к выводу, что их новые ракеты AIM-9X должны превосходить по техническим характеристикам российские.
Конструкция и состав ракеты
Американская авиационная управляемая ракета AIM-9X Sidewinder, предназначенная для поражения летательных аппаратов, имеет стандартную аэродинамическую схему. Оружие оснащено крестообразным крылом из титанового сплава, подвижным оперением. Последнее работает благодаря интегрированному блоку газодинамических рулей. При создании AIM-9X Sidewinder физики взяли за основу агрегаты и механизмы предыдущей версии AIM-9M.
Боевая часть, предназначенная для поражения летательных целей, оснащена поражающими элементами из титана.
Механизм Sidewinder для обеспечения надежного предохранения от случайного взрыва боевой части и обеспечения безопасности при обращении с ракетой AIM-9X при старте до момента дальнего взведения, расположен в центральной полости стержневой. Его взвод осуществляется после исполнения трех условий:
получения команды SHOOT – пуск разрешен; полученного сигнала от индикатора осевой перегрузки, после того как ракета будет на расстоянии, безопасном для самолета-носителя; подачи инициирующих импульсов от взрывателя одновременно на оба конца заряда взрывчатого вещества боеголовки.
Лазерный взрыватель для боеприпаса AIM-9X Sidewinder содержит корпус, в котором размещены источник питания, детонатор и предохранительно-взводящий механизм, соединенный с оптическим датчиком цели. Он состоит из электронного блока, двух и более приемоизлучающих канала, каждый из которых содержит импульсный источник оптического излучения и фотоприемник. Самые главные элементы Sidewinder – передающий и приемный. Излучение волн видимого диапазона происходит через 4 передних окна при помощи диода, изготовленного из галлия и мышьяка.
Отраженные от цели сигналы принимаются при помощи полупроводникового прибора, который обладает превосходной линейностью характеристик по отношению к падающему световому потоку, низким собственным шумом и широкой спектральной характеристикой. Прием происходит через 4 окна, которые расположены в хвосте ракеты. Взрыватель, обеспечивающий подрыв боевой части на заданном расстоянии от цели без механического контакта с последней, представляет собой неразборную герметичную конструкцию, являющуюся самостоятельным отсеком ракеты. Системами управления AIM-9X Sidewinder являются:
всеракурсная головка самонаведения, работающая на принципе улавливания волн инфракрасного диапазона. Они излучаются захватываемой целью; аппаратура для определения параметров движения и координат различных объектов;
ударный взрыватель прямого действия и поражения целей; 2 термобатареи; компактное автономное криогенное устройство, которое необходимо для выработки хладагента и охлаждения чувствительных элементов.
Схема контура наведения Sidewinder на цели происходит благодаря пропорциональному закону управления. Эта система полностью цифровая, может самостоятельно проводить диагностику всех элементов и выполнять перепрограммирование. Составная часть ракеты, обеспечивающая снижение ее аэродинамического сопротивления в полете и защищающая элементы боевой ступени от силового и теплового воздействия набегающего потока воздуха, выполнена из искусственного сапфира.
Для того чтобы все внутренние элементы оружия «контактировали друг с другом», AIM-9X Sidewinder оснастили кабельной трассой, прикрытой пластиковым обтекателем. Его центральная часть изготовлена из алюминиевого сплава, внутри располагается модуль электронных приборов системы управления. Выставив установку в боевую позицию, пуск можно проводить после того, как головка самонаведения захватит цель. Можно запускать ракету Sidewinder и по другому целеуказанию без задействования ГСН. Для этого ракету оснастили бортовыми прицельными устройствами.
Пуск AIM-9X Sidewinder можно выполнить и при помощи нашлемной системы пилота. Прицел, совмещенный со шлемом, был разработан специально для использования AIM-9X с тактических боевых самолетов ВМС и ВВС Америки. Эта новая версия использует лучшее оборудование и программное обеспечение для отслеживания движения глаз пилота. Новый шлем JHMCS хорошо сбалансирован и его гораздо более комфортно носить. Модернизированная версия является более надежной касаемо поражения целей.
Особенности двигателя
Реактивный двигатель AIM-9X Sidewinder, не использующий для своей работы из окружающей среды энергию, имеет 4 газодинамических руля. Именно эта особенность двигателя дает немалое преимущество на больших углах отклонения. Они представляют собой четыре небольших плавника, вставленных в реактивную струю силовой установки. Как только включается электропитание системы ракет AIM-9X, рули избавляются от блокировки и «начинают питаться» гидросистемой. Получив угол атаки в сопловой сверхзвуковой струе, они создают силы, действующие на низ AIM-9X Sidewinder, и поворачивают ее в нужном направлении на цель.
Технические характеристики
Головка самонаведения AIM-9X Sidewinder, работающая на принципе улавливания волн инфракрасного диапазона, «может похвастать» углом прокачки в 90 градусов. При этом дальность захвата объекта достигает более 18 километров. Поражение цели в подвеске под носителем возможно при помощи указаний с НСЦ или БРЛС или при выполнении прямого прицеливания.
Другие известные характеристики AIM-9X Sidewinder:
Параметры | Значение |
Дальнобойность | до 20 км |
Длина | 2 м 90 см |
Диаметр | 127 см |
Ширина рулей | 445 см |
Стартовая масса | 85 кг |
Вес боеголовки | 9 кг 400 г |
Основной двигатель | твердотопливный Mk139 |
Диаметр маршевого двигателя | 152 мм |
Масса | 46 кг |
Температурный режим при использовании | от -54°C до +63°C |
Срок эксплуатации ракеты | 10 лет |