Х-28 («изделие Д-8», по классификации МО США и НАТО — AS-9 Kyle) — советская противорадиолокационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» средней дальности, разработанная в 1960-х годах дубнинским филиалом ОКБ-155-2 под руководством А.Я. Березняка (постановление СМ СССР от 10 января 1963 г.). По номенклатуре КБ Х-28 именовалась Д8 (изд.93). Принята на вооружение в 1973 году. Носители: Су-17М2/М3 (с контейнером «Метель»), Су-24 (2 ракеты на ПУ-28, штатная станция «Филин»), МиГ-23Б, Су-22. В настоящее время Х-28 снята с вооружения российских ВВС, на смену ей пришли ракеты Х-58, Х-25МП, Х-31П. Экспортировалась, стояла на вооружении ВВС Ливии, Ирака и стран — участниц Варшавского договора.
2 февраля 1968 г., был выполнен первый испытательный пуск управляемой ракеты класса «воздух-РЛС» Х-28. История ее создания восходит к 1960 г., когда в переписке с военными впервые появилось название будущей системы К-28 и были сформулированы основные требования к ней. Однако прошло более двух лет, прежде чем удалось согласовать проект постановления правительства о ее создании. Оно вышло 60 лет назад — 10 января 1963 г., им предусматривалась разработка «фронтовой авиационной ракетной системы К-28П», предназначенной для поражения РЛС противника и состоящей из самолета-носителя Як-28Н, крылатой ракеты Х-28 и системы управления, включающей аппаратуру целеуказания и наведения. Головным разработчиком фронтовой авиационной ракетной системы К-28П по постановлению правительства было назначено ОКБ-115 (Генеральный конструктор А.С. Яковлев), ракеты — филиал ОКБ-155 (главный конструктор А.Я. Березняк), твердотопливного двигателя для нее — завод №81 (главный конструктор И.И. Картуков), а бортовой аппаратуры целеуказания и самонаведения — ЦНИИ-108 Госкомитета по радиоэлектронике (ГКРЭ). Систему К-28П с головками самонаведения, работающими в диапазонах длин волн 10 и 20 см, требовалось предъявить на государственные совместные испытания (ГСИ) во 2-м квартале 1965 г.
Опуская промежуточные перипетии, связанные с историей разработки ракеты Х-28, упомянем лишь о самых интересных из них. В промежутке с 1963 по 1967 гг. дважды сменился разработчик ее двигательной установки. В 1964 г. было решено оснащать Х-28 не твердотопливным, а жидкостным ракетным двигателем — Р205-300, создание которого поручили ОКБ-4-300 в Тураево. Но в 1967 г. его сменило Уфимское МКБ «Союз», где началась разработка ЖРД Р253-300, который, в конечном счете, и «прижился» на Х-28. При этом упомянутый первый пуск опытной ракеты с самолета-носителя Як-28Н в феврале 1968-го был выполнен еще с «тураевским» Р205-300. Но из-за выявившихся сложностей с применением Х-28 на самолете Як-28, связанных с обеспечением его балансировки после пуска из-под крыла тяжелой (стартовой массой более 600 кг) ракеты, и фактического самоустранения от решения этой проблемы головного разработчика системы К-28П для продолжения испытаний Х-28 в Министерстве авиационной промышленности приняли решение использовать летающую лабораторию на базе транспортного самолета Ан-12Б — ее полеты с этой ракетой начались в 1970 г.
По сути, Х-28 спасло только то, что с 1965 г. в ОКБ Сухого началась разработка фронтового ударного самолета Т-58М (Т-6), в номенклатуру вооружения которого она также была прописана. В ходе своего развития этот проект претерпел существенные изменения, но состав его оружия не менялся. В результате, с 1971 г. Т-6 — уже в варианте с крылом изменяемой стреловидности — также присоединился к программе испытаний Х-28: первый пуск этой ракеты с опытного Т6-3И выполнили в марте 1971 г. Параллельно в ОКБ Сухого прорабатывалась возможность применения Х-28 и на машинах меньшей размерности, с перспективой ее внедрения на самолеты типа Су-17. В качестве летающей лаборатории для отработки ракеты был выделен опытный С22-11 (Су-7БМ №52-27), первый пуск Х-28 с которого был выполнен 7 июня 1972 г.
В составе комплекса Су-7-28 испытания Х-28 были завершены в 1973 г., а в составе Су-17М-28 — годом позже, и ракета вошла в номенклатуру авиационных средств поражения (АСП) Су-17М, принятого на вооружение в ноябре 1974 г. В дальнейшем она применялась на истребителях-бомбардировщиках Су-17М2 и Су-17М3, а также на некоторых экспортных модификациях Су-22. На каждом из этих самолетов подвешивалась одна ракета Х-28 (под фюзеляжем), при этом на пилоне под неподвижной частью крыла необходимо было устанавливать контейнер с аппаратурой наведения ракеты. Длина ракеты Х-28 составляла почти 6 м, диаметр корпуса — 430 мм, размах треугольного крыла — 1,39 м. Ее стартовая масса достигала 690 кг при массе фугасной боевой части 140 кг. Дальность пуска с больших высот могла доходить до 120 км, с высоты 5 км — до 70 км, а с высот до 1000 м не превышала 45 км.
Испытания Х-28 с носителем Т-6 завершились в 1974 г., и ракета вошла в состав АСП этого самолета, принятого на вооружение в феврале 1975 г. под обозначением Су-24. Он мог применять две Х-28, подвешиваемые на пусковых устройствах под неподвижными частями крыла. Так завершилась эпопея с разработкой первой отечественной противорадиолокационной ракеты, предназначенной для вооружения самолетов фронтовой авиации. Вплоть до появления ракет Х-27 и Х-58 единственными носителями такого оружия в ВВС СССР были только «суховские» машины. Ракеты Х-28 оставались на вооружении в нашей стране примерно до середины 1990-х гг.
Ракета Х-28 скомпонована по нормальной аэродинамической схеме. Корпус цилиндрический, переменного по длине диаметра. В носовой части установлен обтекатель ГСH оживальной формы. Крылья трапецевидной в плане формы, с прямыми задними и стреловидными передними кромками (угол стреловидности 75°). Рулевые поверхности цельноповоротные, горизонтальные поверхности повторяют в плане форму крыла. Вертикальное оперение состоит из двух частей — верхней цельноповоротной рулевой поверхности и нижней складываемой неуправляемой. Привод рулей — электрогидравлический ЭГС-40Л. Электропитание осуществлялось от моноампульной батареи А-221 через преобразователь ПТО-300/500К. На Х-28 установлен жидкостный реактивный двухкамерный двигатель Р-253-300, разработанный в ОКБ-300 под руководством С.К.Туманского.
Система наведения — пассивная радиолокационная головка самонаведения типа ПРГ-28М. ГСН разработана в ЦКБ-111. Ракета может оснащаться тремя типами пассивных радиолокационных ГСH для наведения на наземные и корабельные РЛС, работающих в трех основных диапазонах частот. Автопилот — АПР-28 разработан в НИИ-923. Кинетический нагрев в полете с высокими скоростями (до М = 3) заставил установить на передних кромках крыла и оперения накладки из жаропрочного пресс-материала. Сама конструкция выполнялась преимущественно из теплостойких материалов — сталей ЗОХГСА, ЭИ-65И и специального дюраля Д19. Объемистый носовой обтекатель размером 1250×300 мм изготовлялся из стеклотекстолита по специальным технологиям, сочетающим высокую радиопрозрачность с требуемой прочностью и теплостойкостью. Тем не менее для обеспечения заданной работоспособности первые серии Х-28 приходилось комплектовать тремя разными конусами, рассчитанными на определенный диапазон волн. Позже удалось добиться «просветления» обтекателей и требуемой радиопрозрачности во всем требуемом спектре частот.
Фугасная боевая часть 9А283 массой 155 кг несла 74 кг взрывчатого вещества и была снабжена контактным электромеханическим взрывателем ЭВМУ-139 и неконтактным взрывателем РОВ-5, обеспечивающим подрыв БЧ в воздухе на высоте, оптимальной для уничтожения РЛС. Боевая часть монтировалась в корпусе с торца, баки горючего и окислителя не имели межбакового отсека и были выполнены по совмещенной схеме. Особенностью ракеты стала возможность установки на ней сменной БЧ, в том числе и ядерной (Х-28 должна была «взламывать» ПВО противника, расчищая путь группам ударных самолетов).
Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте). В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний на замеряемые угловые отклонения ракеты. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними — основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300.
Носителями Х-28 стали Су-24иСу-17М (М2, МЗ), причем большие габариты Х-28 потребовали проведения на Су-17 оригинальной доработки: в месте подфюзеляжной подвески ракеты приходилось устанавливать панель с подштамповкой под ее киль, а нижний киль складывался, подобно «большим» ракетам Х-22 и КСР-5. Сама подвеска на самолет пусковой ПУ-28С была нелегким делом — его балка весила 100 кг. Аппаратура обеспечения и управления ракетного комплекса размещалась на Су-17 в подвесном контейнере (система «Метель-А» и «Метель-АВ», различавшиеся диапазоном), а на Су-24 находилась на борту самолета (система «Филин-Н»). С их помощью ГСН и САУ ракеты готовились к пуску, получая информацию о направлении на РЛС, углах пеленга и тангажа, программировался профиль полета и выхода на цель. Приемной антенной при использовании «Метели» служила ГСН ракеты, «Филин» сам по себе являлся пассивной РАС с оборудованием и антеннами, служившими для обнаружения и пеленгации цели с последующим вводом данных в систему ракет. Автономный поиск и поражение с помощью «Метели» оказался слишком трудной задачей. Прицельный пуск Х-28 мог осуществляться только по РЛС-цели, положение которой было уже установлено, и задача летчика сводилась к выходу в намеченную зону пуска, привязке к ориентирам и после захвата объекта ГСН выполнении пуска.
Значительные массогабаритные характеристики Х-28, в конечном счете, были следствием требований к ней и уровня оборудования того времени: круговое вероятное отклонение достигало 20 м, что требовало мощной БЧ для надежного поражения и без прямого попадания. ЖРД со стартовой тягой более 8000 кгс, обеспечивший высокую скорость и дальность (в эксплуатации, по условиям скорости и высоты пуска, ее ограничили 30-35 км, хотя на больших высотах она могла быть значительно больше) принес массу эксплуатационных трудностей. Хранить ракету, снаряженную 235 кг «парящего» окислителя АК-27П (смесью азотной кислоты и закисью азота) и не менее едкого и токсичного топлива ТГ-02, подолгу было нельзя, а после слива баки требовалось тщательно промывать нейтрализующим раствором и просушивать, что требовало спецсредств, сил и времени, и с трудом обеспечивалось даже на стационарных аэродромах, не говоря уже о полевых условиях. Комплект оборудования и проверочной аппаратуры развертывался на специальных площадках подготовки ракет ППР-28, а все работы выполнялись в защитных спецкостюмах.
Технические характеристики ракеты Х-28
Длина, мм 5970 (6040)
Максимальный диаметр фюзеляжа, мм 430
Размах крыла, мм 1930
Стартовый вес ракеты, кг 690 (715)
Вес фугасной боевой части 9А283,кг 140
Дальность стрельбы, км
— по проекту 90-110 (120)
— с высоты 5 км — 70
— с малых высот — 25-45
Скорость полета, м/с 800
Высота применения, м 200-11000
Круговое вероятное отклонение, м 20
Вероятность попадания в цель 0.8