Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — снаряд класса «земля-земля», поражающая дистанция которого превышает 5500 км. Возможно уничтожение стратегической цели на другом континенте. Эти ракеты имеют ядерную начинку и защиту от вражеских ПРО. В связи со складывающейся в мире напряженной обстановкой, грозящей ядерной войной, многим интересно узнать о межконтинентальной баллистической ракете: ее описание, характеристики и историю разработки.
Как появились МБР
Разработчиком принципов ракетостроения и изобретателем реактивного жидкостного двигателя был Циолковский. В 1909 году американский инженер Ричард Годдард придумал схему многоступенчатой ракеты, которая уменьшает вес и увеличивает дистанцию полета, когда от нее отделяется ступень.
В 1937 году гениальный немецкий конструктор Вернер фон Браун основал ракетный центр, включающий аэродинамическую испытательную установку и завод, где сжижался кислород. В этом центре был создан снаряд ФАУ-1, который взяли за основу для выпуска в 1942-ом баллистической ракеты ФАУ-2. Эта ракета, весящая 13 т, преодолевала 300 км, летя со скоростью 1,5 км/с.
В конце Второй мировой войны документация и результаты разработок немецких инженеров, а также экземпляры ФАУ-2 оказались в руках советских и американских военных. На основе полученных материалов уже спустя год американцы создали ракету «Redstone», в советские ученые сконструировали модель Р-1.
Первые американские и советские МБР были фактически аналогами ФАУ-2. Как и немецкий оригинал, они имели один существенный недостаток — окисляющим элементом в них был сжиженный кислород. Этот окислитель постепенно испарялся, поэтому его длительное хранение внутри ракеты не представлялось возможным. Требовалась постоянное производство жидкого кислорода. Советские ученые вышли из положения, сделав окислителем азотную кислоту.
ФАУ-2
В 1954-ом стартовала разработка первой советской межконтинентальной ракеты Р-7, которую в народе затем прозвали «семеркой». Ее успешные испытания прошли в августе 1957 года, а на вооружение она поступила в 1960 году. Годом ранее в СССР были сформированы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). В 1962-ом на вооружение советских вооруженных сил поступила одноступенчатая ракета Р-17, которую американцы прозвали «Скад».
В начале 1950-х американские инженеры разработали MGR-1 «Honest John» с двигателем, работающим на твердом топливе. Новая двигательная система оказалась удачным решением, активно задействовалась в течение 40 лет. В СССР тоже производились твердотопливные ракеты, например, ЗР-9 «Луна».
MGR-1 «Honest John»
Отклонение первых ракет превышало сотни метров. Единственной возможностью повысить их тактическую эффективность было использование ядерных боеголовок.
В 1959-ом американцы приняли на вооружение модель SM-65 Atlas, ставшую основным звеном американских ядерных сил.
Значимым этапом совершенствования ракетного оснащения стала разработка ракетных комплексов с разделяющимися головными элементами. Первые модели не имели системы отдельного наведения зарядных блоков. Конструкция, подразумевающая эксплуатацию нескольких малых зарядов, а не одного большого, оказалась более эффективной при поражении площадных объектов и при противодействии ПРО противника.
В 1970-ом в СССР появились МБР Р-36 с 3-мя зарядными блоками, каждый из которых весил 2,3 Мт. Тогда же американцы ввели на вооружение ракетные комплексы Minuteman III, обладающие способностью разводить боеголовки в направлении разных целей. Для этого ракеты оснастили разводным блоком, находящимся в дополнительной ступени с маневровой двигательной системой.
МБР Р-36
В СССР в 1976-ом появились первые мобильные установки на шасси — 2С «Темп». А в 1989 году были приняты на вооружение МБР, базирующиеся на железнодорожном транспорте, — РТ-23 УТТХ. В США тоже пытались создать подобные межконтинентальные ракетные комплексы, но вывести разработки в производство так и не получилось.
Особым периодом в истории разработки советских МБР стало создание тяжелых ракет. В 1967 году на вооружение были приняты ракеты Р-36, а в 1975-ом — их модернизированная версия Р-26М. Американцы в 1963 году выпустили тяжелую межконтинентальную ракету «Титан-2». Самая тяжелая МБР в истории создания такого оружия — советская Р-36М2, выпущенная в 1988 году. При весе 211 т она способна пролететь 16000 км, неся 10 зарядных блоков, каждый из которых весит 750 Кт.
Описание и принцип работы
За короткое время до старта в систему ракетного управления вбиваются координаты конечной точки и траектория. Затем запускается двигательная система 1-ой ступени. Когда баллистическая ракета разгоняется, специальный рулевой механизм корректирует направление для выхода на указанную траекторию. При наборе определенной высоты носитель отделяется от головной части.
Головная часть продолжает полет по инерции с ориентировкой на цель посредством двигателей. Отделившиеся ступени сгорают в атмосфере. Отделяются ступени по минометному принципу. Межступенный сектор наполняется газом, активизируются детонаторы в точках нахождения крепежей ступеней. В результате ступени отделяются без толчка.
Сигнал на отделение ступени подается, когда ракета достигнет нужной скорости, выйдет на заданную траекторию. Разгоняется МБР до 5 минут, скорость движения головной части достигает 6–8 км/с. Когда головная часть отделится от ступени запуска, активизируется ступень разведения. Посредством жидкостного двигателя зарядные блоки расставляются по нужным траекториям. Точность наведения обеспечивают радиоэлектронные и инерциальные блоки управления.
Чтобы защитить ядерную начинку от перегрева, головная часть оснащена обтекателем, имеющим защитное покрытие. Обтекатель поддерживает оптимальные аэродинамические значения полета в плотном атмосферном слое. Когда МБР достигает заданной высоты, он сбрасывается.
Точность достижения цели определяется значением максимального радиуса территории, в центр которой упадет баллистическая ракета в 50 % запусков. Для МБР производства США наилучшим значением считается радиус 100 м, для российских ракетных комплексов — 200 м.
Особенности конструкции
Баллистическая ракета состоит из ступеней разгона и головной части с боевым зарядом. Головная часть включает разводящую систему, которую военные называют «автобусом», боеголовку, установку противодействия ПРО и электронный вычислительный комплекс.
Существуют 3 вида баллистических ракет по используемому топливу:
твердотопливные — работающие на основе алюминия и перхлората аммония; жидкотопливные — топливом выступает керосин, а окислителем жидкий кислород; смешанные — малораспространенные, включающие топливные системы разного типа.
Твердотопливные МБР проще в конструкционном плане, более подходят для продолжительного хранения, их легче ввести в боевое положение. Зато у жидкотопливных ракет выше летные характеристики, они приспособлены к многократным включениям, выключениям и изменениям тяги.
Для изготовления ступеней для твердотопливных ракет применяется композиционный материал — стеклопластик, внутри имеющий термически устойчивое покрытие. В жидкотопливных МБР ступени сделаны из алюминиево-магниевого сплава. Снаружи ракетный корпус вне зависимости от вида топлива покрыт темным защитным слоем, предупреждающим перегревание и поражение от взрыва.
К средствам противодействия ПРО, расположенным в головной части баллистической ракеты, относятся отражатели, передатчики помех, крупные и легкие ложные цели. Современные ложные цели оснащены собственными двигателями. Общий вес средств противодействия ПРО достигает 0,5 т.
По базированию межконтинентальные ракетные комплексы делятся на следующие виды:
выпускаемые со стационарных наземных установок — Atlas, Р-7; выпускаемые из шахтных установок — Minuteman, РС-18, РС-20; выпускаемые из мобильных установок на основе шасси — «Тополь»; выпускаемые их железнодорожных установок — РТ-23 УТТХ; выпускаемые из субмарин — «Булава», Trident; выпускаемые их морского дна в капсульных установках — «Скиф».
РТ-23 УТТХ
Первый вариант базирования МБР был исключен еще в 1960-е, поскольку не отвечал требованиям надежности сокрытия и защиты ракет. Современные шахтные установки имеют отличную защиту, в том числе от ядерных ударов. Остальные варианты мобильные. Их плюс в трудности обнаружения. А минус в том, что мобильность ограничивает габариты ракет.
Как проходит полет ракеты
Баллистическую межконтинентальную ракету запускают по траектории, учитывающей изменение силы гравитации и плотности атмосферы. Старт МБР обычно вертикальный, обеспечивающий быстрое преодоление плотных атмосферных слоев. На преодоление воздушного пространства затрачивается 20 % двигательной тяги.
Выйдя из тропосферы, МБР посредством системы управления постепенно меняет направление из вертикального в горизонтальное, устремленное к цели. К завершению работы двигательной системы ракетная ось получает угол наклона, соответствующий максимальной дальности полета, — примерно 45°. Он уменьшается в зависимости от повышения скорости МБР. Так, при скорости 7 км/с угол наклона ракеты, преодолевающей 9000 км, равен 26°.
Межконтинентальная ракета при полете находится на высоте 1000 км и выше. Ее видят на радиолокационных мониторах на значительном расстоянии. После отключения двигательной системы МБР продолжает инерционное движение, ее траектория приближается к эллипсу. На вершине эллипса отмечается минимальная скорость. Точка апогея ракетной траектории находится на высоте в несколько сотен километров от земной поверхности, где практически нет атмосферного сопротивления. Когда траектория нисходит, скорость увеличивается. При вхождении в низкие и плотные атмосферные слои МБР разгоняется до огромной скорости, при этом сильно нагревается.
Защита от МБР
Военные на начальном этапе разработки межконтинентальных ракетных комплексов задумались о том, как своевременно обнаруживать МБР противника. Ведь от этого зависело время, остающееся для нанесения ответного удара. А значит, риск нападения сводится к минимуму.
Российская система предупреждения ракетного нападения (СПРН) основывается на комплексе мощных радиолокационных станций. Другая система «Дон-2Н», являющаяся частью оборонного комплекса Москвы, может выявить металлические предметы диаметром 50 мм на высоте до 350 км и на расстоянии до 800 км.
Дон-2Н
Российская противоракетная система включает не только наземные установки, но и спутниковые системы. Вторые способны выявлять запущенную баллистическую ракету уже на старте, в то время как радиолокационные станции видят МБР уже после поднятия на определенную высоту. Запущенный в 2015 году спутник «Тундра» — первый в новом комплексе СПРН.
Для предупреждения случайной активации ракетных установок и начала ядерной войны предусмотрены так называемые «ядерные чемоданчики».
Российский «чемоданчик», разработанный в СССР, называется «Чегет». Отправить код на стартовую установку может только главнокомандующий, то есть президент. Когда код дойдет до ракетной системы, два оператора «в две руки», то есть одновременно, включат пуск ракеты.
В качестве дубликата «Чегета», если тот невозможно будет активировать по причине уничтожения или повреждения, в 1980-е была создана система управления МБР «Периметр». Эта система не активизируется, пока идет «сдерживающий» сигнал из пункта управления ядерными силами. Когда сигнал оборвется, «Периметр» без человеческого участия запустит ракету, которая станет сигналом к старту всем остальным МБР в стране.
Примеры ракетных комплексов
Вот несколько примечательных баллистических ракетных комплексов американского и советского производства, вошедших в историю ракетостроения:
МБР с индивидуальным наведением зарядных блоков головной части. Зарядные блоки устанавливаются на автономной системе разведения с двигателем. Эта система активируется после выхода головной части на орбиту. Каждый блок выходит на заданную траекторию, после чего отстреливается. После отделения последнего блока система разведения сгорает в атмосфере. По такому принципу устроена американская баллистическая ракета Minuteman III и советская модель Р-36М.
Minuteman III Ракетный комплекс «Воевода» Р-36М2, называемый американцами «Сатана». Оснащен управляемыми зарядными блоками, которые, отделившись от носителя, летят вне атмосферного слоя не по баллистической траектории, а в соответствии с тягой собственных двигателей. Войдя в атмосферу, практически недоступный для ПРО блок включает аэродинамическое управление, а его радиолокационная система сканирует земную поверхность, сравнивает ее с картографическими данными, после чего точно определяет цель.
«Воевода» Р-36М2 Американская крылатая ракета AGM-129, выпускаемая с самолета B-52. Наведение на цель осуществлялось посредством сканирования земной поверхности лазерным локатором, сравнения полученных картографических данных с введенными в бортовую систему. После распада СССР американские ВВС перевели ракету в резерв.
AGM-129 Железнодорожный ракетный комплекс РТ-23 «Молодец». Устанавливался в вагоны, похожие на почтовые. Поэтому разведывательная авиация и спутниковые системы не могли отличить ракетные вагоны от обычных. Для активации ракеты локомотив останавливался, вагонная крыша раздвигалась, давая выход пусковому контейнеру МБР.
Американская МБР LGM-118A Peacekeeper для шахтного и железнодорожного базирования. Американцы также планировали сделать такие ракетные комплексы на гусеничном и колесном ходу, а также сбрасываемые с военных транспортников МБР, но разработка оказалась неудачной.
МБР LGM-118A Peacekeeper
Кто может запустить ядерные МБР
Сегодня обладателями межконтинентальных баллистических ракет являются Россия, США, Китай, Великобритания, Франция. Возможно, межконтинентальные ракеты имеются у Израиля, но страна хранит молчание по этому вопросу.
Разработкой межконтинентальных баллистических ракет занимаются Индия, Пакистан и Северная Корея. Индусы весной 2021 года провели успешное испытание МБР «Агни V». Северокорейцы начали разработку своей ракеты «Тэпходон-2» еще в 1987 году.
В рамках своей космической программы Иран успешно разрабатывает собственную МБР. Иранская ракета «Сафир-2», выходя на суборбитальную траекторию, способна преодолеть 4500 км. ЮАР и Израиль в 1980-е разрабатывали МБР RSA-3, но она так и не была принята на вооружение по причине крушения южноафриканского режима апартеида.