Сверхзвуковая крылатая ракета Х-22 с названием «Буря», по натовскому классификатору именуемая Kitchen, имеет противокорабельное назначение. Она находится в составе авиакомплекса К-22, предназначается для базирования на значительных расстояниях, позволяет уничтожать авианосцы и их группы посредством боеголовок ядерного или фугасного типа. Ракета производилась в течение длительного времени, получила много модификаций.
Как создавалась ракета
К созданию авиакомплекса К-22 с крылатой ракетой значительной дальности поражения Х-22 приступили после выхода 17 июня 1958 года Постановления Совета министров №426-201.
В период с 1983-го по 1984 год советские ракеты поставлялись в Ирак. Но после размещения в Ираке американских войск в 2003 году поставки прекратились. Производившиеся в СССР экземпляры после распада страны стали частью вооружения российской, казахстанской, белорусской, украинской армии.
Первые полевые испытания
Разрабатывать авиационный комплекс принялся филиал конструкторского бюро №155 в Дубне, который сегодня называется АО Государственное конструкторское бюро «Радуга». Разработкой блока наведения занималось конструкторское бюро №1 Государственного комитета по радиоэлектронике, которое сейчас называется ОАО Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей». Блок наведения был представлен в 3-х вариациях:
с инерциальным автономно работающим определителем расстояния; с активной радиолокационной головкой самонаведения; с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.
Ракета Х-22 «Буря» представляет собой оптимизированный вариант модели К-14. Применение жидкостного ракетного двигателя поспособствовало достижению значительных скоростей полета — более чем в 3 раза выше скорости звука на высоте 22 км.
Первый опытный экземпляр ракеты был выпущен в 1962 году на Дубненском машиностроительном предприятии №256. Одновременно начали отрабатывать головку самонаведения ракеты с модифицированного для этой цели Ту-16К-22. Сначала в 1961-ом самолет-бомбардировщик Ту-22 превратили в ракетоносец. В этом же году подготовили самолет-ракетоносец Ту-22К. Испытывали ракеты «Буря» в Государственном Краснознаменном научно-испытательном институте ВВС в Ахтубинске. Первый штатный запуск проведен 2 ноября 1963 года.
Последующие доработки
Проблемой эксплуатации ракеты Х-22 стали частые аппаратные поломки, поэтому систему пришлось дорабатывать не один год.
В 1965-ом военно-воздушные силы имели более 100 самолетов Ту-22, но ни один из них не предназначался для переноса ракет. Со второй половины 1965 года на авиационном заводе в Казани стартовало производство самолетов-ракетоносцев Ту-22К. К 1969 году удалось сделать 75 летательных аппаратов. Но из-за доработок комплекса самолеты модели Ту-22К стали частью военной авиации страны лишь в 1968 году. А в феврале 1971-го авиакомплекс К-22 Постановлением Совета министров стал, наконец, частью вооружения.
Модификации
За несколько десятилетий своего существования ракета Х-22 «Буря» подверглась ряду модификаций. Созданы следующие модели:
Х-22ПГ — базовая модель с радиолокационной головкой наведения, предназначенной для уничтожения точечных объектов. Цель захватывается перед самым запуском, когда ракета еще находится на самолетном подвесе. Боеголовка может быть фугасной весом 960 кг или ядерной от 350 до 1000 кт. Модель поступила на вооружение в 1968-ом. Х-22МА — модификация с увеличенной скоростью — до 4000 км/ч. Стала частью оружия ВВС в 1974 году.
Х-22МП — модель с пассивным блоком наведения. Скорость тоже достигает 4000 км/ч. Выпуск тоже датируется 1974 годом. Х-22П — модификация с пассивным блоком самонаведения, захватывающим радиоизлучение вражеской техники. Боеголовка имеет простой заряд относительно невысокой мощности. Принятие на вооружение датируется 1976 годом. Х-22НА — модификация с инерциальным блоком управления, возможностью корректировать направление по рельефным особенностям местности. Поступила на вооружение в 1976-ом.
Х-22Б — аэробаллистическая модификация, развивающая скорость до 6 Махов и поднимающаяся до 70 км. Была разработана в 1970-е, но осталась на опытном уровне, поскольку возникли неразрешимые технические недочеты. Х-32 — модель, подвергшаяся значительному преобразованию по силовой установке и блоку наведения. Разработка стартовала еще в 1980-е, но затянулась, поэтому испытания ракеты прошли лишь в 1998-ом, а поступление на вооружение состоялось в 2016 году. Д-2 «Радуга» — гиперзвуковая гражданская модель. Предназначена для исследования летных характеристик в режиме гиперзвука. Ракета способна переносить до 800 кг разного оборудования, поднимается на высоту до 35 км, достигает скорости 6,5 Маха. Силовой блок включает ускоритель и гиперзвуковой двигатель воздушно-прямоточного типа. Стартовой базой выступает самолет Ту-22М3.
Конструкция и используемые материалы
При создании Х-22 «Буря» первостепенным было сохранение функциональности системы при высоком термическом воздействии. Летящая ракета нагревалась до 350-400°C, поэтому сплавы алюминия, устойчивые к температуре до 130°C, применять было невозможно. Поэтому основу конструкции составили титан и нержавеющая сталь. Для соединения крупных элементов применялась сварка.
Возникли проблемы с производством обтекателей головки самонаведения их стеклотекстолита. Требовалось сохранение их функциональной стабильности при термическом воздействии до 400°C. Поэтому для изготовления обтекателей стали применять термостойкие клеевые составы, минеральные волокна и радиопрозрачные элементы.
Чтобы транспортировать крупногабаритные ракеты Х-22, были созданы тележки Т-22. Гидравлическая система их такова, что задние колеса способны опускаться. Благодаря этому, массивная ракета закатывается под самолет с малым промежутком. Для подвешивания тяжелых ракет «Буря», предназначенных для уничтожения крупных кораблей, используют электролебедки.
Компоновка
Ракета Х-22 состоит из 4-х отсеков, соединяемых фланцами. В «носу» находятся головка самонаведения, блок управления, доплеровский измеритель скорости сноса. В следующем отсеке Х-22 расположены комплекты контактных и воздушных взрывателей, боеголовка, топливные баки. Далее следует отсек с аккумуляторами сухого типа, автопилотом и установкой наддува баков. В «хвосте» ракеты находятся рулевые механизмы, турбонасос силовой системы с предельным расходом 80 кг/с, 2-камерный жидкостной ракетный двигатель Р201-300.
Крылья и оперение
Ракетный планер конструктивно соответствует самолетной схеме. Стабилизатор и крыло имеют среднее расположение. Крыло треугольной формы имеет стреловидность 75°. По переднему краю у него предусмотрен симметричный сверхзвуковой профиль, относительная толщина которого составляет 2 %. Чтобы крыло было достаточно прочным при незначительной высоте, в корневой части составляющей лишь 9 см, предусмотрена конструкция из нескольких лонжеронов с толстым покрытием.
Составляющие оперение симметричные консоли, имеющие относительную толщину 4,5 %, обеспечивают курсовое управление. Находящийся сверху киль выполняет рулевую функцию, отвечает за направление, а горизонтально устремленное оперение определяет крен и килевую качку. Поверхность одной консоли составляет 2,24 м2.
Оснащение
Под килем, находящимся под корпусом, встроены антенны. Сначала киль прикреплялся к ракете, когда она уже была на самолетном подвесе. Позже для удобной транспортировки сделали киль, крепящийся на шарнирах, складывающийся в правую сторону в направлении полета. Благодаря этому, ракета Х-22 стала ниже — 1,8 м. После закрепления ракеты на подвесе киль раскладывается.
Самые крупные элементы Х-22 «Буря» — 5-метровые отсеки из нержавеющей стали с тонкими стенками и силовым оснащением.
Они держат на себе крепежные элементы крыла. Для обеспечения достаточной прочности ракета Х-22 обладает минимальным количеством эксплуатационно-технических люков, делающих конструкцию слабее. Чтобы стабилизировать центр тяжести ракеты, поддерживать траекторию, предусмотрен автопилот АПК-22А с рулевой гидравликой.
Жидкостной двигатель имеет 2 камеры, каждая из которых соответствует определенному режиму полета Х-22. Стартовая камера, разгоняющая ракету до скоростного максимума, имеет тягу на форсаже 8460 кгс. Маршевая камера, поддерживающая достигнутую скорость и высоту полета, имеет тягу 1400 кгс. Силовая система подпитывается турбонасосом. Заправляется ракета «Буря» 1 т горючего топлива ТГ-02 и 3 т окислителя АК-27И.
Поражать точечные цели Х-22 может посредством обычных «Н» и специальных «М» зарядов. При поражении групповых целей применяется заряд «М». Весит снаряд «Н» 900 кг, из этой массы на взрывчатый материал приходится 600 кг. Этого количества взрывчатки достаточно, чтобы испепелить цех предприятия стандартного размера. При атаке на группу объектов самолет, несущий оружие, определяет направление выстрела посредством радиолокационной системы.
Особенности полета
Когда Х-22 отцепляется от самолета, автоматически воспламеняется топливо. Ракета разгоняется, одновременно набирает высоту. Когда скорость полета достигнет нужной отметки, силовая установка начинает работать в маршевом режиме.
При точном попадании Х-22 «Буря» уничтожает крейсер, авианосец. При скорости подлета 800 м/с размер пробитого отверстия превышает 20 м2, а кумулятивный поток выжигает все внутри на глубину 12 м. При атаке на точечный объект головка самонаведения определяет направление в 2-х плоскостях. После достижения углом антенны нужного значения в вертикальной плоскости ракета переходит в пикирующий режим под углом 30° к земной поверхности. В зоне пикирования управление в обеих плоскостях осуществляется в соответствии с сигналами блока самонаведения.
Заряд «Н» взрывается при контакте с объектом, а заряд «М» — после сигнала блока самонаведения. Крупный корабль обнаруживается ракетоносцем на расстоянии до 340 км, цель захватывается и сопровождается с расстояния до 270 км. При атаке на групповую цель возможное круговое отклонение Х-22 составляет 5 км.
Характеристики ракеты
Ракета Х-22 «Буря» имеет следующие технические характеристики:
длина — 11,6 м; диаметр — 0,9 м; размах крыла — 3,0 м; стартовый вес — 5780 кг; высота полета — до 25 км; скорость полета до 4,6 Маха (гиперзвуковые — от 5 Махов); высота использования — 10-12 км; дальность выстрела — до 600 км.
Преимущества и недостатки
Крылатая ракета «Буря», благодаря множеству достоинств, стала значимой частью вооружения в советской и российской авиации. Главные преимущества Х-22:
продолжительный эксплуатационный срок; универсальность использования, возможность установки на самолеты Ту-22К, Ту-22М, Ту-95К-22; высокая скорость; мощность боеголовки; значительная дистанция полета с высокой вероятностью ухода от ПВО.
Недостатки у Х-22 «Буря» тоже есть:
низкая точность инерциальной навигации, основанной на гироскопе и радаре — лишь 50 % выпусков попадают в границу 600 м от цели; низкая точность при использовании не ядерной, а фугасной боеголовки, из-за чего приходится для поражения одной цели выпускать несколько ракет; сложная и опасная подготовка к эксплуатации из-за применения токсичного ракетного топлива — ракетчики работают в специальной экипировке, а рядом находится медико-аварийная команда; невозможность длительного хранения в заправленном состоянии из-за слабой устойчивости конструкции к коррозии и возможности разгерметизации токсичного топлива.
В военных частях принято минимизировать процедуру заправки Х-22. Для учебных вылетов используют оружие без заправки.
Полеты на ракетоносцах с таким оружием — дело предельно ответственное. Поэтому к полетам допускают лишь пилотов с большим стажем.